Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №36/2003


Нововведения

Лидия Антонова,
министр образования Московской области:

Учитель Подмосковья – под надежной защитой
К 2005 году зарплата учителя в Подмосковье вырастет до 10 тысяч рублей

Лидия Антонова, министр образования Московской области– Лидия Николаевна, сейчас канун праздника. В эти дни учителя получают поздравления, им дарят цветы. А есть ли, по большому счету, повод для поздравлений? Ведь и заработная плата, и социальный статус учителя очень далеки от желаемого?

– Я согласна, пока заработная плата в образовании уступает многим отраслям экономики. Но мне кажется, здесь очень важна динамика. Судите сами: в Подмосковье за три года средняя заработная плата в образовании выросла более чем в четыре раза – с 893 рублей до 3 700.
Меняются условия работы учителей. Строятся новые школы (восемь новостроек только в этом году), а существующие качественно ремонтируются; продолжается компьютеризация – во все сельские, городские и поселковые школы поставлено 4675 компьютеров. Активизирована работа по наполнению библиотечных фондов учебников: из областного бюджета за четыре года выделено на эти цели 88 миллионов рублей. Все это имеет самое непосредственное отношение к учительскому труду: учитель, который работает в новой школе, имеет современное учебное оборудование; учитель, ученики которого получили новые учебники, согласитесь, чувствует себя совсем иначе. Он хочет работать, и работать хорошо.
В нашем областном Центре интернет-образования только за первые полтора года его работы прошли обучение по применению новейших информационных технологий в образовании свыше 1200 учителей подмосковных школ, и мы по-прежнему не успеваем удовлетворять заявки!
Но социальный статус учителя включает в себя, помимо зарплаты и условий работы, обеспечение жильем, организацию медицинского обслуживания и отдыха. У нас систематически выделяются квартиры для работников образования в Дмитровском, Домодедовском, Красногорском, Луховицком, Одинцовском, Подольском, Раменском, Чеховском, Щелковском районах, в городах Коломне, Лобне, Электростали. В ряде городов и районов существуют премии для лучших работников образования в Орехово-Зуевском районе, городах Ивантеевке, Коломне и других. В ряде муниципальных образований установлены льготы по устройству детей работников образования в дошкольные образовательные учреждения, доплаты молодым специалистам. И этот список может быть продолжен. Мы видим замечательную тенденцию: политика областного Правительства поддерживается и развивается на местах, в муниципальных образованиях.
Очень важны для мотивации учителя педагогические награды. Могу сказать – в Московской области создана целостная система поощрения работников образования.
В 2003–2004 учебном году почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присвоено 41 педагогическому работнику области, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени» награждены 10 педагогов, более 1700 работников системы награждены другими наградами. Всего за три года награждено более шести тысяч человек.
Важнейшую роль в системе стимулирования повышения мастерства педагогических работников играет областной конкурс «Педагог года Подмосковья». Он начал проводиться в 1990 году и проходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Учитель года России». В конкурсе «Педагог года Подмосковья-2003» приняли участие педагоги из образовательных учреждений 38 территорий Московской
области.
Финал областного конкурса проводился с 14 апреля по 17 апреля 2003 года в гимназии № 6 города Ивантеевки. Церемония награждения участников и финалистов областного конкурса «Педагог года Подмосковья-2003» состоялась 21 апреля 2003 года в Ивантеевке, во Дворце культуры «Юбилейный». Многие из участников сегодняшней конференции были на конкурсе и радовались за его победителя – Ершову Галину Александровну, учителя химии средней школы № 7 города Ступина. По традиции победитель конкурса «Педагог года Подмосковья-2003» получил специальный приз губернатора Московской области – автомобиль; все финалисты конкурса получили персональные компьютеры.
Вообще хочу сказать – у нас в области необыкновенные педагоги. 85 процентов имеют высшее образование, больше половины (53 процента) – высшую и первую квалификационную категорию. И главное – эти люди активно участвуют в жизни области.
Приведу только такой пример. В сентябре в области проводился I Международный юношеский турнир по футболу среди юношей на кубок губернатора Московской области. В турнире участвовали команды из многих стран: Бразилии, Италии, Сербии и Черногории... Конечно, нам хотелось, чтобы игру сверстников увидели школьники Подмосковья, поболели за своих соотечественников. В результате было принято решение пригласить на открытие и закрытие турнира ребят из городов и районов области – всего десять тысяч человек! Правительство области выделило средства, транспорт, питание. Но представьте себе – шестнадцать тысяч подростков в чаше стадиона! И благодаря нашим педагогам, которые были с ребятами, организовывали их, мероприятие удалось на славу, стало настоящим праздником для всех.

– Лидия Николаевна, мы бы выделили среди педагогов две группы, которые нуждаются в особом внимании, – молодые специалисты и пожилые педагоги, ветераны педагогического труда. Отличается ли отношение областного Правительства к этим категориям педагогических работников?

