Симон СОЛОВЕЙЧИК
Спасти школу от утопий
Есть слои
населения, о которых вспоминают раз в год – по
праздникам. В День Победы вспоминают о ветеранах,
в женский день – о женщинах, 1 сентября – о школе
и школьниках.
Перед нынешним первым сентября тоже вдруг
вспомнили, что есть в стране и школы, что надо
посылать детей учиться, и вновь посыпались
заявления, что дети – наше будущее, что за
партами сидит XXI век, что правительство, которое
не заботится о школе, недолго останется
правительством, что... И так далее.
А если не праздник, то школу у нас не любят. Причем
традиционно не любят, из поколения в поколение.
Быть может, это самая большая беда нашего
образования. Мы все хотим, чтобы детей в школе не
обижали и чтобы они приносили на родительскую
подпись дневники, полные пятерок; мы все хотим
своим детям школу получше – и мы решительно не
хотим думать о школе вообще. Для размышлений о
школе у нас есть готовый набор предрассудков, из
которых мы, комбинируя их, и составляем свои
суждения. Нетрудно перечислить их: надо поднять
престиж учителя, надо принимать в педагогические
институты профессионально пригодных, в школе
должно быть меньше зубрежки, учитель должен
любить детей и должен больше зарабатывать – это
и поднимет престиж профессии.
Все это совершенно верно, и все сводится к одному:
дайте моим детям хорошего учителя, доброго,
умного и образованного. Давайте наберем в школу
добрых и умных учителей!
Что на это скажешь? Давайте.
А еще лучше набирать в школу добрых и умных детей
– тогда совсем будет хорошо. Давайте?
Чтобы хорошо воспитать детей, мало любви к ним;
приходится любить их такими, какие они есть, даже
если они ведут себя ужасно и ни в чем не
оправдывают наших надежд. Это самое трудное в
отношениях с детьми: мы не умеем принимать их
такими, какие они есть, мы постоянно хотим
переделывать (перевоспитывать) их. От этого-то
нашего благородного желания из детей и вырастают
дурные люди. Дети портятся не от воспитания, а от
перевоспитания.
То же самое и со школой. Хорошей школы не будет,
пока мы не научимся любить ее такой, какая она
есть, только за то, что она школа для наших детей.
Любить, поддерживать ее, думать о ней,
вдумываться в нее, говорить о ней, стараться
сделать для нее что-то доброе.
Американцы, кажется, начинают понимать это. Нигде
так не ругают школу и образование, как в Америке.
Но вот по заданию одного из ведущих ведомств,
связанных с энергетикой, было проведено
грандиозное независимое исследование состояния
школы. Собрали все цифры и данные, какие только
можно было собрать, и пришли к ошеломительному
выводу: американская школа вовсе не такая плохая,
как принято говорить и писать, она сильно
изменилась за последние годы и довольно успешно
справляется со своими трудными задачами. Отсев
из старших классов заметно сокращается;
показатели тестов, если их правильно обработать,
растут; изменяется к лучшему положение
национальных меньшинств; школа получает больше
денег; число учеников на каждого учителя
понемногу уменьшается.
Пройдет немного времени, и американцы повернутся
к школе, начнут говорить о ней с любовью. А мы всё
будем ругать свою и ругать, всё повторять
“давайте” и “надо, чтобы” до тех пор, пока она и
вовсе потеряется.
Скажут: вот они бранили, бранили школу, критика
пошла впрок, теперь есть за что любить...
Но ведь и с детьми так же: “Пусть он хорошо ведет
себя и не перечит отцу, тогда я и буду его любить”.
И опять все запутывается, и никак не сдвинешься с
мертвой точки.
Нет, сначала любовь, внимание, надежда, теплое
отношение. Школа не торговля: деньги вечером,
стулья утром; школа не завод: вложили средства –
получили прибыль; школа – живое, человеческое;
школа – человек. Она нуждается в деньгах и в
любви, но прежде всего – в любви.
Чем же помочь этому бедствующему сегодня
человеку – нашей школе?
Спасти его от утопий.
Социалистическая, то есть утопическая, идея
властвует сегодня в средней школе.
Эта утопия, благородная и убийственная
одновременно, предписывает дать всем детям
среднее образование. Нигде в мире этого нет.
Образование всем стремятся дать почти всюду, но
при этом исходят из разумной мысли, что трудные
программы средней школы осилить может не каждый.
Поэтому устанавливается не объем образования, а
срок пребывания в школе – в большинстве стран до
16 лет. Учись до шестнадцати, бери от школы что
можешь по своим способностям и жизненным
амбициям, пытайся сдать, если считаешь нужным,
выпускной экзамен, дающий право на получение
аттестата, но не более того. Устанавливается
возрастной, а не образовательный срок
обязательного и бесплатного обучения. Мы,
повторяю, едва ли не единственная страна, где
школа берет на себя обязательство не только
учить, но и обучить каждого способного,
неспособного, желающего учиться и не желающего,
причем обучить по самым трудным в мире
программам.
У нас прекрасные учителя, но и они не могут
сделать невозможное. Они вынуждены идти на
сделки с совестью, выдавая ложные документы о
несуществующих успехах своих учеников.
Вот где гибнет учительский престиж, вот истинная
причина, отчего мужчины не идут в школу, вот
откуда неуважение к старшим и все неприятности с
молодым поколением. В основе их воспитания и
обучения – ложь.
Что же делать? Кажется, тупик: и не учить детей
нельзя, и учить так, как пытаются это делать
сегодня, невозможно. И делить детей по
способностям нельзя, и не делить – нельзя.
Остается жить и дожидаться, пока исчезнет
школьный социализм и будет введен в стране
непопулярный сегодня закон: все дети обязательно
учатся до 16 лет, а бесплатно – и до 18. Все дети до 16
ходят в школу, но учат их там по-разному, по
способностям, которые, конечно же, должно
развивать и лелеять. Учат так, чтобы даже
слабейшие не чувствовали себя дураками, а
сильнейшие занимались изо всех сил.
Будет разумный закон – школа сама переменится,
подстроится под новое. И тогда ее больше будут
любить дети и родители.
|