Симон СОЛОВЕЙЧИК
Школа и вывеска
НЕ ОСТАЛОСЬ,
кажется, ни одного пылкого человека, который не
заклеймил бы гимназии, лицеи, колледжи и частные
школы. Клеймят их и высмеивают за перемену
вывесок: мол, вывеску сменили, а содержание
осталось прежним.
Да, меняют вывески, потому что люди хотят
вырваться из рутины. А то бывает, что и просто
мечтают о прибавке жалованья, – кто ж не мечтает?
Бьются, лицензируются, доказывают, что они
хорошие...
Перемены – труднейшее дело в школе.
Перемены обычно начинаются с нового энергичного
руководства. Но если все прежние – неужели они не
могут меняться?
Всякая перемена начинается с цели. Когда-то я
читал записки старого учителя – как сейчас помню
эти большие листы, заполненные твердыми
фиолетовыми строчками. Там было сильное место, в
этих записках. Учитель взял класс и обнаружил,
что дети деморализованы – они не верят в себя,
свыклись с тем, что в институты им не поступить.
Зачем же учиться? Старый педагог взялся собирать
класс, доказывать ребятам, что они не пропащие, и
добился своего – класс стал учиться с некоторым
энтузиазмом.
Вот эту деморализацию я видел во многих школах.
Она в неверии: “В нашей школе ничего не
сделаешь”, “С нашим директором ничего не
сделаешь” (так думают учителя), “С нашими
учителями ничего не сделаешь” (так думает
директор).
Чтобы меняться, нужна воля к перемене. Не
пустопорожнее “хочу”, а желание действовать.
Когда такое желание появляется, смена вывески
может оказаться очень полезной. Много спорят о
форме и содержании литературных произведений, но
я не встречал ни одного исследования о том, как
соотносятся форма и содержание в педагогических
учреждениях. Случается, что мечта о новом
содержании еще крайне расплывчата, но меняют
форму – и она заставляет подтягиваться, ведет к
реальным переменам.
Мы привыкли смотреть на школу как на предприятие,
как на вложение денег, – вложили деньги,
приложили усилия, тут же начинают ждать так
называемой отдачи. Но вся мировая практика
показывает, что видимая отдача приходит нескоро,
а иногда ее и вообще нет – с этим приходится
смириться. “Первое сентября” писало о
грандиозном опыте в одном из американских штатов,
где собрали вместе почти все деньги и вложили их
в несколько опытных школ, в которых стали
применять лучшие методики из всех существующих
на земле. И что же? Академическая успеваемость
детей даже понизилась. Истории такого рода
происходят постоянно, потому что в конечном
счете не деньгами определяется качество школы, а
учителями или, точнее, одним учителем –
директором, который сумеет подобрать
действительно хорошую команду. Сменили вывеску?
Чуть повысили зарплату? Может быть, это привлечет
в школу двух-трех необычных педагогов, – и стиль
школы слегка (слегка!) изменится. Но это ведь
работа на годы и годы, нельзя – повторюсь – ждать
результатов немедленно.
Быстрой отдачи не может быть еще и потому, что
школа – это репутация, это оценка ее в
общественном мнении. По каким-то каналам
распространяется слух, что эта школа – хорошая, а
та – плохая. Конечно, смена вывески сильно
способствует улучшению репутации; наши
неопытные родители легко поддаются гипнозу
вывесок: устроить ребенка в гимназию считается
более престижным, чем просто подать заявление в
соседнюю массовую школу. И уже поднялась волна
насмешек над такими родителями, которые, дескать,
гоняются за местом в престижной школе.
Но во-первых, и во всем мире так – почему у нас
должно быть по-другому? У нас что – особые люди? А
во-вторых, что же делать маме, которая хотела бы
для своего ребенка покоя в школе и пользы? Как ей
выбрать лучшую школу, даже если у мамы и есть
возможность выбирать?
Школа – духовное дело, а духовность не
оценивается никакими цифрами, никакими данными.
Один умный и добрый директор значит для школы
больше, чем десять новых предметов и двадцать
всевозможных новшеств. Уж на что старательны в
оценке школ американцы (у них есть ученые-специалисты
по оценке школ, там наука оценки разрабатывается,
там толстые книги по оценке школ выходят), и то
ясных критериев выработать не могут.
Потому что их не существует в природе. Они все
относительны, и очень часто можно сказать
“зато”: школа старая, неустроенная,
неприбранная – зато в ней добрый дух. Разве не
бывает?
Десятилетиями школа страдала от министерских
наездов. Приедет министр или другой начальник,
ему покажут мастерские или спортзал, а еще лучше
– пристройку или школьный сад. Он заходится от
радости, он возвращается, он во всех докладах
строчит: вот школа! вот директор! А поедешь вслед
за министром посмотреть эту школу, радость
начальства, – а там ужас на уроках, там дети
насмешничают над учителями, там никто ничего не
знает, там скука и уныние. Министры тоже люди, они
тоже падки на вывески разного рода, а то и больше
других.
От старых времен нам остался ложноэтический
пафос. Все требуют ото всех нравственности, все
готовы судить и осуждать, все чутко следят за
обществом – как бы оно ни уклонилось от строгих
моральных предписаний. В самых обычных
человеческих движениях спешат увидеть нечто
подозрительное – и осудить. Главное – осудить.
Человек осуждающий сильно поднимается в своих
глазах.
На самом деле – обыкновенное брюзжание. Человеку
противно все новое, что появилось в нашей жизни,
не приемлет он такой жизни; но что же именно он не
хочет принять, он и сам не понимает и еще менее
способен сообразить, что и как надо бы делать. И
уж совсем не способен сделать. Заглянуть вглубь,
увидеть существо дела не всякий способен, а вот
критиковать вывески – что может быть легче?
Закончу нравоучительным, хотя и несколько
банальным резюме: школа есть школа, а вывеска
есть вывеска. Если вывеска выражает некое
стремление к лучшему – да здравствует вывеска.
Если она для того, чтобы пустить пыль в глаза, –
тогда она не украсит школу, хоть из золота ее
делай.
Но при всех обстоятельствах не будем судить о
школе по ее вывеске. Ни бранить не будем, ни
хвалить. Театр начинается с вешалки, а не с
вывески; то же можно сказать и о школе.
|