Александр АДАМСКИЙ
Российский форум прошел, Авторская
школа «Эврика» начинается
23–25 октября в
Нижнем Новгороде состоялся Российский форум-2003,
на котором больше трех тысяч представителей
гражданского общества, политической власти,
бизнеса, СМИ, конфессий, силовых и других
правительственных структур вели совместные
дискуссии и определяли ориентиры развития
страны.
Правительство было представлено на уровне
первых или как минимум вторых лиц: вице-премьер Г.Карелова,
министры А.Починок, А.Зурабов, В.Зорин, советник
Президента РФ И.Шувалов, представители
Минобороны, других ведомств. В том числе один
день в работе участвовал – весьма активно –
первый заместитель министра образования
Александр Киселев.
Наша проблематика была представлена отдельной
линией – «образовательной политикой», в рамках
которой состоялось несколько крупных
мероприятий. В Авторской экспериментальной
школе №186 Нижнего Новгорода, у знаменитого
директора Михаила Бурова, состоялось
Родительское собрание Российского форума-2003. На
нем обсуждались проблемы и направления развития
попечительского движения. А в павильоне
Нижегородской ярмарки, где, собственно, и
проходил Российский форум-2003, состоялось два
мероприятия на тему «Общественные ресурсы в
образовании»: одно – о профессиональном, а
второе – об общем образовании. Активное участие
в этой части форума-2003 приняли региональные
администраторы, особенно из Приволжского
федерального округа. Как всегда, ярким и
содержательным было выступление лидера
самарского образования Ефима Когана.
Присутствовали представительные делегации из
Мордовии, Чувашии, Нижегородской области,
Пермской области, Татарии и других регионов.
Основные тезисы дискуссии по теме «Общественные
ресурсы в образовании» были высказаны
участниками всех сторон: и представителями
государственных (а точнее – ведомственных)
интересов, и представителями общественных
организаций. Мне как ведущему этой дискуссии
приходилось давать слово поочередно – то
«общественникам», то чиновникам.
Институт образовательной политики «Эврика» в
качестве установочного сообщения предложил
относиться к общественному управлению школой
прежде всего как к гражданскому институту
общественной власти. При этом автономной,
независимой от ведомства. Многие эксперты
считают, что более эффективным сегодня является
выращивание союзов попечителей на муниципальном
и региональном уровне, чем создание в
обязательном порядке советов в каждой школе.
Представитель Минобразования М.Князева
посетовала, что общественные организации слабо
откликаются на властные инициативы, что их
вообще не так много (общественно-образовательных
организаций) и в основном ведомству приходится в
одиночку пробивать проекты модернизации.
А представитель общества «Мемориал» Алена
Козлова отметила, что роль общественных
организаций в образовании – в ответственности
за историческую память и за область прав
человека.
Выступление Ефима Когана было предельно
содержательным. Он говорил о том, что в условиях,
когда государство перестало быть единственным
ответственным за просвещение, надо заново
оценить место и роль государства в
образовательной политике, так же как и роль и
место негосударственных организаций. При этом Е.
Коган выдвинул, на мой взгляд, продуктивный
вариант образовательного стандарта: не набор
учебных предметов и количество часов, а стандарт
как условие достижения качества образования. С
этой формулой стандарта даже автор этих строк,
как «ветеран движения против стандартизации
образования», с готовностью соглашается. Правда,
тогда это уже не госстандарт, а государственно-общественный,
часть общественного договора.
Показательным было выступление чувашского
руководителя – Галины Черновой, которая заявила:
– Мы очень хотим контроля. Но некоторые
директора его не желают, и поэтому мы насаждаем
попечительские организации, насильно
подыскиваем попечителей в школы...
Демонстрация такого ведомственного энтузиазма,
готовность сломя голову исполнять любое
ведомственное указание без разбору – будь то
единый экзамен или общественное управление –
самый худший способ вести диалог с гражданским
обществом. И потом, очень уж хочется ведомству
представить общественное управление школой
прежде всего как контролера. Это ведь самое
легкое – наделить «общественников» фискальными
полномочиями и разделить родителей на две
категории – спонсоров и надзирателей: одни дают
деньги школе, другие следят, чтобы директор
правильно их расходовал. Все при деле. А главное
– в руках управленцев рангом повыше еще один
рычаг манипулирования директором.
И надо признаться, что многие представители
общественных организаций проявили на этой
дискуссии взвешенный системный подход. Елена
Зубакина, представитель международного
социально-экологического союза, заявила, что
общественные организации должны договориться
между собой о том, что они могут предложить
власти и бизнесу:
– Мы должны сами понять, в чем образовательный
запрос населения.
Татьяна Маркова (фонд «Возрождение земли
Сибирской») поддержала идею развития
общественно-активных школ, а Николай Швецов,
представитель одной из региональных комиссий по
помилованию, обратил внимание на закрытость
ведомства и даже предложил разработать указ
Президента РФ о демонополизации Минобразования.
Самым интересным и одобренным всеми стало
предложение привлекать к аттестации
образовательных учреждений общественные
организации.
Может быть, первым учреждением, аттестацию
которого проведет гражданское общество, станет
само Министерство образования? Впрочем,
ведомству предложено создать комиссию по
согласованию результатов форума-2003 – об этом мы
обязательно расскажем нашим читателям.
А эстафету общественных форумов приняла
«Авторская школа «Эврика-2003», работа которой
начинается 1 ноября в Москве.
Об этом – в следующем номере.
|