Обучение демократии в школах
Содружества австралийских государств
В Содружестве австралийских
государств большое внимание уделяется как
обучению основам знаний о демократии, о
демократической системе управления страной, так
и формированию практических навыков. По словам
профессора Алана Рейда, именно школы должны
явиться тем местом, где дети из разных слоев
общества могут получить демократические навыки
и способность к либеральному гражданству,
включая навыки общежития и способность к
публичным выступлениям.
В странах Содружества существует
Управление по обучению парламентаризму. Это
управление находится в ведении сената и работает
как на сенат, так и на палату представителей и
финансируется из этих двух источников. В задачи
управления входит помочь учащимся и учителям:
– понять значение парламента Австралии;
– понять, как работает парламент;
– принять активное участие в гражданской жизни
страны.
Управление:
– разрабатывает программы активного
обучения для учеников, посещающих парламент.
Эти программы в игровой форме раскрывают весь
парламентский процесс и основные понятия
демократии;
– разрабатывает программы активного обучения
для учеников по всей стране. В этих программах
показано, как учителя могут использовать
парламентский процесс принятия решения как
учебную стратегию в классе;
– публикует государственные учебные планы и
программы по основам обучения парламентаризму;
– распространяет программы повышения
квалификации для учителей школ, преподавателей
после среднего образования и университетов;
– обеспечивает возможность преподавателям
расширить их знания о парламентском процессе.
Таким образом, управление по обучению
парламентаризму обеспечивает единый подход к
гражданскому обучению в школах страны и помогает
сенаторам и членам парламента информировать
общество о парламентском процессе.
Приведем пример плана создания школьного
парламента школы Девы Марии в Тасмании:
парламент будет состоять из учащихся 5–6-х
классов с присутствием учеников 4-го класса;
5-е и 6-е классы образуют палату представителей;
персонал школы образует сенат, одобряющий или
отвергающий все принимаемые решения;
директор действует как генерал-губернатор и
несет ответственность за свою подпись под
принятыми решениями, а также за открытие и
закрытие парламента;
выборы назначаются на конец первой недели марта,
и первое заседание должно состояться не позднее
19 марта каждого года;
члены парламента могут обсуждать школьную
политику и после консультаций с сенатом вносить
необходимые изменения.
Школам Австралии предлагаются
рекомендации по организации процесса принятия
решений школьным парламентом.
Модель принятия решений учащимися
Предлагается несколько моделей, позволяющих
всем ученикам класса, или параллели, или школы
принимать прямое участие в принятии решений,
касающихся повседневной жизни школы. С этой
целью авторы использовали такие формы, как
заседания парламента, но они могут быть
проведены в самых разных формах – от
неофициальной встречи до заседания парламента.
Школьный парламент может существовать в течение
разных сроков и с разными целями начиная с
соответствия требованиям программ, обсуждения
возможности обращения к специальным вопросам
или проведения форума для учащихся для их
информирования и принятия решения. Парламент
может функционировать в сотрудничестве со
студенческим представительным советом или
заменить его.
Парламент может обеспечить возможность учащимся
развивать разнообразные умения и способности. В
идеале парламент должен:
обеспечивать возможности для развития
способностей к лидерству у всех учащихся;
порождать чувство общности, гордости за свою
школу;
обеспечивать знания об особенностях системы
выборов и парламентском процессе;
подготовить молодых людей к активному участию в
гражданской жизни как внутри школы, так и в
общине;
повысить понимание учащимися их прав и
ответственности, как и прав других;
вызывать уважение к демократической системе
управления;
поощрять учащихся к участию в школьном
менеджменте;
развивать рабочее понимание представительства;
дать учащимся умения, необходимые для обучения (ясность
мышления, умение участвовать в дебатах, умение
слушать и говорить, собирать и интерпретировать
данные и пр.).
С чего начинается работа с
парламентом?
Границы принимаемых решений зависят от
поставленных целей. Границы охватывают массив
проблем, касающихся учащихся одного класса или
школы.
