Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №43/2003


Гражданское общество

Симон СОЛОВЕЙЧИК

После бурь

Симон СОЛОВЕЙЧИКСейчас наступило время, которое можно назвать словами “после бурь”. Политических бурь, нравственных ураганов, идейных штормов выпало на нашу долю немало. Никто не сможет сказать, что все улеглось и наступил период штиля и покоя. Неизвестно, что нас ждет завтра. Но стало понятно главное: мы должны сделать все возможное, чтобы этих бурь и штормов, боев и смертей больше не было.
Нас много лет воспитывали в ожидании войны. Даже в 70-е и 80-е годы копили танки и ядерные бомбы.
Теперь стало ясно, что агрессия – внутри нас, в наших душах.
Мы воочию увидели плоды своих воспитательных усилий, и многие из них оказались ужасными. Если бы можно было из старых учебников вырвать страницы... Перемены в стране и, следовательно, в школе так глубоки, что мы все в растерянности – как воспитывать детей дальше?
Часто говорят о воспитании для свободы и ради свободы. Это хорошая цель, но есть цель не менее важная и высокая: воспитание для мира между людьми.
Не только между народами, но и между людьми.
Воспитание после бурь – это воспитание для мирной жизни среди всех противоречий.
До тех пор, пока не берут в руки оружие, пока не призывают к оружию, пока кулаки не сжимаются от ярости, – до этой границы каждый имеет право думать то, что он думает, и должен быть выслушан.
Дети, как и все люди, кричат оттого, что их не слышат, не понимают.
Дадим всем детям возможность быть выслушанными. Не будем бояться опасных речей. Пытаясь во что бы то ни стало переубедить и заклеймить человека с противоположными взглядами, мы становимся опаснее, чем самые опасные взгляды.
Оголтелый демократ ничуть не лучше оголтелого противника демократии.
Оголтелость, готовность пойти на все ради утверждения своих взглядов, фанатизм даже в самых малых дозах – вот что губит мир и уносит покой.
Все люди стремятся к порядку. Учителю нужна дисциплина в классе. И только порядок в школе создает атмосферу свободы, ненасилия, безопасности. Но порядка можно добиться двумя противоположными способами: насильственным и демократическим.
Но мир нельзя установить насильственным путем. Порядок-насилие неминуемо загоняет все противоречия внутрь и не утишает страсти, а пробуждает их. Именно порядок-насилие и делает из некоторых детей оголтелых борцов за свои права. Позже из них вырастают те самые люди, которые готовы стрелять друг в друга из-за строчки в конституции. Из-за чего были все бури? Из-за того, что не было демократии в нашей стране.
Чтобы воспитывать детей, учитель должен учиться терпимости.
Ведь откуда берутся оголтелость и нетерпимость в душах детей?
От родителей, от учителей, от директора.
Еще, конечно, и экран телевизора добавляет свое.
Воспитание ради мира...
Конечно, никакая идея не может быть абсолютно верной. Однако мир в нашем народе и в самом деле является наивысшей ценностью. Все общественные несчастья меркнут перед несчастьем войны.
Конечно, когда народ угнетен, когда возникает угроза жизни, то свобода становится дороже мира.
Теперь мы должны учиться жить при свободе, а это значит – жить в мире. Не обязательно в согласии!
В этом-то и непривычная особенность воспитания наших дней, его цель – мир без согласия. Мир в несогласии.
Согласие необходимо в семье. А уж в классе может быть мир без согласия. А в обществе согласие и вовсе невозможно, а мир – необходим.
Мы должны привыкнуть к тому, что нет единой, объединяющей всех идеи. Нет одной на всех идеологии. Хватит жаловаться на то, что старые идеологические верования разрушены, а новых нет. Они потому и разрушены, что вели к напряженности, к борьбе, к войне. А народ хочет мира. Единая идея, единое чувство возникают в народе или в большой группе людей, когда возникает опасность для страны. Искусные наши прежние правители нарочно поддерживали чувство опасности в народе, чтобы возникло единение, – это самый надежный способ держать народ в
узде.
Но повторимся, нет сейчас более грозной опасности, чем опасность нетерпимости, оголтелости, отстаивания каких-то идей до конца.
И особенно трудно воплотить идею мира в школьном классе, потому что дети только вступают в социальную жизнь. И хотя они с детсадовского возраста учатся не только ссориться, но и мириться, все же противоречия между ними бывают порой так сильны, что школьный класс, кажется, вот-вот взорвется от накала детских страстей.
Дети очень высоко ценят подростковую дружбу. В их представлении все школьные классы делятся на дружные и недружные. Но как поддержать дружбу в классе? Чем объединить детей, чтобы они не чувствовали ни социальных, ни национальных различий? Над этим тоже придется думать.
А вот еще одна область раздоров и унижений – отличники и двоечники. Мы не всегда представляем себе, что двоечник не просто получает плохие отметки – у него свое особое отношение к учению, к учителям, к школе. Он чувствует себя изгоем, презираемым существом. Это большой порок нашей школы, для которой успеваемость – единственная ценность. Как сделать, чтобы отстающий, неспособный или просто ленивый все-таки чувствовал себя в школе хорошо?
И конечно, много трудностей с преподаванием истории. Если присмотреться, почти вся история, которую мы преподносим детям, – это сражения, междуусобицы, борьба. Декабристы разбудили Герцена. Для чего? Он тоже начал бороться. Славянофилы борются с западниками, либералы – с демократами. Впрочем, демократов в истории, преподаваемой в школе, не встретишь – одни только революционные демократы.
Мы с детства внушаем детям воинственное воззрение на мир. И даже Катерина не просто страдает от любви, а гибелью своей выражает протест. Это не значит, что надо пересматривать историю или тем более переписывать ее, но об одних и тех же фактах можно рассказывать по-разному, с разными целями.
Пусть нашей первой и главной целью будет умиротворение, а не ожесточение детских душ.

Рейтинг@Mail.ru