Александр АДАМСКИЙ
«Эврика» становится все мощнее
С 1 по 4 ноября в
Москве, в гостиничном комплексе «Измайлово»,
прошел очередной, уже 14-й по счету, международный
фестиваль-конференция «Авторская школа».
А самая первая «Эврика» состоялась в 1986 году и
называлась «Дни творческих уроков» – тогда
впервые учителя со всего Советского Союза
съехались в Москву и показывали друг другу свое
мастерство в классах с «чужими детьми».
Начальство, как всегда, было недовольно и открыто
возмущалось: как это можно давать уроки в чужих
школах?
Прошло всего 15 лет, и во всей стране устраивают
конкурсы по этому принципу.
Я это вспомнил к тому, чтобы объяснить читателю
спокойную реакцию «Эврики» на разные оценки
начальства.
Часто люди спрашивают: а кто вас поддерживает,
как к вам относится министерство, тот или иной
чиновник? А правда ли, что какой-то работник
министерства в каком-то регионе сказал что-то
плохое про «Эврику»?
Не знаю. Наверное, правда.
Только что состоявшаяся «Авторская школа
«Эврика» показала, что самый эффективный, хотя и
самый трудный путь развития общественно-педагогического
движения, самый плодотворный путь влияния на
развитие школы – это последовательная работа по
сохранению автономии и независимости.
Но тогда надо сказать себе: не думай о том, как к
тебе относится министерство или другое
начальство, делай что должно. При этом совсем не
обязательно по всем фронтам вести боевые
действия, по каждому поводу демонстрировать свое
особое мнение.
При этом важно с уважением относиться и к власти,
и к чиновникам, но понимать, что чиновники
приходят и уходят, министры сменяют друг друга, а
«Эврика» остается и будет жить столько, сколько
будет жить инициатива учителей.
И тогда обязательно наступает момент, когда
становится самым важным, как учителя и директора
сети «Эврика» относятся к тому или иному
чиновнику или действиям ведомства.
Судя по всему, именно такой момент в нашей жизни
как раз и наступил.
Итак, более 600 участников «Авторской школы
«Эврика» собрались в Москве, чтобы обсудить
наиболее важные проблемы образовательной
политики и показать результаты своей
деятельности.
Статистика «Авторской школы-2003» говорит сама за
себя: более 600 участников из 67 регионов России, из
них около двух десятков представителей
попечительских союзов.
Самым важным нововведением стало расширение
сети: теперь «Эврика» прирастает не только
инновационными школами, но и школами высоких
традиционных достижений.
Нововведением стала и проба общественного
поощрения школ через вручение сетевых знаков
отличия: «Знак качества образования» и
«Попечитель образования».
Очевидным результатом ноябрьской «Эврики» был
запуск двух новых сетевых проектов: «Эвриканские
школы, ассоциированные с издательством
«Просвещение», и «Эвриканские школы,
ассоциированные с Отделением образования и
культуры РАО». Два дня представители
издательства, РАО и сети «Эврика» проектировали
механизмы создания и развития названных
проектов, и вскоре эти материалы будут
опубликованы, в том числе и на сайте eurekanet.ru.
Важной линией стало обсуждение проблемы
отношений образования и культуры. Работала
экспертная группа под таким же названием,
координатором которой выступил академик РАО В.Гараджа;
состоялась лекция на эту тему, прочитанная
президентом РАО Н.Никандровым, и кроме того,
«Авторскую школу» посетил видный церковный
деятель – архимандрит Адриан (Ульянов),
Благочинный всех монастырей Тверской епархии,
учредитель одной из эвриканских ФЭП.
Проблематика диалога школ разных конфессий
будет и дальше одной из центральных проблем
«Эврики».
Подробный репортаж о трех днях «Авторской школы
«Эврика» вы можете увидеть в нашей сегодняшней
вкладке.
Особо мне бы хотелось сказать о визите на
«Эврику» первого заместителя министра
образования РФ Виктора Болотова.
Это был по-настоящему честный разговор одного из
руководителей образовательного ведомства с
сетевой общественностью «Эврики». И по поводу
перспектив единого экзамена, и о профильной
школе, и обо всех насущных вопросах жизни
сегодняшней школы. Основной итог этого разговора
все поняли так: ведомству нужна поддержка
сообщества.
Без профессиональной общественности проекты
модернизации российского образования могут
свернуться. Кроме того, и в самом ведомстве нет
единомыслия и общей точки зрения по дальнейшему
продвижению модернизации.
И здесь тоже ценно мнение сообщества.
Гражданских институтов в образовании почти нет.
Одна из немногих общественных сетей – «Эврика»,
поэтому партнерство и развитие сотрудничества
нашей сети и ведомства являются стратегическим
ресурсом развития образования.
Замечательным вкладом в «Авторскую школу» стало
участие школьников, особенно учеников ижевской
гимназии № 56 и Вятской гуманитарной гимназии.
Их работа в группе, которую вели английские
консультанты Гордон и Энн Хатчинсон, заставила
по-новому взглянуть на проблему общественного
управления школой.
…«Эврика» закончилась, материалы по работе всех
групп, все лекции и дискуссии вы можете найти на
сайте eurekanet.ru – это заслуга блестящей группы
аналитиков, которые не упустили ни одного
события на «Авторской школе» и проанализировали
все, что было возможно.
Следующая «Эврика» – в апреле, с 17-го по 21-е, на
семинаре «Эврика-Авангард».
Запишите себе в календарь, мы вас ждем.
|