Александр АДАМСКИЙ
На смену пожарам идут отравления
школьников
С началом нового
учебного года образовательная проблематика
незаметно отошла на второй план.
Дымовой завесой для развития собственно
образования стали кризисные явления в школьном
хозяйстве.
При этом я понимаю, что появляющиеся на
поверхности информационного моря сообщения,
будь то сгоревшая школа, или отравившиеся в
столовой ученики, или бастующие учителя в
Алтайском крае, – это лишь вершина проблемы.
Если в информационное поле попадает такой случай,
то это значит, для меня по крайней мере, что он
далеко не единичный, что такое случалось и раньше,
а уж если он стал предметом массовых газетных
сообщений – значит, на каждую сгоревшую школу
приходится по крайней мере десяток, а то и больше.
Бывают и «утки», бывают и преувеличения, а то и
откровенное вранье, как, например, атака на
Московский комитет образования из-за твердой
позиции Л. Кезиной относительно светскости школы.
Договорились до того, что это заговор какой-то
секты и руководитель московской системы
образования – агент этой секты. Похожий случай
изображен в пьесе «Человек с ружьем»: там Эзоп
был назван агентом Антанты, а часовщик объявлен
большевиками агентом Эзопа.
Но если в сообщениях информационных агентств
каждый день называются разные территории, в
которых проявляется беспомощность школьных
хозяйственников, – то это, как говорил один
партийный деятель, «тенденция, однако».
И если сегодня прокуроры и пожарные инспекторы
объединились в борьбе с нарушениями правил
пожарной безопасности, не понимая при этом, что
искоренение нарушений – фиктивный предмет, то
это иллюзия, отвлекающий маневр. Это нужно, чтобы
директора школ боялись, – так они и так уже всего
боятся.
Оттого и школы горят, что директора боятся искать
деньги на усиление противопожарных средств.
Не с нарушениями надо бороться, а с неэффективной
системой финансирования школ, при которой каждый
попавший в казначейство школьный рубль
автоматически теряет в весе и превращается
максимум в 75 копеек.
А во что превратились торги и вообще конкурсные
закупки? В издевательство над принципом
конкуренции и рыночной торговли из-за безумной
тягомотины в оформлении документов и нелепых
правил этих самых торгов. Особенно в сельских
районах, где найти три магазина с одинаковым
ассортиментом так же трудно, как в тундре
встретить пожарного инспектора.
А поскольку школьное хозяйство пребывает в
глубоком кризисе и этот кризис становится все
более жестоким, то надо ожидать в ближайшее время
увеличение проявлений этого кризиса по всем
направлениям школьной жизни. Вслед за пожарами
скорее всего наступит время массовых жестоких
отравлений и беспощадного закрытия школьных
столовых. Особенно тех, что не входят в
централизованную систему обеспечения школьным
питанием.
На полосы информационных агентств в самое
ближайшее время хлынет поток сообщений об
отравлениях в школьных столовых и требований
усилить государственный контроль, что означает
подчинить чиновникам всю структуру школьного
питания с распределением заказов, руководством
конкурсами на этот муниципальный заказ.
Вот самое свежее сообщение.
«Вспышка острой кишечной инфекции в школе № 44
Екатеринбурга приобрела поистине
беспрецедентные масштабы. По данным на 9 сентября,
в школе заболели 168 человек, 4 из них – персонал
учебного заведения, остальные – дети.
Как сообщает агентство «Новый Регион», вспышка в
школе началась стремительно: в пятницу, 6
сентября, в больницы города начали поступать
школьники. Все симптомы были схожи и говорили о
кишечной инфекции. Уже к понедельнику число
больных составляло 68 человек, 17 были
госпитализированы.
Как сообщили «Новому Региону» в пресс-службе
городского центра Сан-эпиднадзора, вчера в школе
было проведено массовое обследование всех детей
и сотрудников. В результате выявлено еще 100
больных. Сейчас 20 учеников школы № 44 находятся в
больнице, остальные – под медицинским
наблюдением. Предварительный диагноз, который
ставят врачи, – «дизентерия Зонне». Он
подтвердился и при лабораторном обследовании
детей, поступивших в больницы до 7 сентября.
Основная версия причин вспышки – нарушение
технологии при приготовлении творожной
запеканки в школьной столовой. По результатам
исследования медиков два повара отстранены от
работы.
Школа закрыта на карантин до 14 сентября, дети с 1-го
по 9-й класс на это время освобождены от занятий.
Исключение составляют учащиеся 10-х и 11-х классов:
для них учебный процесс продолжается, но в
сокращенном варианте – из-за отсутствия питания
в школе.
Расследование по факту вспышки продолжается».
Теперь к пожарам добавляются отравления.
А самая опасная новость впереди – рано или
поздно милиционеры откроют секрет, который
известен всем: основной путь распространения
наркотиков среди подростков – через школу.
Уже сейчас большинству директоров и других
специалистов ясно: школа представляет собой зону
повышенной опасности для ребенка.
И учебная перегрузка, о которой чаще всего
говорят в официальных кругах, – наименьшее зло
из всех остальных. А уж атака на директоров и
управленцев на местах, которые и так из кожи вон
лезут, чтобы хоть как-то удержать в норме
школьную ситуацию, – и вовсе бред, действие по
принципу «бей своих, чтобы чужие боялись».
Ну, перебьют всех «своих», с кем останутся? Кто
школу удержит?
…Образовательная тематика на фоне пожаров,
отравлений и других бед отошла на второй план.
Обществу уже неинтересно, как учатся дети, –
остались бы живы после школы.
|