Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №35/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

В 2004 году повышения зарплаты
учителям не будет

Александр АДАМСКИЙВ проекте бюджета 2004 года не предусмотрено средств на увеличение заработной палаты бюджетникам.
Об этом наша газета уже писала (см. колонку «Парламентский эксперт» в прошлом номере «УШ»).
Правда, зарплатные деньги учителей так спрятаны в федеральном бюджете, что говорить об их наличии или отсутствии крайне трудно.
Было бы гораздо проще и эффективнее, если бы в этом документе была бы отдельная строчка «Заработная плата работников системы образования». Хотя для этого как минимум необходимо отменить Единую тарифную сетку, против чего так яростно выступали и депутаты, и профсоюзы.
А пока – невозможно повысить заработную плату отдельной категории бюджетников.
Боялись, что перевод зарплаты на региональный уровень и одновременное с этим уничтожение ЕТС приведут к снижению зарплаты в отдельных регионах, – получили задержку повышения доходов учителя.
Правда, Минтруда разработал положение, позволяющее работу по совместительству в своей же школе, поэтому нагрузка теперь может быть любая – но расценки-то прежние.
А помните, как проводили Государственный совет по теме образования? А с каким пафосом принимали программу модернизации? Как объявляли образование приоритетной отраслью?
Как же так случилось, что система образования в России стала чем-то вроде потешного полка?
Любое мероприятие, которое объявляется по образовательному ведомству, превращается в фарс. С зарплатой учителям – все видят. Прямолинейность и непрофессионализм борцов за права учителя привели к тому, что не проходит даже связка «стандарт-норматив» в злосчастном законопроекте о стандартах. А ведь принимать его имело смысл только ради этой связки – чтобы хоть как-то заставить Минфин выделять деньги школам.
Нет успеха и в борьбе за повышение зарплаты: заблокировали отмену ЕТС, теперь стараются выбить деньги для всех 15 миллионов бюджетников, что нереально.
И вот все ожидают, как пройдет переход на оплату труда через региональные субвенции муниципалитетам. Пока все региональные и муниципальные бухгалтерии в растерянности: никаких внятных инструкций по расчету субвенций нет. Министерство делает вид, что его это не касается.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Единый экзамен широко шагает по стране. Но мелковато движется по вузам. Такое впечатление, что случилась подмена – отчет идет не по поступившим в вузы благодаря ЕГЭ, а по сдавшим ЕГЭ. А уж как будут поступать – это якобы другой вопрос. А поступают старым дедовским способом: едут из села в город и сдают экзамены в вузах. Если хотят поступить в престижный вуз.
И если в этом году ведомство не договорится с вузами – родители взбунтуются. А то, что договориться можно, показывает пример Самарской губернии, где и университет принимает заявки сдавших ЕГЭ на все факультеты, и все другие вузы.
Кстати, опыт Самарской области по проведению модернизации системы образования должны были заслушивать на заседании правительства в сентябре, но, видно, со сменой вице-премьера актуальным стал опыт других регионов. Интересно знать – каких?
Потому что в Самарской губернии – с введением норматива, введением образовательных округов и развитием общественного управления – создан комплекс условий, при которых и оптимизацию сети сельских школ можно проводить, и ЕГЭ работает, и материальное обеспечение школ проводится.
При этом не губерния выполняет команды из федерального центра, а федеральный центр старается… не мешать тому, что делает Самарская губерния.
Основной порок системы образования сегодня – огромное число нововведений, противоречащих друг другу. Оттого и зарплаты такие низкие и денег нет, что система работает крайне неэффективно. И всем это видно: стандарты и КИМы единого экзамена не согласованы, программа профильной школы и учебники не стыкуются, учебный план и программы широкомасштабного эксперимента – про разное.
Полный хаос: стандарты, КИМы, программы, учебники и учебные планы не согласуются между собой. А как работать? А за что платить?
То же самое и в экономике образования, и в образовательном праве.
Если школа – юридическое лицо, то при чем здесь казначейство?
Если учредитель – муниципалитет, то на каком основании региональная администрация финансирует зарплату учителя? Тогда пусть государство в лице региона и становится учредителем.
Не хочет государство становиться учредителем – отвечать придется.
Своей вершины фарс образовательной политики в России достиг, когда большие дяди и тети из Мин-здрава, МВД и МЧС решили поупражняться на школе со своими требованиями.
– И четырехэтажные школы закроем!
– И школы с печным отоплением закроем!
– И без огнетушителей – закроем!
– Всех накажем, всех отстраним, всех оштрафуем!
Очень всем стало страшно.
А потом в Думу принесли бюджет 2004 года, и оказалось, что зарплата какой будет после 1 октября 2003 года, такой и останется в течение всего следующего года.
И сразу перестало быть страшно, и стало даже как-то весело: наказывайте, отстраняйте, штрафуйте, закрывайте!
А кто ваших детей учить будет?

Рейтинг@Mail.ru