Александр АДАМСКИЙ
Двадцать лет назад под это танцевал
весь мир
Ведомство
опаздывает в своих инициативах как минимум на
полтора десятка лет, а то и больше.
Во многом модернизация системы образования в
России образца начала XXI века содержит в себе
изменения, которые надо было провести лет 15–20
назад в Советском Союзе. Представьте себе, как
далеко шагнуло бы наше образование, если бы
реформа 1984 года содержала в себе принятие
государственного образовательного стандарта, а
в решениях февральского 1988 года пленума ЦК КПСС,
посвященного развитию советской школы, была бы
хоть одна строчка о введении финансового
норматива в образование! И все было бы: и стандарт,
и норматив, и 12-летка, и профильная школа – все,
что душе угодно. А уж какие учебники по истории
написали бы, генерал Варенников не нарадовался
бы! От денег Сороса отказались бы, и Мировому
банку на дверь указали бы, заявив свое гордое: «Не
нуждаемся!» А Британский Совет получил бы от
министра образования письмо-предложение:
«Предлагаем финансовую помощь и специалистов
для искоренения неграмотности детей Северной
Ирландии». Да, если бы сегодняшние проекты
модернизации были внедрены тогда, эффект был бы
колоссальным... А ведь все могло бы быть… Секрет в
том, что в советское время система принятия
решения и распределения ресурса совпадали:
империя – что возьмешь! Если партия скажет
«надо», все как один отвечают «есть». И деньги –
не вопрос, как теперь говорят. Важно было
добиться решения на самом высоком уровне –
деньги появлялись автоматически.
Этот сон сейчас снится многим деятелям: лишь бы
решения добиться, а остальное покатится само по
себе.
И вот система образования, как уснувшая царевна,
проснулась от поцелуя прекрасного принца: правым
рукавом махнет – одна модернизация, левым
рукавом махнет – другая модернизация. Дело дошло
до того, что объявили министерский конкурс школ
через 15 лет после того, как родилась Авторская
школа. И все бы это было совсем хорошо, если бы не
два обстоятельства.
Первое. Медленно, но верно в России начинает
развиваться гражданское общество. А это означает,
что, для того чтобы осуществить общенациональный
проект в любой сфере, централизованного решения
а-ля постановление ЦК КПСС недостаточно; более
того, даже в принятии закона, как закона о
стандартах, не соответствующего вектору
развития системы, заложена обреченность на
невыполнение. Потому что для принятия решения о
социальных изменениях сегодня нужны новые
гражданские институты – экспертные, проектные,
нужно укорененное чувство собственности в
образовании.
Второе обстоятельство, делающее нелепым
осуществление модернизации 20-летней давности:
неэффективность централизации ресурсов в
социальной сфере – вообще, в образовании – в
частности. Мы видим, как неэффективно проведена
информатизация школ, насколько неэффективны
централизованные закупки оборудования, как мало
попадает денег в школу, несмотря на то что в самое
систему их попадает много. Система образования
похожа на сосуд с широким дном и узеньким-узеньким
горлышком. Денег на систему выделяется много, но
в узенькое горлышко школьного финансирования
попадает мизер. Поэтому возникла ситуация, при
которой система задыхается от финансирования, не
справляется с той массой денег, которая в нее
попадает, а школа нищенствует. Учителя живут без
денег. Качество образования стало независимым от
системы государственного регулирования. Именно
поэтому мы и говорим, что само по себе введение
параметров этого регулирования ничего не даст,
все это опоздало на 20 лет. И нормативы будут
мизерными, и стандарты формальными, не говоря уже
о профилях и тестах. Наиболее эффективная
образовательная политика, с нашей точки зрения,
– это инициирование проектов, актуальных
сегодня. Я имею в виду принципиально другую
экономику образования, ориентированную на
прямую и короткую связь – «государство–школа» (чтобы
горловина и днище сосудов были равны друг другу),
индивидуализацию образования, либерализацию
перехода из школы в вуз. Если ведомство в
состоянии продвигать по-настоящему
инновационную модернизацию, внедрять в общество
перспективные ориентиры – значит, ему и
проводить модернизацию; если же министерство
способно только идеи 20-летней давности внедрять
в жизнь, тогда нужно особое агентство
образовательных реформ, не подчиненное и
неподконтрольное ведомству, возможно имеющее
президентский статус.
В образовательной политике эпоха
широкомасштабных проектов прошла окончательно и
бесповоротно. Хорошие затеи, правильные решения,
но не выращенные точечно, не рожденные изнутри,
не появившиеся хоть в зачаточном виде, в
образовательной среде уже не станут реальностью.
Нет, впрочем, станут, если все повернется вспять и
главным условием изменений в жизни снова
окажется постановление пленума Центрального
Комитета партии. В эпоху диктатуры все решается
властью и претворяется в жизнь невзирая на
желания граждан. В переходный период
потребностями граждан манипулируют и мужики-горлопаны
на какое-то время могут задурить голову
гражданам и обманом принять демократическим
путем любой закон.
Вопрос только в том, на что направлена
образовательная политика?
Если на возвращение власти ЦК – даешь
модернизацию любыми средствами!
Если на развитие гражданского общества, нужны
другие институты принятия решений в области
образования – в этом, собственно, и состоит
модернизация.
Как вы считаете?
|