Ребенок «в порядке вещей»
Обычно мы употребляем выражение «в
порядке вещей», когда хотим подчеркнуть
обыденность, привычность, заурядную
ординарность какого-то дела или события:
«Прогулка перед сном у нас в порядке вещей».
Однако это словосочетание, пришедшее во
все европейские языки из латинского ordo rerum, имеет
и другой смысл, делающий его, без преувеличения,
настоящим философско-мировоззренческим
понятием: оно означает одновременно и канон (установившуюся
традицию), и ход, и развитие, и сцепление
причинных связей. Так что, приходя в мир, любой
ребенок оказывается как бы в двойственном
«порядке вещей»: с одной стороны, здесь вроде бы
все уже установлено, но, однако, изменяется; с
другой – установлено не им, но изменяется вместе
с ним.
В конечном счете мы все – заложники порядка
вещей. Будучи связью всего со всем, он обладает
невообразимой внутренней сложностью и
колоссальной инерционностью. Долговременные
последствия его изменений совершенно
непредсказуемы, но в краткосрочной перспективе
многим кажутся прогнозируемыми и даже
планируемыми. Люди преследуют свои цели,
самоутверждаются, считают себя счастливцами или
страдальцами. У ребенка же еще нет никаких
социальных иллюзий и стереотипов, он
воспринимает мир натурально, синкретически,
именно как ПОРЯДОК вещей. И, органично присваивая
его, столь же органично «упорядочивается» сам.
Поэтому знаменитый афоризм Антуана де Сент-Экзюпери:
«Все мы родом из детства» означает в этом смысле
только одно: все мы несем в себе своеобразную
матрицу этого порядка, она нас «нормирует» и
постепенно начинает восприниматься абсолютным
большинством как «идеал»: ведь далеко не
случайно современники любой эпохи выражают
недовольство качеством воспитания новых детей,
уверяя, что в прошлом (в их собственном детстве)
оно было лучше. Но на самом-то деле не воспитание
стало хуже, а порядок вещей изменился и дети,
сформированные им, стали другими. И конфликт,
который с легкой руки Ивана Сергеевича Тургенева
мы до сих пор числим конфликтом отцов и детей, на
самом деле есть конфликт разных систем ценностей
внутри одной культуры. Тогда, в 1862 году, резонанс
этого романа был огромным. Для нас же, живущих
почти полтора века спустя, дело не только в том,
что само название «Отцы и дети» стало
нарицательным, дав имя одному из ключевых
«вопросов» всей последующей социокультурной
истории русского общества, но и в том, что
Тургенев ввел термин «нигилизм», обозначивший
первое звеном трагической триады нигилизм –
терроризм – большевизм. Причем теперь, заметим
вскользь, когда культуры становятся все более
открытыми, этот конфликт (если не дать себе труда
попытаться понять его природу) чреват остротой,
которую и представить было нельзя в эпоху выхода
в свет этого великого художественного (и
социологического!) произведения.
В 1970 году в Нью-Йорке вышла монография «Культура
и преемственность. Исследование конфликта между
поколениями», принадлежащая перу американской
исследовательницы-этнографа Маргарет Мид,
ученому с мировым именем. М.Мид пишет: «Я делаю
разграничение между тремя типами культур –
постфигуративной, где дети прежде всего учатся у
своих предшественников, кофигуративной, где дети
и взрослые учатся у сверстников, и
префигуративной, где взрослые учатся также у
своих детей. Это разграничение отражает время, в
котором мы живем».
Давайте кратко познакомимся с определениями
этих понятий.
«Постфигуративная культура – это такая культура,
где каждое изменение протекает настолько
медленно и незаметно, что деды, держа в руках
новорожденных внуков, не могут представить себе
для них будущего, отличного от их собственного
прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим
каждого нового поколения; прожитое ими – это
схема будущего для их детей».
«Кофигуративная культура – это культура, в
которой преобладающей моделью поведения для
людей, принадлежащих к данному обществу,
оказывается поведение их современников.
Кофигурация начинается там, где наступает кризис
постфигуративной системы. Этот кризис может
возникнуть разными путями: как следствие
катастрофы, уничтожающей почти все население, но
в особенности старших, играющих самую
существенную роль в руководстве данным
обществом; в результате развития новых форм
техники, неизвестных старшим; в результате
обращения в новую веру или же в итоге мер,
сознательно осуществленных какой-нибудь
революцией, утверждающей себя введением новых и
иных стилей жизни для молодежи».
