Александр АДАМСКИЙ
В годовщину «Норд-Оста» откроется
Российский форум
Недавно газета
«Известия» проводила опрос среди своих
читателей: «Чем пахнет Россия?» Этот странный
вопрос был связан с тем, что какая-то фирма
выпустила новые духи... предназначенные для
чиновников. Так сказать, официальный запах
страны в кабинетах государственной власти.
И меня тоже спросили по телефону: «Чем, по вашему
мнению, пахнет Россия?»
Конечно, речь идет о той атмосфере, которой
отмечена страна.
Я постарался быстро ответить, но вопрос не
оставляет меня и сейчас: чем определяется
атмосфера в стране?
И мне кажется, что главной сегодняшней
особенностью является взаимное всеобщее
непонимание друг друга.
Мы обращаемся друг к другу со словами, смыслы
которых не являются общими.
Мы говорим друг другу слова радости или гордости,
а люди слышат хвастовство или гордыню...
И примеров можно привести предостаточно – из-за
непонимания рождаются недоверие и вражда.
Непонимание, отсутствие общих смыслов – самый
показательный результат школьного образования.
Люди в России не понимают друг друга. Дети не
понимают взрослых. Ученики не понимают учителей,
а учителя – родителей своих учеников.
И мы все не понимаем: почему и за что погиб год
назад на Дубровке «Норд-Ост»?
Знаменательно, что как раз в годовщину трагедии в
Нижнем Новгороде откроется Российский форум.
Инициатива его проведения принадлежит Комиссии
по правам человека при Президенте РФ. В мае
Комиссия по правам человека опубликовала
обращение с этой инициативой и была сформирована
рабочая группа по подготовке Российского
форума–2003. В нее вошли: Элла Памфилова,
председатель Комиссии по правам человека при
Президенте РФ, Людмила Алексеева – председатель
международной Хельсинкской группы, Мария
Слободская, Александр Аузан, Глеб Павловский,
Евгений Гонтмахер, Сергей Марков, Алина Радченко,
Любовь Глебова, Сергей Абрамов от администрации
президента, а также автор этих строк.
Около 2000 участников приедет на берега Волги,
чтобы постараться понять друг друга и выработать
общее видение наиболее актуальных проблем
страны, точнее, постараться согласовать общее
видение и предложить варианты решения.
Соберутся представители власти, гражданского
общества, бизнеса и средств массовой информации.
Среди тринадцати главных тем Российского
форума–2003 есть и тема «Образовательная
политика». На мой взгляд, в этой сфере как нигде
отсутствует гражданское начало, нет
эффективного механизма принятия совместных
общественно-государственных решений.
Ведомство, которое олицетворяет государственную
политику в области образования, считает себя
естественным монополистом, это видно и по тому,
как ведется модернизация образования и как
невнятно проводятся федеральные мероприятия на
эту тему – Государственные советы, например.
Подмена общественного участия массированными PR-проектами
или многочисленными околоминистерскими
советами и комиссиями создает иллюзию внедрения
общественности в обсуждение образовательной
политики. Но это не заменяет и не может заменить
кропотливую работу по созданию эффективных
гражданских институтов влияния в образовании.
Может быть, Российский форум–2003 изменит эту
ситуацию?
Одним из центральных событий на форуме станут
собрание попечителей и дискуссия о роли граждан
в управлении школой.
Накануне городской департамент образования
организовал дискуссию представителей
образовательных учреждений Нижнего Новгорода по
основным направлениям образовательной политики.
Автор этих строк был на дискуссии, и надо особо
отметить, что школьное сообщество обеспокоено не
только своим материальным положением, выдачей
заработной платы вовремя или обеспечением школы
оборудованием.
Директора и учителя прекрасно понимают, что без
привлечения граждан школе не выбраться из того
тяжелого положения, в котором она оказалась.
Много надежд образовательное сообщество
возлагает на движение попечительства.
В 186-й авторской школе, в которой пройдет сбор
попечителей, есть отлаженная система
общественного управления, и она станет предметом
всеобщего обсуждения в рамках темы
«Образовательная политика» на Российском
форуме–2003. Но все понимают, что реальное
общественное управление образованием возможно
теперь на муниципальном и региональном уровне.
Поэтому все ждут прояснения позиции власти по
этому вопросу: насколько ведомство готово
расстаться с монополией на управление в
образовании?
Хотя, судя по всему, до реального понимания роли
общества в образовательной политике нашему
ведомству еще очень далеко: в лучшем случае оно
хочет развивать систему спонсорства и контроля с
помощью энтузиастов-общественников.
И тут мы снова возвращаемся к проблеме
непонимания.
Слова произносим одни и те же, а смыслы за ними у
всех разные.
И это главная проблема нашего образования.
Оно перестало быть общим.
Или никогда и не было?
|