«Конституция», принимаемая парламентом, должна
быть обсуждена коллективно с участием как
учащихся, так и педагогов. Конституция может быть
устным соглашением или письменным, однако цели
должны быть ясны для всех участников.
Структура школьного парламента может быть
различной. Наиболее общие элементы структуры
парламента: министры (например, окружающей среды,
безопасности и пр.), департаменты, комитеты (создаются
для специальных вопросов), партии, классы –
электораты во всевозможных сочетаниях.
Как делегировать ответственность. Учащиеся
могут занять то или иное положение в парламенте с
помощью выборов, назначения, лотереи или
комбинации этих способов. Время пребывания на
постах зависит от срока действия парламента.
Как часто организуются встречи. Частота встреч
определяется в каждом отдельном случае.
Длительность действия парламента может
составлять один семестр или год – это зависит от
решения участников.
Процедура собрания. Учащиеся должны определить:
когда и как обсуждаемые вопросы поместить в
повестку дня, порядок дел, время на дебаты,
механизм голосования, как поддерживать порядок,
в каком порядке выступать, роль персонала на
собрании.
Контекст школы. Для успешной деятельности
парламента необходимо согласие школьного
сообщества. Все учителя должны быть
проинформированы и включены в процесс
планирования. Кроме того, надо рассмотреть роль
директора (генерал-губернатора), взаимодействие
парламента со школьным советом, вовлечение
родителей, вклад местной общины, роль персонала в
одобрении принятых решений, координацию работы
парламента, обеспечение информацией о работе
парламента всего школьного сообщества, а также
когда заседать парламенту – во время перерыва
или в учебное время.
Приведем пример модели парламента начальной
школы Моррисет (Новый Южный Уэльс). Это сложная
модель, в которой парламент включает учащихся 5-х
и 6-х классов (10–11 лет). В школе учатся 230 учеников,
она расположена на границе города и сельской
местности; ученики часто меняются.
Цель работы парламента. Старшие ученики школы
приобретают знания и понимание государственной
и федеральной выборной и парламентской системы с
помощью прямого участия в ней. Старшие учащиеся
имеют возможность принять участие в выработке
решений внутри школы и внести свой вклад в
руководство школой. Они получают опыт обсуждения
повседневных школьных дел.
Рамки принимаемых решений. Парламент имеет
возможность участия во всех сферах школьной
жизни, касающихся учащихся, вне классной комнаты.
Это и организация игр, дискотек, правила
поведения в коридорах и пр. В то же время могут
быть высказаны пожелания и по учебному процессу.
Все принимаемые решения должны быть одобрены
генерал-губернатором (директор школы).
Как делегируется ответственность. Учащиеся
получают свои должности путем выборов. В
голосовании участвуют учащиеся 5-х и 6-х классов и
персонал школы. Выборы проводятся ежегодно.
Как часто собирается парламент. Парламент
собирается раз в неделю на 40–60 минут в учебное
время. Комитеты собираются по мере необходимости.
Некоторые – раз или два в семестр. Кабинет
собирается на заседание по крайней мере один раз
в неделю на час во время перерыва.
Решение, принятое кабинетом, представляется на
рассмотрение парламентом в форме билла (документа).
Если билл проходит, его рассматривает генерал-губернатор
и затем возвращает в кабинет, который передает
его соответствующему министру для исполнения.
Членами комитетов становятся учащиеся 5-х и 6-х
классов, не вошедшие в кабинет, – таким образом,
все учащиеся имеют возможность поработать в том
или ином комитете за два года обучения в старших
классах начальной школы.
Как ученики, так и персонал школы работают в
режиме партнерства, чтобы сформировать политику,
наилучшим образом отвечающую нуждам школы и
учащихся. С момента введения парламента в школе
произошли заметные изменения к лучшему в
поведении детей. Они почувствовали, что могут
повлиять на жизнь школы; улучшилась дисциплина.
Учащиеся стали более уверенными в себе,
повысилось их самосознание, они стали более
ответственными членами школьного сообщества.
И. Курдюмова
|