«Префигуративная культура: взрослые учатся у
молодых. Еще совсем недавно старшие могли
говорить: «Послушай, я был молодым, а ты никогда
не был старым». Но сегодня молодые могут им
ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где
молод я, и никогда им не будешь». Старшее
поколение никогда не увидит в жизни молодых
людей своего беспрецедентного опыта... Этот
разрыв между поколениями совершенно нов, он
глобален и всеобщ. Наступает пора
префигуративной культуры будущего, в котором то,
что предстоит, неизвестно».
Согласитесь, что если приложить эти определения
к нашей современной российской ситуации, многое
совпадет самым поразительным образом – причем
сразу по всем трем позициям! Очевидно, что
постфигуративная культура лежит в основе многих
романтических теорий «национально-культурного
возрождения», фактически предлагающих новым
поколениям идти спиной вперед, с лицом,
повернутым назад. Кофигуративная культура,
скажем, информационно-компьютерная или
автомобильная, застала «стариков и молодежь» в
равных позициях: технику вынуждены осваивать все.
Что же касается префигуративной культуры, то М.
Мид от имени старшего поколения констатирует:
«Мы все еще цепляемся за веру, что дети в конце
концов будут во многом напоминать нас. Однако
этой надежде сопутствуют страхи: дети на наших
глазах становятся совсем чужими, подростков,
собирающихся на углах улиц, следует бояться, как
передовых отрядов вторгшихся армий. Мы ободряем
себя словами: «Мальчишки всегда мальчишки». Мы
утешаемся объяснениями, говоря друг другу:
«какие неспокойные времена» или «телевидение
очень вредно действует на детей».
Какую позицию должен занять взрослый в описанной
ситуации открытого будущего? Академик Ю.С.Степанов,
автор концептуальной книги «Константы: словарь
русской культуры», проанализировав и
прокомментировав рассуждения М.Мид, подытожил
так: «Мой личный вывод: «Отцы», учитесь жить у
«детей»! «Отцы», живите так, как живут молодые!»
Наверно, этот призыв превратить молодежную
субкультуру в общенациональный мейнстрим
поддержали бы многие юные духом из тех, кому за
тридцать (вспоминается строка из некогда
популярной песни – «не расстанусь с комсомолом,
буду вечно молодым!»), если бы не «порядок вещей»
– ограничитель-детерминатор, самой жизнью
встроенный ВНУТРЬ и «постмодернистских детей», и
«модернистских отцов». Прооблема лишь в том, как
заставить его работать на их культурную
консолидацию, на превращение межпоколенного
разрыва в межпоколенный диалог. Иными словами,
нужно найти тот «модуль перехода», который
способен стать не просто посредником, а
настоящим интегратором «отцов» и «детей» в
подлинную семью, в «ячейку общества» – без
всякой совершенно неуместной здесь иронии.
В тех же «Константах» есть принципиальная для
нашей темы главка «Моральный кодекс Чехова», где
излагаются и комментируются моральные принципы,
сформулированные Антоном Павловичем для себя и
близких, которые, по мнению многих современных
отечественных мыслителей, могут рассматриваться
как моральный кодекс современного русского
человека. А сам Чехов важен здесь для нас не
только как писатель, но как человек – пример
нравст-венной личности.
Не откажем себе в высоком наслаждении вновь
вчитаться в слова, написанные 26-летним человеком,
превращающимся из юмориста Антоши Чехонте в
великого мудрого учителя.
«Воспитанные люди, по моему мнению, должны
удовлетворять следующим условиям:
1) они уважают человеческую личность, а потому
всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
2) они сострадательны не к одним только нищим и
кошкам ...
3) они уважают чужую собственность, а потому и
платят долги;
4) они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не
лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для
слушателя и опошляет его в глазах говорящего...
5) они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать
в другом сочувствие. Они не играют на струнах
чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с
ними...
6) они не суетны. Их не занимают такие фальшивые
бриллианты, как знакомства с знаменитостями...
7) если они имеют в себе талант, то уважают его...
8) они воспитывают в себе эстетику. Они не могут
уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами,
дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному
полу, питаться из керосинки и т.д....
Но, несомненно, краеугольным камнем этики А.П.Чехова,
пишет академик Степанов, было чувства личной
свободы и достоинства. И именно это чувство,
будучи социальным чувством, делает этику Чехова
конкретно-историческим, социальным явлением.
Хрестоматийным стали слова его письма издателю А.С.Суворину
от 7 января 1889 года: «Что писатели-дворяне брали у
природы даром, то разночинцы покупают ценой
молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой
человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий,
гимназист и студент, воспитанный на
чинопочитании, ... напишите, как этот молодой
человек выдавливает из себя по каплям раба и как
он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует,
что в его жилах течет уже не рабская кровь, а
настоящая человеческая...»
И здесь, возвращаясь к теме «порядка вещей», в
котором живут «отцы» и «дети», зададимся главным
вопросом: присутствует ли в нем моральный кодекс
Антона Павловича Чехова – такой понятный, такой
осуществимый – и, главное, осуществленный им?!
