Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №40/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

В годовщину «Норд-Оста» откроется Российский форум

Александр АДАМСКИЙНедавно газета «Известия» проводила опрос среди своих читателей: «Чем пахнет Россия?» Этот странный вопрос был связан с тем, что какая-то фирма выпустила новые духи... предназначенные для чиновников. Так сказать, официальный запах страны в кабинетах государственной власти.
И меня тоже спросили по телефону: «Чем, по вашему мнению, пахнет Россия?»
Конечно, речь идет о той атмосфере, которой отмечена страна.
Я постарался быстро ответить, но вопрос не оставляет меня и сейчас: чем определяется атмосфера в стране?
И мне кажется, что главной сегодняшней особенностью является взаимное всеобщее непонимание друг друга.
Мы обращаемся друг к другу со словами, смыслы которых не являются общими.
Мы говорим друг другу слова радости или гордости, а люди слышат хвастовство или гордыню...
И примеров можно привести предостаточно – из-за непонимания рождаются недоверие и вражда.
Непонимание, отсутствие общих смыслов – самый показательный результат школьного образования.
Люди в России не понимают друг друга. Дети не понимают взрослых. Ученики не понимают учителей, а учителя – родителей своих учеников.
И мы все не понимаем: почему и за что погиб год назад на Дубровке «Норд-Ост»?
Знаменательно, что как раз в годовщину трагедии в Нижнем Новгороде откроется Российский форум. Инициатива его проведения принадлежит Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В мае Комиссия по правам человека опубликовала обращение с этой инициативой и была сформирована рабочая группа по подготовке Российского форума–2003. В нее вошли: Элла Памфилова, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ, Людмила Алексеева – председатель международной Хельсинкской группы, Мария Слободская, Александр Аузан, Глеб Павловский, Евгений Гонтмахер, Сергей Марков, Алина Радченко, Любовь Глебова, Сергей Абрамов от администрации президента, а также автор этих строк.
Около 2000 участников приедет на берега Волги, чтобы постараться понять друг друга и выработать общее видение наиболее актуальных проблем страны, точнее, постараться согласовать общее видение и предложить варианты решения.
Соберутся представители власти, гражданского общества, бизнеса и средств массовой информации.
Среди тринадцати главных тем Российского форума–2003 есть и тема «Образовательная политика». На мой взгляд, в этой сфере как нигде отсутствует гражданское начало, нет эффективного механизма принятия совместных общественно-государственных решений.
Ведомство, которое олицетворяет государственную политику в области образования, считает себя естественным монополистом, это видно и по тому, как ведется модернизация образования и как невнятно проводятся федеральные мероприятия на эту тему – Государственные советы, например.
Подмена общественного участия массированными PR-проектами или многочисленными околоминистерскими советами и комиссиями создает иллюзию внедрения общественности в обсуждение образовательной политики. Но это не заменяет и не может заменить кропотливую работу по созданию эффективных гражданских институтов влияния в образовании.
Может быть, Российский форум–2003 изменит эту ситуацию?
Одним из центральных событий на форуме станут собрание попечителей и дискуссия о роли граждан в управлении школой.
Накануне городской департамент образования организовал дискуссию представителей образовательных учреждений Нижнего Новгорода по основным направлениям образовательной политики. Автор этих строк был на дискуссии, и надо особо отметить, что школьное сообщество обеспокоено не только своим материальным положением, выдачей заработной платы вовремя или обеспечением школы оборудованием.
Директора и учителя прекрасно понимают, что без привлечения граждан школе не выбраться из того тяжелого положения, в котором она оказалась. Много надежд образовательное сообщество возлагает на движение попечительства.
В 186-й авторской школе, в которой пройдет сбор попечителей, есть отлаженная система общественного управления, и она станет предметом всеобщего обсуждения в рамках темы «Образовательная политика» на Российском форуме–2003. Но все понимают, что реальное общественное управление образованием возможно теперь на муниципальном и региональном уровне.
Поэтому все ждут прояснения позиции власти по этому вопросу: насколько ведомство готово расстаться с монополией на управление в образовании?
Хотя, судя по всему, до реального понимания роли общества в образовательной политике нашему ведомству еще очень далеко: в лучшем случае оно хочет развивать систему спонсорства и контроля с помощью энтузиастов-общественников.
И тут мы снова возвращаемся к проблеме непонимания.
Слова произносим одни и те же, а смыслы за ними у всех разные.
И это главная проблема нашего образования.
Оно перестало быть общим.

Или никогда и не было?

Рейтинг@Mail.ru