Александр АДАМСКИЙ
Школа становится военно-религиозной
Чем меньше у школы
самостоятельности, тем охотнее в ней хозяйничают
искатели человеческого капитала. То попы придут,
то товарищи офицеры заглянут, попользуются и
дальше пойдут…
Теперь нами будут командовать не только
священники, но еще и генералы.
Поправка в Закон «Об образовании», которую
внесло Министерство обороны, предполагает, что
военные сборы станут обязательными и это
огромный шаг вперед в деле системной
милитаризации средней школы.
Внесение поправки и рассмотрение ее в первом
чтении совпало с началом призыва в Вооруженные
силы, и все средства массовой информации,
комментируя призыв, приводят данные о массовой
дистрофии призывников, о том, на какие ухищрения
идут молодые люди и их родители, чтобы не попасть
на службу.
При этом у тех, кто занимается анализом дел в
образовании, невольно возникает ассоциация с
недавним приемом в вузы. Только все с точностью
«до наоборот»: там люди пытаются попасть в
заветные списки, пускаясь во все тяжкие, а здесь
– избежать «зачисления».
Хочешь не хочешь, возникает стойкое убеждение,
что школа так вмонтирована в государственное
устройство, что не является инородным телом.
Попасть в нее нормальному человеку сложно – чуть
ли не экзамены, тесты для первоклассников. Как
учителя умудряются учить, а дети учиться –
великая мистическая загадка.
Казалось бы, если школу финансируют на 30–40
процентов от потребности, то она и учить должна
на этом уровне.
Кстати, по результатам единого экзамена так и
получается – программы практически по всем
предметам усвоены не более чем половиной
выпускников. Исключение составляют только
иностранные языки.
Но с такими количественными показателями сложно
оценить качество работы школы. На самом деле те
программы, которые достались по наследству от
советской школы, а точнее, принцип их составления
– высокий уровень сложности, концентрация
большого объема материала, опора на
требовательность контроля и запоминание
сведений, – все это и предназначено для усвоения
не более чем половиной учащихся.
Каждый учитель знает, что по его предмету, если по-честному,
успевает не более четверти класса. Половина –
это даже очень высокий результат.
Насколько же эффективен этот принцип
составления программ, нужно ли выпускнику такое
образование?
И поэтому законен вопрос: а эффективна ли школа,
работающая в полсилы?
Потому что у граждан все больше укрепляется
впечатление, что в такой школе все равно чему
учить – можно и религию попреподавать, а можно и
военным делом заняться самым серьезным образом.
Или с помощью уроков физкультуры, сделав их на
один больше, сделать вид, что укрепляем здоровье.
А можно информатизацией побаловаться в
асинхронном варианте, – это когда вы получаете
сигнал, а сами на связь не выходите. Такая
административная модель сети Интернет.
Школа становится все больше и больше
бессодержательной, пустым пространством, в
которое каждый кому не лень начинает впихивать
материал, расширяя свое значение в обществе.
У генералов задача набрать как можно больше
личного состава: они полагают, что, втягивая
школу в военную подготовку, они смогут
отчитаться по плану призыва.
Если бы они обратились к нам с просьбой провести
экспертизу этой затеи, мы бы им подсказали: не
нужно раньше времени знакомить юношей с
армейскими порядками, если вы хотите увеличить
показатели по призыву.
Потому что психологически этот шаг приводит к
обратному – увидев даже в миниатюре, что собой
представляет бессмысленная жестокость
казарменных отношений, ребята норовят любыми
способами уйти от этой опасности.
…Но самое замечательное в этой дикой гонке
милитаризации школы то, что саму школу об этом не
спрашивают. Родителей, школьников, учителей. Хотя
на самом деле многие бы и согласились на усиление
военных порядков в школе. Многие ведь хотят
введения обязательного ношения формы, даже
раздельное обучение мальчиков и девочек не
вызывает однозначного отторжения в родительской
среде.
Так что вовлечение граждан в принятие решений по
милитаризации школы отнюдь не гарантирует, что
военные вынуждены будут отступить. Но это будет
решение самой школы – ей за него и отвечать.
А если учеников забирают на сборы, выгоняют
оттуда учителей, отдают подростков на
растерзание подполковникам, как это было в Ханты-Мансийском
округе, в поселке Пионерский Советского района,
когда погиб Саша Бочанов, захлебнувшись рвотой
во время 10-километрового марш-броска в
противогазах, и теперь хотят это сделать
обязательным, – это первый шаг к обобществлению
наших детей.
Мне не раз приходилось быть свидетелем, как на
директоров криком кричали большие и маленькие
начальники, если два-три больных старшеклассника
не являлись на военные сборы:
– Вы срываете дело государственной важности! Вы
не выполняете указаний руководства!
Еще чуть-чуть – и в трубке заверещит:
– Вы положете партийный билет на стол!
Не отдавайте детей в армию раньше срока, скажите
твердое «нет» военкомам и чиновникам, вы –
последний рубеж защиты наших мальчиков.
Пока они школьники, мы за них отвечаем.
А они – нет.
Скоро выборы в Государственную Думу. Каждого
депутата, который придет к вам в школу
агитировать за себя, спросите: «Вы голосовали за
поправку Минобороны о том, чтобы военные сборы
стали обязательными для всех старшеклассников?»
Скажет «да» – гоните в шею.
|