– Разумеется. Возмем молодых. В области введены адресные доплаты молодым специалистам, пришедшим на работу в образовательные учреждения области: 300 рублей ежемесячно; разовое пособие при поступлении на работу 10 тысяч рублей для выпускников вузов; 9,5 тысяч рублей для выпускников ссузов. С
1 января 2003 года в два раза повышены стипендии студентам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. В целях сохранения и развития интеллектуального потенциала области установлены 140 стипендий «Подмосковье» для лучших студентов, 100 научных грантов для студентов, аспирантов, докторантов. Работа в этом направлении способствует росту процента выпускников, приступающих к работе по специальности в областных и муниципальных образовательных учреждениях после окончания педагогических ссузов и вузов. В этом году на работу в образовательные учреждения Подмосковья пришло почти 700 выпускников педагогических вузов и колледжей – это, по-моему, очень хороший показатель.
Пожилые педагоги также не обделены вниманием Правительства. Двадцать процентов подмосковных педагогов – пенсионного возраста, половина из них имеют стаж свыше 20 лет. Это наш золотой фонд, люди, которые всю жизнь отдали образованию, накопили уникальный опыт. Но мы понимаем – жить этим людям тяжело. В программе «Развитие образования в Московской области на 2001–2005 годы» предусматривается выделение средств на организацию пансионата для работников системы образования и ветеранов педагогического труда. В области реализуются все установленные законом льготы для наших ветеранов. Ну и, конечно, мы никогда не скупимся на искреннее уважение и почет.

– Лидия Николаевна, а что вы можете сказать о профессиональном образовании, переподготовке педагогов в области? Соответствуют они требованиям сегодняшнего дня?

– Педагогическое образование, являясь составной частью системы профессионального образования Московской области, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования.
Региональная система непрерывного педагогического образования объединяет 10 учреждений: 6 – среднего, 3 – высшего и одно дополнительного педагогического образования, финансируемых из областного бюджета. Она выполняет региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических, научных и научно-педагогических кадров. Подготовка кадров ведется по традиционным и новым специальностям для всех типов и видов образовательных учреждений.
Все учреждения среднего педагогического образования работают в статусе колледжей. Это многопрофильные учреждения, и готовят они специалистов не только для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, но и учителей 5–9-х классов по специальностям: математика, русский язык и литература, иностранные языки, «изо» и черчение, физическая культура, социальная и коррекционная педагогика.
В учреждениях среднего педагогического образования для обучающихся введены специализации: ритмика, хореография, декоративно-прикладное искусство, мировая художественная культура, организация воспитательной работы во внеурочное время, музыкальное воспитание младших школьников, компьютерная графика, экологическая культура детей младшего школьного возраста, краеведение. Проводится дополнительная подготовка в области русского языка и литературы.
Учреждения высшего педагогического образования также своевременно реагируют на потребности рынка труда. Например, в целях ликвидации дефицита в профессионально-педагогических кадрах для учреждений начального профессионального образования по направлениям: металлообработка, автодело и агроинженерия – открыта подготовка мастеров производственного обучения. Для общеобразовательных учреждений – учителей химии и информатики. С 2002 года в Московском государственном областном университете увеличен прием психологов и дефектологов, а с 2003 года начата подготовка социальных педагогов и социальных работников. В Московском государственном областном педагогическом институте (Орехово-Зуево) с сентября 2003 года функционирует факультет музыкального образования.
Образовательные учреждения высшего и среднего педагогического образования активно включились в реализацию концепции модернизации педагогического образования. Подготовленные в системе педагогического образования кадры поистине должны стать носителями идей обновления форм и методов организации учебно-воспитательного процесса на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования.

– Лидия Николаевна, вопрос о деньгах, конечно, прозаический, но насущный. В начале интервью Вы отметили достижения области. А что можно сказать о перспективе: что ждет подмосковных педагогов?

– Дальнейшее повышение заработной платы запланировано на ближайшее время. С 1 октября текущего года в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти увеличивается размер тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с 450 до 600 рублей. В связи с этим заработная плата возрастет в среднем на 33 процента. При этом 50-процентная областная надбавка сохранится, и для обеспечения ее выплаты дополнительно будет выделено 225,6 миллиона рублей. Кроме того, выступая на августовской педагогической конференции, губернатор Московской области Б.В. Громов сообщил педагогам, что предусматривается доведение средней заработной платы работников общеобразовательных школ до 6 тысяч рублей до конца 2003 года и до 10 тысяч в 2005 году.

– Лидия Николаевна, если не секрет, кого Вы поздравили с наступающим праздником не по должности, а по велению сердца?

– Каждого учителя, каждого работника образования я поздравляю с этим праздником от всего сердца. Я сама работала учителем, прекрасно понимаю всех педагогов и очень уважаю нашу профессию.
Но, конечно, есть люди, которых я поздравляю отдельно. Прежде всего это мои учителя – такие, как директор нашей школы Шварцман Ефим Давыдович. Незаурядная личность, боевой офицер, который пришел руководить школой сразу после фронта, красавец. Мы слушали уроки истории, которую он блестяще преподавал, с горящими глазами. Ефим Давыдович был не только прекрасным знатоком своего предмета, но и крупным руководителем – в тот момент он возглавлял совет директоров Люберецкого района. После института я вернулась преподавать в свою школу, поэтому мы знаем друг друга очень хорошо. Сейчас он на пенсии, и, конечно, я поздравила его с Днем учителя. И большинство моих коллег, с которыми я работала в школе в Люберецком районе уже здесь, в министерстве, – это мои друзья, и, конечно же, я поздравлю их с праздником.
В этот день мне бы хотелось прийти в каждую школу, колледж, профессиональное училище, чтобы каждому педагогу пожать руку, поблагодарить за труд. Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек». Это нравственное чувство не появится у человека само собой, его дают родители и учителя. И сегодня праздник всех, кто делает человека человеком.

Материал подготовлен пресс-службой Министерства образования
Правительства Московской области

Рейтинг@Mail.ru