Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/2003


Украинское образование

Ученик полюбит школу тогда, когда учитель полюбит ученика

Образовательная отрасль Киевщины: ее обучающая и воспитательная роль

Будущее молодого государства должно формироваться качественными знаниями его граждан. В Украине это осуществляется переходом к двенадцатилетке по форме и по содержанию, переориентацией учебного процесса от механического усвоения знаний к творческому, отходом от тоталитарной педагогики к педагогике толерантности, переходом от государственного к государственно-общественному управлению, формирование всесторонне развитой и духовно богатой личности. Что же ожидает молодое поколение? Об этом рассуждает начальник областного управления образования и науки облгосадминистрации Киевской области И.Л. Ликарчук.

– Ваше мнение о 12-балльной системе оценки знаний, семестрах, государственной аттестации?
– Это частичные изменения в организации учебно-воспитательного процесса, о результативности которых еще рано говорить. Могу сказать лишь одно: все они, особенно 12-балльная система оценивания, достаточно сложно внедрялись в наших школах. Но, видимо, самый сложный этап этого процесса уже пройден и теперь необходимо эту новую систему совершенствовать.
– Как вы относитесь к идее 12-летнего образования?
– Сложный вопрос, на который сложно ответить. Мы говорим пока лишь о продолжительности обучения и почти ничего – о сущности учебного процесса, управленческих, организационных, экономических механизмах его функционирования. То есть если мы механически введем 12-летнее обучение, ничего кардинально не изменив, то такая реформа не нужна.
– Как вы считаете, с введением обучения детей-шестилеток поспешили?..
– Необходимо было провести широкомасштабный эксперимент, прислушаться к мнению родителей, ученых, общественности, а уже затем принимать решение. Не зря известные психологи бьют тревогу: шестилетние дети не готовы к нормированной учебной деятельности. И, по-видимому, нельзя ругать тех родителей, которые просто не пустили своего ребенка в школу с шести лет: зачем, мол, забирать у детства еще один год. А таких родителей на Киевщине в отдельных регионах до 40 процентов.
– Игорь Леонидович, но ведь идея обучения детей с шестилетнего возраста не нова, припоминаю многочисленные статьи в различных журналах.
– Конечно, не нова. Детей обучают с шести лет во многих странах мира. Однако, что немаловажно, не в школьных классах, а в так называемых игровых группах. Как говорят у нас в Одессе: «это две большие разницы». В бывшем СССР в 1984 году тоже пытались ввести обучение с шестилетнего возраста. Однако, как только отказались от «обязаловки», родители все меньше и меньше стали приводить шестилетних детей в школу.
– Давайте перейдем к другому нововведению – изучению иностранного языка со второго класса.
– Стратегически это правильное решение. Наши дети должны знать иностранные языки. Но мы чувствуем острую нехватку учителей даже в средних и старших классах городских школ, не говоря уже о сельских. А кто из них владеет методикой преподавания в начальной школе? Единицы. Второе: многие ли учителя начальной школы владеют иностранным языком? Тоже единицы. Необходимы годы и годы, а также большие средства для подготовки и переподготовки необходимого количества специалистов. Многие ли дети, изучающие английский, немецкий или французский языки 6–7 лет в обычных школах, овладели ими без дополнительных усилий репетиторов и родительских денег? Будут ли эти проблемы решены введением преподавания иностранного языка со второго класса? На мой взгляд, следует искать другой путь.
– В области введен предмет «Киевщиноведение». И как дети восприняли это нововведение?
– Возможно, не все еще сделано, чтобы он преподавался как следует. Я сам посетил много уроков, общался в классах с детьми, учителями. Чувствуется, предмет нужный, нравится. Между прочим, в учебных планах для первых классов предусмотрен аналогичный «Я и Украина».
– Не считаете ли вы, что мало преподается украинский язык и что нужно еще сделать, чтобы дети хорошо его знали?
