Симон СОЛОВЕЙЧИК
Идея сотрудничества
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ
БУДУЩЕГО самым существенным остается одно –
отношения со взрослыми. Все новые или старо-новые
(старые для мира, новые для нас) школы и
педагогики в конечном счете решают одну и ту же
задачу: пытаются выстроить отношения
сотрудничества с детьми.
Если учитель ставит себе такую цель – потихоньку
развить отношения сотрудничества в классе, – он
сам находит соответствующие цели и методы, сам
перебирает учебный материал, отсеивая ненужное.
Не надо спрашивать: сотрудничество – для чего?
Если учитель добрый и честный человек, то
сотрудничество с ним всегда будет полезно
школьнику; если же нечестный и недобрый, то
никакие методы и системы, программы и учебники не
помогут.
Несколько лет назад, когда я писал “Педагогику
для всех”, я размышлял об отношениях между
детьми и взрослыми, пытаясь представить себе,
какими они могут быть.
Подчинение, соподчинение – это ясно, это на
каждом шагу, другое редко встретишь.
Еще взрослые и дети могут быть сообщниками –
вместе стараются урвать у мира побольше, а потом
разделить добычу. Я видел много таких семей, они
кончают дикой враждой, как в банде.
Еще? Еще – сотрудничество.
И, наконец, сотворчество.
Соподчинение, сообщничество, сотрудничество,
сотворчество.
Ну, сотворчество – это очень высокий тип
отношений, на сотворчество не все способны.
Сотрудничество – вот всем доступный идеал.
Когда два человека вместе работают, вместе хотят
что-то сделать, они становятся как бы равными,
несмотря на разницу в возрасте, характерах,
образовании и жизненном опыте. И это
единственный, вот что важно – единственный
способ сделать ребенка и взрослого равными, дать
ребенку возможность почувствовать себя равным. А
равенство воспитывает, равенство в достоинстве
– величайшая воспитательная сила, потому что в
основе воспитания не управление, а общение,
единение душ, возможное лишь между равными.
Получается так: сотрудничество рождает общение с
ребенком, общением он воспитывается без
специальных педагогических мероприятий.
Сотрудник не может наказывать сотрудника, он
даже командовать не может. Ну-ка попробуйте
покомандовать сидящим с вами в одной комнате
сослуживцем. Сотрудничество само собой
порождает уважительные отношения, толкает на
компромисс, утишает гневливых, создает мир.
Когда педагоги-новаторы собрались на знаменитую
теперь переделкинскую встречу 1986 года, весь
первый день ушел на рассказы о том, что делает
каждый. Чувствовалось, что есть общее, что при
всем разнообразии приемов есть какой-то общий
корень, и было понятно, что само существование
этого общего неизвестного говорит о том, что мы
натолкнулись на крайне важное педагогическое
явление. Если семь человек, не зная друг друга и
работая в разных областях, получают схожие
результаты схожими методами, значит, в этих
методах есть правда. Но что это общее? Как его
назвать, каким словом обозначить? Предложений
было много, однако мы ни на чем не сошлись, все
было не так.
А на следующий день родилось: педагогика
сотрудничества. Предложение было принято сразу,
без единого возражения. Слово оказалось близким
для всех.
В реальных классах, где преподают педагоги,
разрабатывавшие педагогику сотрудничества, роль
учителя исключительно высока. Это роль человека,
который стремится к общению с детьми, а не к
администрированию. Сотрудничество вовсе не
ведет к баловству, наоборот, дети в таком классе
много работают, и сама собой устанавливается
дисциплина труда.
Конечно, у педагогики сотрудничества есть свои
границы. Чем способнее ученик, чем охотнее он
учится, тем строже с ним можно быть. Против
педагогики сотрудничества обычно выступают
учителя специальных школ с отобранными,
способными детьми. Верно, им идея сотрудничества
не нужна, способные дети и сами учатся, сами
сотрудничают с учителем, еще и подгоняют его,
просят задачи посложнее. Педагогика
сотрудничества не альтернатива авторитарной
педагогике, она ни с кем не сражается, в разных
классах – разные методы, разные степени
сотрудничества.
Почти каждый хороший режиссер буквально деспот,
однако лучшие актеры стараются работать с ним,
потому что получается прекрасный спектакль, а
это важнее всего. Так и в классе. Учитель может
быть очень строгим, однако ученики охотно
сотрудничают с ним. Командование и
сотрудничество постоянно переходят одно в
другое.
Много раз я пытался рассказать о педагогике
сотрудничества в западных школах, но интереса
вызвать не удалось. Сначала кивают головами, о да,
кооперэйшн, у нас тоже, – несут гору литературы.
Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что
во всей этой литературе речь идет о
сотрудничестве, кооперации между учениками – о
работе в группах. Идеи сотрудничества учителя и
учеников в педагогическом мире нет. То есть она
признается важной, но никто не знает, как такого
сотрудничества добиться.
Вот тут-то мы и подходим к главному. В
переделкинском манифесте выдвигалась не идея
сотрудничества, а именно педагогика – очень
серьезный, хотя и коротко изложенный набор
методических принципов и приемов, сцепленных
одной идеей и направленных на одну цель – на
достижение сотрудничества. Сотрудничество
рассматривалось здесь не как способ, а как
результат. Из конкретного опыта Шаталова,
Лысенковой, Иванова и ряда других новаторов было
извлечено то общее, что позволяет учителю
реально сотрудничать с классом, в котором
собраны и способные, и неспособные дети. Учитель,
сколько его ни призывай, не может сотрудничать с
ребенком, который не хочет учиться, мешает вести
занятия, безнадежно отстал и не понимает, о чем
говорят в классе. Педагогика сотрудничества в
том виде, в каком она была заявлена, предлагала
конкретные способы, помогающие учить
переполненный школьный класс так, словно учитель
имеет дело с одним учеником и без дополнительных
занятий.
Дела наши школьные неважны, и бросаться такой
идеей, как сотрудничество, пренебрегать таким
опытом – безумство.
Стране нашей нужна педагогика. Детьми надо
заниматься. Школьный поезд должен быть
переполнен детской радостью.
|