Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №43/2003


Гражданское общество

По следам трагического события

Пятого сентября в поселке Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа во время военных сборов погиб школьник, ученик 11-го класса Саша Бочанов.

Первая смена в военно-спортивном лагере «Чайка» началась 2 сентября. «Наших учителей с нами не было, были два сержанта из военкомата». «Нас постоянно унижали, издевались, заставляли петь в противогазах», – рассказывают побывавшие на сборах школьники.
Вечером пятого числа, сразу после ужина, ребятам неожиданно скомандовали: бег. Десять километров. В противогазах. Профессионалы говорят, что такого испытания нет даже в программах подготовки войск специального назначения.
По словам школьников, колонну вел лично начальник смены подполковник Завадский. Позади бегущих ехала «Газель» с медсестрой.
«Слабых ребят машина, которая шла за нами и подгоняла нас, не подбирала».
«За полтора-два километра до конца дистанции Саше Бочанову стало плохо. Мы хотели помочь, но подполковник не разрешил и заставил его бежать дальше. Ему даже не разрешили снять противогаз».
«Чтобы не оставлять его одного, мы вели его до лагеря по очереди. Офицеры помощи никакой не оказали».
«Когда мы прибежали, я узнал, что Саше Бочанову стало плохо и его отвезли в больницу. А перед отъездом из лагеря я узнал, что он умер».
В медицинском свидетельстве о Сашиной смерти написано: «Механическая асфиксия от закрытия дыхательных путей пищей». Сашин рот был плотно забит рвотой – так что в легкие не мог поступать воздух. А это значит, что ему даже и не пытались оказывать грамотную медицинскую помощь. При том, что в машине, которая привезла Сашу в больницу, была медсестра.
Когда прошло девять дней с Сашиной смерти, из больницы выписали другого мальчика – Валеру Алексеева. Он тяжело болел, минувшей весной едва поднимался в школе на второй этаж по лестнице. Его тоже отправили на сборы и заставили бежать.
«Медосмотра мы не проходили», – утверждают ребята.
«Матери ревут, боятся отпускать детей на сборы. Люди возмущены: почему лагерь продолжает работать, опять те же люди, никого не убрали?» – рассказывают Бочановы.
«И чего мы этим добились бы? – объясняет в интервью глава района. – Прекрасное питание, прекрасные условия, озеро… А такой несчастный случай мог произойти в любом месте». «Сегодня из этого дела хотят сделать политическое», – беспокоится А.Расковалов.
У местных властей действительно есть много поводов для тревоги. Начнем с того, что в проведении мероприятия, на первый взгляд малозначительного, оказались задействованы практически все самые важные фигуры района.
Распоряжение за номером 1085-р подписал лично глава. Этим распоряжением общее руководство сборами возложено на заместителя главы по социальным вопросам В.Шишмакова. Ответственность за их проведение – на главу Департамента образования, науки, физической культуры и спорта Э.Легкова. Не остались в стороне и военный комиссар района Г.Коломиец, утверждавший программу сборов и обеспечивавший кадры, и начальник районного ОВД О.Мелинг, чьи подчиненные должны были постоянно находиться на территории лагеря и следить за правопорядком.
Кроме того, военно-патриотическое воспитание – своего рода визитная карточка Советского района. В кабинете А.Расковалова уже второй год висит переходящий вымпел – первое место по патриотическому воспитанию в Ханты-Мансийском округе. Недавно под программу подготовки школьников к армейской службе район получил областной грант 1-й степени.
А родители теперь пишут письма губернатору, открыто говорят: «Чечню нам устроили под боком. Детей спасать надо».
Сашины родители, его одноклассники говорят, что им намекают: нужно молчать, переменить показания. Те из ребят, кто был с Сашей во время кросса, рассказывают, что начальник смены подполковник Завадский буквально кричал потом: «Просите что угодно, только скажите, что он был без противогаза, вы слышите, без противогаза!»
«Обязательно напишите, что мы опасаемся за жизнь своих детей, за жизни Сашиных одноклассников, – просили Бочановы. – Мы боимся, что Сашиных друзей заберут в армию, отправят в Чечню, в «горячие точки». Если такое произойдет, мы точно будем знать – идет преследование».
Впрочем, Бочановы, наверное, зря опасаются. У руководства района другие намерения.
«...Мы установим там, на месте гибели, обелиск, – рассказывает глава района. – Саша войдет в число призывников, курсантов почетных списков. И на примере этом, наверное, можно будет проводить воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание».

Сергей Лебедев
Советский – Москва
По материалу газеты «Вести образования»,
№ 01 от 15 сентября 2003 г.

Рейтинг@Mail.ru