Теперь давайте обратим специальное внимание на
только что процитированные чеховские слова, «что
писатели-дворяне брали у природы даром...» В самом
деле, что же они брали у природы даром? Из
контекста письма следует, что речь идет именно о
чувстве личной свободы и достоинства. В связи с
этим мне хотелось бы привести два живых примера,
воспользовавшись воспоминаниями представителей
русской поместной аристократии. Сразу признаюсь,
что цель цитирования – показать, что в нашей
культуре действительно есть мощный пласт
воспитания свободной демократической личности,
причем, как это ни парадоксально, именно в
аристократических семьях!
Первый пример – эпизод из жизни князя Николая
Васильевича Волкова-Муромцева связан с именем
его деда, графа Петра Александровича Гейдена.
Дело происходит в имении Глубокое Опочецкого
уезда Псковской губернии летом 1907 года.
«Помню одну прогулку с дедушкой на большой двор
перед конюшней, где паслось «ангельское» стадо
коров, которым он очень гордился. Подошел скотник
говорить с дедом. Когда он ушел, дедушка
обратился ко мне и сказал: «Ты очень неучтивый.
Когда подошел скотник, ты должен был снять шапку
и ему поклониться раньше, чем он тебе. Он тебя
старше, кто бы он ни был. Разница между людьми
только в том, что они или управляет, или служат, и
те, кто управляют, должны уважать тех, кто им
служит, в особенности если они их старше. Помни
всегда, что вежливость твой долг. Это твоя
единственная привилегия.
Хотя мне не было и пяти лет, эти слова
отпечатались в моем уме навсегда».
Второй пример – из воспоминаний князя Сергея
Евгеньевича Трубецкого, относящихся к лету 1899
года. Дело происходит в подмосковном имении Нара,
принадлежащем его деду, князю Щербатову.
«Я хочу рассказать об одном полученном мною
уроке, память о котором остается у меня всю жизнь.
Мне было лет девять. Мы проводили лето в Наре.
Дедушка Щербатов любил всяческие технические
новшества и выписал в Нару фонограф. Тогда этот
аппарат был еще редкостью.
Детям было запрещено без взрослых пускать
фонограф. Однако скоро для меня, как для старшего,
было сделано исключение и Мама позволила мне его
пускать, «когда это никому не мешает».
Пользуясь этим правом, я однажды сидел после
завтрака один в пустой гостиной и слушал арию
тореадора из «Кармен». Через комнату неожиданно
прошел Дедушка, он имел озабоченный вид. Вдруг он
заметил меня: «Сережа, что ты тут делаешь? Тебе же
запрещено пускать фонограф!» – «Нет, Дедушка, –
ответил я. – Мама позволила мне его пускать».
«Неправда! – сказал Дедушка раздраженно, –
останови фонограф и иди к себе!»
Я был оскорблен до глубины души – Дедушка сказал
мне, что я говорю неправду, он не поверил мне! Я
сразу побежал рассказать о случившемся Мама и
сказал ей, что отныне мои отношения с Дедушкой
будут исключительно формальные. Мама очевидно,
хотела переговорить с ним о случившемся, но не
успела.
После чая все поехали в Александровский лес в
нескольких экипажах, я должен был ехать туда же
верхом, но ... я поехал к другую сторону.
...Вечером, после второго звонка к обеду мы, дети, с
нашими учителями и гувернантками стояли, как
полагалось, у нижнего конца стола. Я был по-прежнему
полон достоинства...
В столовую вошел Дедушка с Папа, Мама, дядями,
тетями и гостями. Все шло, как обычно... Вдруг
Дедушка, вместо того чтобы пойти к своему креслу,
направился в наш конец.
– Сережа! – громко сказал он, так что
присутствовавшие, в том числе – люди, это
услышали, – я тебя сегодня обидел. Я думал, что ты
сказал мне неправду. Но я был не прав: ты неправды
не сказал. Прости меня!
Я стоял в оцепенении. Все смешалось в моих глазах.
Я не мог выговорить ни слова. И вдруг я зарыдал.
Даже сейчас, при воспоминании об этой сцене, что-то
подкатывает у меня к горлу... Такие уроки –
незабываемы!
«Порядок вещей» задается семьей. Он общий для
всех ее членов. Если он всеми разделяется и
поддерживается, если он основан на любви и
глубочайшем уважении достоинства друг друга,
никакие внешние обстоятельства не приведут к
межпоколенному разрыву. Проблема «отцов» и
«детей» возникает только там, где не
выращивается самая ценная для человека культура
– культура семьи.
Владимир БАЦЫН
|