Александр АДАМСКИЙ
1– 4 ноября в Москве – «Авторская школа»
Время пришло, пора
собираться на «Эврику».
Два раза в год, весной и осенью, вся эвриканская
сеть собирается в Москве, в корпусе «Вега»
гостиничного комплекса «Измайлово». А раньше
собирались в «Олимпийце», «Московском» – это
происходит с 1987 года почти ежегодно, с небольшим
перерывом в начале 90-х. Сначала приезжали только
учителя, затем на «Эврику» стали ездить и
директора школ, и управленцы. А теперь ни один
сбор «Эврики» не происходит без участия еще и
попечителей.
В середине 80-х «Эврика» была сетью клубов
творческой педагогики. Тогда самым мощным
источником развития образования, ее тайным
оружием были учительское творчество,
разбуженная после 70-летней спячки учительская
инициатива. Все это поддерживалось матвеевской
«Учительской газетой» и опиралось на идеологию
перестройки.
Но когда перестроечные силы пришли во власть и
возникло даже министерство реформ в образовании,
оказалось, что захватить ведомство и совершать
изменения – это не одно и то же. Оказалось, что
ведомственные механизмы не предназначены для
перемен. Оказалось, что
административно-бюрократическая система
принятия решений, их исполнения и оценка
эффективности по законам бюрократии направлены
не на качественное изменение в системе, а на
эффективное воспроизводство самой бюрократии. И
это не вина отдельных чиновников, это родовое
свойство бюрократического организма, который
размножается делением управлений и
департаментов, порождающих пустые формы
инструкций и приказов.
Бюрократия неэффективна.
Но государство пытается сохранить монополию на
образование и поэтому вынуждено реализовать ее
через монополию образовательной бюрократии. Это
ни хорошо, ни плохо: нельзя же ругать верблюда за
то, что процесс эволюции сделал его двугорбым.
Нельзя ругать и чиновника за то, что он пытается
выполнить порученную работу. Помните, у Е.Шварца
в «Драконе» сын Бургомистра упрекает Ланцелота:
– За что ты нас ругаешь? Нас всех так учили.
Правда, Ланцелот ему отвечает:
– Зачем же ты был первым учеником, скотина такая?
В 90-е годы в российском образовании, в годы
застоя, безволия, бессмысленной, но жестокой
борьбы амбиций, создались условия для прихода к
власти образцовой бюрократии. Первые ученики
взялись за дело: модернизация! Но сегодня еще
отчетливее видно, что без развития
профессионально-общественных институтов
влияния, гражданских институтов управления
образованием даже самая мощная бюрократия
бессильна. Ни один системный проект модернизации
не реализовался в полной мере. Ни обновление
содержания образования, ни его стандартизация,
ни единый экзамен, не говоря уже о 12-летке. И
основная причина, на мой взгляд, –
административно-бюрократические способы
модернизации. Торжество формального подхода,
выхолащивание существа дела ради формальных
показателей.
Поэтому для нас основной целью модернизации
образования, ее сверхзадачей является создание
эффективных государственно-общественных
институтов в образовании. Административное
рукотворное управление омертвляет школу, а
отсутствие общественных институтов создает
благоприятные условия для усиления
ведомственной монополии.
Сеть «Эврика» – это институт образовательной
политики в прямом и переносном смысле. Здесь
нарабатываются варианты решений, идет
напряженная дискуссия по ключевым проблемам
образования, действует Свободный университет
прежде всего через региональные сессии. Конкурс
культурно-образовательных инициатив «Эврики» с
1997 года дает победителям статус федеральной
экспериментальной площадки, а с 2002 года – и
финансовую поддержку от Минобразования РФ.
2003 год – особый для «Эврики». Кроме развития всех
проектов, началось строительство Издательского
дома. Родительские «Вести образования»,
«Школьный бухгалтер» для экономистов и
бухгалтеров и «Школьный юрист» для экономистов и
правовиков и общественно-педагогический журнал
«Перемены» – уже сейчас составные части
Издательского дома «Эврика». В планах – создание
газеты для старшеклассников. Все это служит
одной цели – усилению влияния профессионального
сообщества и гражданского управления
образованием.
…Капля камень точит. У «Эврики» нет официальной
образовательной власти. Мы не заседаем в
комиссиях и не подписываем распоряжения. Мы
готовы заключать контракт с властью и ведомством
на паритетных основах. Мы отбились от 12-летки и
защитили школу от стандарта. Мы считаем, что
главная ценность для школы – ее свобода.
И мы считаем, что по поводу любого системного
проекта у власти должно быть заключено
соглашение с гражданским институтом, в том числе
с «Эврикой».
1–4 ноября на «Эврике» будут обсуждаться
ключевые проблемы развития образования,
подводиться итоги конкурса
культурно-образовательных инициатив и вручаться
два новых знака – «Знак качества образования» и
«Попечитель образования». Подробности – на
сайте www.eurekanet.ru .
Увидимся на «Эврике»!
|