– Как руководителя уровень знаний украинского языка меня абсолютно не удовлетворяет. Хотя если взять формальные показатели, то они достаточно удовлетворительны. Наши ученики – победители конкурсов знатоков родного языка. Но если рассматривать вопрос в комплексе, то уровень изучения украинского языка, на наш взгляд, еще не отвечает запросам и нуждам сегодняшнего дня. Мы работаем над программой совершенствования преподавания украинского языка и литературы в школах Киевской области. В ней будет предусмотрен ряд очень серьезных позиций, но самой главной из них станет работа с учителем. От учителя (и только от него) зависит, как будут знать дети родной язык.
– «Все реформы, как правило, готовятся наверху, в Министерстве образования, а отвечать за них приходится нам, учителям. А почему никто не советуется с нами?» Вот такое письмо из редакционной почты.
– Я бы сказал больше: только в том случае, если учитель воспримет сущность реформ, они будут осуществляться. Не могу сказать, что с учителями никто не советуется.
– Будут ли требовать от учеников обязательно носить школьную форму?
– Давайте обратимся к истории. Как известно, до 1917 года школьная форма обозначала принадлежность ученика к определенному учебному заведению. В советские времена – совершенно иное. При тогдашней тоталитарной педагогике и ученики должны были быть одинаковыми: пиджак, рубашка, галстук, даже спортивные трусы на уроке физкультуры. С моей точки зрения, форма, наверное, нужна в младшей школе. В старшей, когда ученик или ученица осознают свое собственное «Я», понимают, что такое их собственный имидж в контексте слов А.П. Чехова, что у человека все должно быть прекрасно – и душа, и тело, и одежда, наверное, не стоит пренебрегать их мнением. Считаю, что те учебные заведения, которые не встают на путь принуждения, поступают правильно. Однако не следует забывать о различных возможностях детей и учиться мировому опыту.
– Как вы относитесь к школе в небольших селах?
– Там живут и работают люди, есть семьи, соответственно, рождаются дети. Лишать последних (пусть их 40–60 человек) права на образование – это преступление. И мне как руководителю отрасли очень импонирует позиция государственной областной администрации, направленная на сохранение сельских школ. Мы будем сохранять сельское образование, сельскую школу, до тех пор пока в селе, пускай самом маленьком, будут дети. Ликвидировать школу – значит лишить их будущего.
Сегодня в области не хватает около 300 педагогов, и в этом виноват не чернобыльский синдром, а низкая заработная плата, то, что сельский учитель на довольно низкую заработную плату не имеет полной нагрузки в малокомплектной школе. Чтобы все это изменить, нам сегодня нужны новые нормативы содержания сельских школ, типовые штатные расписания для них и, возможно, даже коррегирование количества педчасов на ставку, которую должен получать сельский или городской учитель. Кстати, учителей сегодня не хватает и в городах: за последнее время эта профессия стала не слишком престижной. Низкий престиж нельзя компенсировать даже частичным повышением заработной платы.
– Игорь Леонидович, сегодня мы с вами обсудили едва ли не все «острые углы» образовательной отрасли. А если попробовать посмотреть на ее будущее в столичной области? Мне кажется, что Киевщина как никакая другая область может похвалиться своими определенными достижениями. О некоторых из них уже шла речь в начале нашей беседы.
– С уверенностью могу сказать, что в Киевской области за последние годы сформировалось особое, государственное отношение к проблемам образования. Это проявляется в позиции областной госадминистрации, главы облгосадминистрации, руководителей исполнительной власти и местного самоуправления. Я не припомню случая, чтобы не была решена какая-либо из проблем образования, сложная или легкая. Например, создание детских домов смешанного типа. Их сегодня на Киевщине 28, и, кстати, это единственная область Украины, которая по-своему заботится об этой категории малышей. На очереди у нас и создание сельских гимназий и лицеев, думаем, как решить проблему условий работы малокомплектной школы. Очень актуальным остается и уже упоминавшееся обеспечение сельских школ учителями. Система образования Киевщины будет развиваться, с нее будут брать пример, у нее будут учиться другие области.

Перевод И. ШИЯН

Рейтинг@Mail.ru