Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №44/2003


Поиск

Горящий взор и пламенные речи

Каким делом занимается человек, про которого можно сказать: “У него горящий взор и пламенные речи”?

Учитель-диктор
Услышав такую фразу, мы прежде всего представляем ярких политиков, тех, кто может вести за собой массы молчаливых или бессловесных людей. Часто в истории человечества именно такие люди становились вождями или диктаторами: Ленин, Гитлер, Муссолини… Ловкие манипуляторы, обладающие талантом оратора, могли заставить поверить в свои идеи миллионы. Так, вспоминая о том, что происходило в Германии в период прихода Гитлера к власти, немцы до сих пор удивляются, как целый народ мог принять его идеи, следовать его призывам, и называют то время массовым гипнозом. Лишь немногим удавалось ему противостоять.
Есть профессии, для которых подобные качества считаются необходимыми. Представители таких профессий так же умело увлекают за собой, как иные политики. Часто можно услышать о хорошем… педагоге, что его слушает весь класс затаив дыхание, что его глаза горят, а речь льется уверенно и плавно – и именно поэтому его так хорошо понимают ученики. На уроках такого учителя всегда интересно, никто не отвлекается, и почти весь материал усваивается тут же, не требуя дополнительной работы дома.
Учитель и вождь. Странное сближение? Ничуть. Просто учитель класс-школы должен обладать теми же качествами, что и политик-вождь: уметь увлекать людей своими идеями и страстями. И делать так, чтобы эти идеи были приняты другими людьми как собственные.
Есть и другие учителя, которых тоже называют “сильными”, но их не очень сегодня жалуют: они не притворяются “своими в доску”, а силовыми методами и приемами заставляют детей проходить параграфы и решать бесчисленные и бессмысленные (для учеников) задачи. Они дают детям знания, а именно это и требует школа от учителя сегодня. Они тоже в некотором роде диктаторы, и часто этого не только не скрывают, но даже гордятся: вот, мол, порядок на уроках у нас идеальный, дети предмет знают, а что немного учителя побаиваются, так это даже полезно.
А я работаю не так!
Попробовала поговорить об этом со своими коллегами, учителями общеобразовательных школ, и все как один сказали: “Да, бывают такие учителя. Но я так никогда не работаю!” Согласилась, а про себя подумала, что немного лукавлю: видела я, как они возвышаются над детьми во время урока, как изменяется их интонация, когда рассказывают что-то всему классу. Однажды зашла на перемене к лучшей подруге, а она, окруженная стайкой ребят, сказала повелительно, чужим голосом: “Я освобожусь через пару минут”. Мне стало неуютно: совсем другой человек говорил со мной.
Думаю, каждый учитель иногда “уверенно ведет за собой неразумные массы учеников”. Только увлеченность и способность увлекать в нашей профессии еще более опасны, чем в политике. Дети, пришедшие на урок по расписанию, никак не могут нам противостоять. Они не имеют права отказаться от нашего вещания, заткнуть уши, уйти к тем, чьи мысли действительно для него интересны.
Я могу говорить об этом, потому что сама была таким учителем. И глаза горели, и речи были зажигательны. Когда начинала работать в школе, дети боролись со мной: байкоты устраивали, кнопки подкладывали. Но очень быстро я научилась с этим справляться. Нет, не выговорами и наставлениями (они в таких случаях редко приводят к желаемому результату), а хорошей шуткой и неожиданными решениями. В результате дети бороться со мной перестали. Мне бы радоваться, а я испугалась. Они сдались. Я могла ими манипулировать почти безгранично, а они внимали и были счастливы.
Себя переделать трудно. Человек, увлеченный своим делом, часто говорит чересчур эмоционально, тут уж ничего не поделаешь. Но в жизни другие люди редко от него так сильно зависят, как ученики в школе. Кого-то устраивает такой начальник или подчиненный, а другой человек предпочтет сменить место работы. Азартность такого рода многих раздражает, и человек волей или неволей учится оперировать этим опасным орудием.
В школе же оно считается неопасным, даже полезным. Наверное, отсюда и вырастают многие качества, характеризующие учителей и вне стен школы: безапелляционность утверждений, нетерпимость, чрезмерная уверенность в собственной правоте.
Можно ли защитить детей от учителя?
Когда впервые я начала работать в системе, построенной на принципе деятельностного взаимооценивания по концепции Милослава Балабана “Школа-парк”, ситуация резко изменилась. Во-первых, я получила возможность работать так, как я умею и хочу, не боясь, что уведу детей в ненужные для них проблемы. Дело в том, что они имели право сменить место занятий без всяких дополнительных объяснений, просто потому, что им этого хочется. А значит, те, что приходили заниматься в моей студии, принимали и мой способ работы.
Правда, очень быстро стало понятно, что таких учеников очень мало: как правило, у меня было от двух до пяти человек. И тут нельзя было обижаться на ребят, ссылаясь на то, что они просто убегают от трудностей. Нужно было думать о том, как я должна изменить свою работу, чтобы ребята захотели у меня учиться.
Дети учили меня работать в новых условиях. Только сейчас, по прошествии нескольких лет, я понимаю: они научили работать с ними как с равноправными партнерами, а не как с ведомыми. Они молча отказывались идти за мной, уходя с моей студии, возвращаясь через несколько дней или недель с новыми запросами.
Я училась спорить с ними, а не убеждать в своей правоте; понимать их, а не требовать понимания; слушать их увлеченные речи и рассказывать о том, что знаю, только тогда, когда меня об этом просили. И не ждать мгновенного понимания или запоминания. Понимать прежде всего должна я, потому что я старше, потому что я учитель, потому что я пришла работать в школу и должна уметь понимать своих учеников. Они ничего мне не должны. Я служу им, а не они мне.
Можно ли этому научиться в класс-школе? Наверное. Хотя я в этом сильно сомневаюсь. Думаю, что этому нельзя научиться и в студиях, которые открыты для входа и выходя лишь частично, например в начале учебного года, а потом, для того чтобы уйти, дети должны спрашивать разрешения. Учитель, работающий с замкнутой группой детей, не имеющей возможности выбрать старшего, навсегда останется человеком, ведущим молодое поколение к известному лишь ему светлому будущему.

Горящий взор и пламенные речи…

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru