Симон СОЛОВЕЙЧИК
Что уходит?
Что начинается сегодня в школе?
...Со школой
было то же, что и со страной.
Все люди на свете хотели бы жить свободно и
чувствовать себя равными. Это так называемые
«вековые мечты». Они потому и вековые, вечные, что
неосуществимы, а неосуществимы они по причине, о
которой почему-то не все знают: потому, что
свобода и равенство противоречат друг другу. Чем
больше свободы – тем меньше равенства. Если же
пытаются установить экономическое равенство, то
народ нищает и теряет свободу.
Как и социализм, вековая мечта была объявлена
осуществленной. Почти стопроцентная
успеваемость при самых трудных в мире программах.
В США лишь четыре процента старшеклассников
изучают физику, а у нас – все. И все успешно.
Второгодников очень мало. Почти нет преступности.
Как и в экономике, этот абсурд поддерживался тем
единственным способом, каким можно поддерживать
абсурд, – насилием и обманом. Насилие и обман
были непременным условием существования
школьной системы, в которой несбыточное
выдавалось за сбывшееся. Когда насилие и обман
были ослаблены, школа покачнулась – и тут же,
разумеется, поднялся крик о том, что министерство
разваливает ее. Верните все на место!
Однако эпоха насилия и обмана в школе кончается.
Что же теперь – свобода и процветание?
Не тут-то было. И дело вовсе не в том, что, как
пишут, школа не приучена к свободе, или слабые
учителя, или плохие учебники, или не те программы,
или не хватает компьютеров, или зарплата низка,
или не поняли мы, что школа – ведущая сила
истории... или неопытны чиновники в министерстве,
– все эти причины, каждая из которых что-то
значит, все они по отдельности и даже все вместе
не объясняют того главного, из-за чего и при
полной свободе, и при всех возможностях, и даже
при самых больших деньгах школа все равно во что-то
упирается...
Прежде я никогда не ездил за границу, и лишь в
самые последние несколько лет удалось побывать в
школах Аргентины, Франции, Швеции, Англии,
Германии, США, и я убедился в том, что давно
подозревал: западная школа не умеет учить всех
детей подряд. Там хорошо учат лишь отобранных.
Поэтому школа в этих странах подвергается такой
критике, какая нам и в страшном сне не приснится.
Каждая большая газета ежедневно помещает по две-три
статьи о школе, и все – бранные, все предвещают
национальную катастрофу. Обвинение одно: школа
не дает знаний. У меня тоже сложилось такое
впечатление, и наши десятиклассники, месяц по
обмену проучившиеся в Америке, говорили мне, что
там учиться до смешного легко по сравнению с
нашей школой, потому что там знаний дают в
несколько раз меньше, а домашние задания
смехотворно легкие, не то что у нас: сидишь,
сидишь...
Так что же – здесь школа хорошая, а там плохая? Мы
все-таки впереди планеты всей? Нет, кажется,
педагогической статейки, в которой не упомянули
бы о том, что американцы перестроили школу после
первого советского спутника.
Действительно, перестроили, истратили большие
деньги. А через тридцать лет снова пишут, что
школа не дает знаний, отстает, и снова готовы
перестраивать ее, теперь не на советский, а на
японский манер, потому-де, что японские
автомашины продаются лучше американских, снова
виновата школа. Школа во всех странах крайняя,
учитель всюду виновник всему.
Но все не так. И наша школа не столь уж блестяще
учит, как думают в мире, просто никто не выявлял
подлинной успеваемости – может случиться, что
она не превышает и тридцати процентов. И
американская школа не так уж плохо учит, иначе
как бы она могла четверть выпускников передавать
в университеты? Школы эти нельзя сравнивать,
потому что у них разные цели.
У нашей школы, что бы там ни говорили о развитии,
воспитании и прочем, одна цель – знания. Правдами
и неправдами вбить в ребенка знания и умения.
У западной школы в отличие от нашей не один, а два
приоритета. Американская школа, например, учит
как может, но еще ее заботит нечто такое, о чем у
нас и не знают толком, – внутреннее достоинство.
Внутреннее чувство своей собственной значимости
в этом мире, которое западная школа старается (хоть
и не всегда удачно) привить ребенку с самых
ранних лет. Не чувствуй себя хуже или ниже других,
ты ничуть не хуже взрослых и важных людей, ты всем
ровня – смело подавай руку каждому.
Внутреннее достоинство – высшая ценность, на
внутреннем достоинстве держатся и совестливость,
и трудолюбие, и доброе отношение к людям, и умение
справляться с жизнью. Для общества с
конкуренцией школа должна готовить не юных
бизнесменов – это не ее дело, а людей с
достоинством – оно необходимо и предпринимателю,
и наемному работнику.
Но вот противоречие, вот истинная причина всех
без исключения школьных трудностей: подобно тому
как несовместимы свобода и равенство,
несовместимы знания и достоинство. Лишь в среде
способных знание увеличивает достоинство, в
других же случаях знание можно вбить в детей,
только унижая их, только разрушая их чувство
внутреннего достоинства. Наша школа об этом не
думает, у нее нет в списке приоритетов такой
штуки – внутреннего достоинства. Американская
же школа не может пойти на то, чтобы достоинство
это разрушать. И если приходится делать выбор:
знания или достоинство, американские педагоги
делают его однозначно – достоинство. Наши
педагоги говорят: нет, в интересах ребенка мы
будем его учить, мы всучим ему аттестат, это
социальное равенство – и выпускают людей, все
равно ничего не знающих, да еще измученных
школьными унижениями, с разрушенным внутренним
достоинством.
Вопрос: так что же делать школе – превращаться в
подобие американской, сменить приоритеты? Ответ:
ни в коем случае. И свое разрушим, и чужого не
возьмем. Осторожнее с переменами! Наша школа
выбрала свой путь еще в 1986 году: «Педагогика
сотрудничества» и есть поиск такой школы. Если
поиск прервется, то мы или вернемся к обману и
насилию, или превратимся в дурное подобие
западной школы и будем вечно ругать систему
образования и за то, что она калечит детей, и за то,
что оставляет их без основательных знаний.
|