Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №41/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Российский форум прошел, Авторская школа «Эврика» начинается

Александр АДАМСКИЙ23–25 октября в Нижнем Новгороде состоялся Российский форум-2003, на котором больше трех тысяч представителей гражданского общества, политической власти, бизнеса, СМИ, конфессий, силовых и других правительственных структур вели совместные дискуссии и определяли ориентиры развития страны.
Правительство было представлено на уровне первых или как минимум вторых лиц: вице-премьер Г.Карелова, министры А.Починок, А.Зурабов, В.Зорин, советник Президента РФ И.Шувалов, представители Минобороны, других ведомств. В том числе один день в работе участвовал – весьма активно – первый заместитель министра образования Александр Киселев.
Наша проблематика была представлена отдельной линией – «образовательной политикой», в рамках которой состоялось несколько крупных мероприятий. В Авторской экспериментальной школе №186 Нижнего Новгорода, у знаменитого директора Михаила Бурова, состоялось Родительское собрание Российского форума-2003. На нем обсуждались проблемы и направления развития попечительского движения. А в павильоне Нижегородской ярмарки, где, собственно, и проходил Российский форум-2003, состоялось два мероприятия на тему «Общественные ресурсы в образовании»: одно – о профессиональном, а второе – об общем образовании. Активное участие в этой части форума-2003 приняли региональные администраторы, особенно из Приволжского федерального округа. Как всегда, ярким и содержательным было выступление лидера самарского образования Ефима Когана. Присутствовали представительные делегации из Мордовии, Чувашии, Нижегородской области, Пермской области, Татарии и других регионов.
Основные тезисы дискуссии по теме «Общественные ресурсы в образовании» были высказаны участниками всех сторон: и представителями государственных (а точнее – ведомственных) интересов, и представителями общественных организаций. Мне как ведущему этой дискуссии приходилось давать слово поочередно – то «общественникам», то чиновникам.
Институт образовательной политики «Эврика» в качестве установочного сообщения предложил относиться к общественному управлению школой прежде всего как к гражданскому институту общественной власти. При этом автономной, независимой от ведомства. Многие эксперты считают, что более эффективным сегодня является выращивание союзов попечителей на муниципальном и региональном уровне, чем создание в обязательном порядке советов в каждой школе.
Представитель Минобразования М.Князева посетовала, что общественные организации слабо откликаются на властные инициативы, что их вообще не так много (общественно-образовательных организаций) и в основном ведомству приходится в одиночку пробивать проекты модернизации.
А представитель общества «Мемориал» Алена Козлова отметила, что роль общественных организаций в образовании – в ответственности за историческую память и за область прав человека.
Выступление Ефима Когана было предельно содержательным. Он говорил о том, что в условиях, когда государство перестало быть единственным ответственным за просвещение, надо заново оценить место и роль государства в образовательной политике, так же как и роль и место негосударственных организаций. При этом Е. Коган выдвинул, на мой взгляд, продуктивный вариант образовательного стандарта: не набор учебных предметов и количество часов, а стандарт как условие достижения качества образования. С этой формулой стандарта даже автор этих строк, как «ветеран движения против стандартизации образования», с готовностью соглашается. Правда, тогда это уже не госстандарт, а государственно-общественный, часть общественного договора.
Показательным было выступление чувашского руководителя – Галины Черновой, которая заявила:
– Мы очень хотим контроля. Но некоторые директора его не желают, и поэтому мы насаждаем попечительские организации, насильно подыскиваем попечителей в школы...
Демонстрация такого ведомственного энтузиазма, готовность сломя голову исполнять любое ведомственное указание без разбору – будь то единый экзамен или общественное управление – самый худший способ вести диалог с гражданским обществом. И потом, очень уж хочется ведомству представить общественное управление школой прежде всего как контролера. Это ведь самое легкое – наделить «общественников» фискальными полномочиями и разделить родителей на две категории – спонсоров и надзирателей: одни дают деньги школе, другие следят, чтобы директор правильно их расходовал. Все при деле. А главное – в руках управленцев рангом повыше еще один рычаг манипулирования директором.
И надо признаться, что многие представители общественных организаций проявили на этой дискуссии взвешенный системный подход. Елена Зубакина, представитель международного социально-экологического союза, заявила, что общественные организации должны договориться между собой о том, что они могут предложить власти и бизнесу:
– Мы должны сами понять, в чем образовательный запрос населения.
Татьяна Маркова (фонд «Возрождение земли Сибирской») поддержала идею развития общественно-активных школ, а Николай Швецов, представитель одной из региональных комиссий по помилованию, обратил внимание на закрытость ведомства и даже предложил разработать указ Президента РФ о демонополизации Минобразования.
Самым интересным и одобренным всеми стало предложение привлекать к аттестации образовательных учреждений общественные организации.
Может быть, первым учреждением, аттестацию которого проведет гражданское общество, станет само Министерство образования? Впрочем, ведомству предложено создать комиссию по согласованию результатов форума-2003 – об этом мы обязательно расскажем нашим читателям.
А эстафету общественных форумов приняла «Авторская школа «Эврика-2003», работа которой начинается 1 ноября в Москве.
Об этом – в следующем номере.

Рейтинг@Mail.ru