Прошли августовские совещания…
Что изменилось?
Суета по поводу нового учебного
года начинается задолго до первого сентября. Для
многих управленцев самый жаркий период
подготовки к школе – именно август. Потому что в
конце этого месяца проходят августовские
совещания.
Зачем и кому они нужны?
Эта славная традиция сбора учителей в начале
каждого нового учебного года имеет много
положительного; как справедливо отмечает один из
чиновников, «августовский педсовет – это еще и
большой педагогический старт для новых идей, для
реализации общегосударственных программ и
документов». Действительно, на августовских
совещаниях у учителей появляется возможность
обсудить и высказать свои предложения по поводу
массы документов. Именно здесь им представляется
весь обзор намерений и замыслов в области
модернизации образования. Быть может, в какой-то
степени именно августовские совещания задают
некоторые ориентиры движения педагогического
сообщества на предстоящий учебный год.
Однако, как правило, организуются и проводятся
эти мероприятия органами управления
образованием, иногда под патронажем
администраций разных уровней. Потому, вероятно,
основными пользователями всех итогов таких
совещаний становятся именно управленцы. По-видимому,
все ключевые результаты августовских совещаний
могут быть поделены на 2 группы. Первая –
политические эффекты. Ведь именно на
августовских совещаниях высокое начальство
встречается с педагогами. Есть, конечно, разница
между региональными и муниципальными
совещаниями. На последних – учителей всегда
больше и проводятся методические секции. Но
задача поддержания связи власти и
общественности остается. Власть должна показать,
что помнит о проблемах учителей, а учителя должны
выказать ей свою благосклонность. Вторая группа
итогов – собственно управленческие. Обсужденные
документы, а их обычно немало, оформляются в
рекомендации. Наличие таких рекомендаций дает
право органам управления затем ссылаться на них
и обосновывать собственные приказы и
распоряжения в течение учебного года. Это своего
рода карт-бланш на принятие управленческих
решений. Видимо, так объясняется факт, что
большинство докладов чиновников от образования,
как и в целом содержание совещаний, – весьма
эклектичны. В одном докладе могут быть помещены
проблемы дошкольного и коррекционного
образования, информатизации, профильного
обучения, субвенций, реструктуризации сети школ,
индивидуального подхода к ученику, результаты
ЕГЭ, проблема отношения школы и православия,
связи школы с вузами и многое другое.
Получается, что при проведении педсоветов
выделяются две крайности. Первая отражает
идеологизацию образовательной действительности,
лозунги и восклицания о высокой роли образования,
о поднятии престижа учительской профессии.
Вторая – стремление объять необъятное, обсудить
все, что только можно, записать все самые
мыслимые и немыслимые рекомендации в итоговые
документы.
Профессиональный диалог
C детства помню, как моя мама-учительница ходила
на августовские совещания. Педагоги тогда
обменивались впечатлениями о лете, строили планы
на будущее, интересовались, у кого какие планы в
грядущем учебному году. Когда я сам стал учителем
математики, мне также на августовских совещаниях
совершенно не запоминались общие заседания с
участием всяких начальников. Интересно было
разве что на предметных секциях, проводившихся
на следующий день. Однажды мы обсуждали, что в
нашем районе очень неудачно проходят научно-практические
конференции (НПК) учащихся: все более формально;
детям неинтересно; подчас они вынуждены
списывать исследовательские работы других
учеников, защищенные несколько лет назад, и пр. Я
тогда предложил отменить НПК в новом учебном
году. Давайте, дескать, попробуем год прожить без
них, а потом подумаем, посмотрим – может, изменим
конференции, а может, и что-нибудь совершенно
новое придумаем. Тем более что у учителей есть
огромное количество наработок в плане различных
подходов к оценке творческих достижений ребят.
Мне сказали, что так нельзя, что наша задача
совершенствовать работу, а не отменять ее. И
методисты были совершенно правы. Сама логика
августовских совещаний – не ставить под
сомнение ту или иную идею, а придумывать средства
ее воплощения, совершенствования, одобрения и
поддержания. Органами управления задается
некоторая рамка, в которой учительство должно
предложить свои действия, лучше всего –
согласиться со сделанной заготовкой и
конкретизировать свои продвижения в
соответствии с заранее определенным «курсом
партии и правительства».
Конечно, у учителей много других возможностей
обсуждать более детально образовательные
реформы – на курсах повышения квалификации,
например. Но собственно стратегическое влияние
профессионального педагогического сообщества
возможно лишь в рамках их общественных
объединений. Видимо, развивающаяся
вариативность образования постепенно приводит к
тому, что многообразие мировоззренческих
представлений об образовательной
действительности должно быть институционально
оформлено, представлено в пространстве
социальных отношений. Потому, например, сейчас не
стало учителей-новаторов. Точнее, талантливые
педагоги есть и их немало, но, для того чтобы быть
услышанными, им нужна некая трибуна.
Многоголосье представлений, мнений об
образовательной реальности стало так велико, что
наступает пора объединяться, выражать общую
позицию относительно изменений в образовании.
Самая влиятельная в этом смысле организация –
профсоюз. Именно профсоюз оказывал существенное
влияние на обсуждавшиеся в недавнем прошлом
вопросы введения отраслевой системы оплаты
труда и финансирования муниципальных школ на
основе субвенций. В этом его основная задача –
заботиться о финансировании. И в этом его
мировоззренческая позиция – любыми средствами
бороться за права учителей-бюджетников.
Форум для родителей
Обсуждение стратегий образования в сегодняшнем
мире дело не столько педагогических объединений,
сколько общественных. И только их появление
действительно сможет создать содержательное
поле для обсуждения образовательной политики.
При этом многое должно измениться – начиная от
языка, лексики и семантики обсуждения
образовательных реформ и заканчивая процедурой
их легитимизации, принятия на правительственном
уровне.
Процесс становления гражданских институтов
образовательной политики лишь только
утверждается. Недавно Фонд «Общественное
мнение» опубликовал результаты опроса граждан о
модернизации образования.
Вот некоторые из них:
– знают или «что-то слышали» о
модернизации 42% опрошенных;
– надеются, что система школьного образования
обновится, образование станет лучше,
качественней, – 14%;
– считают, что предложенная модернизация
предполагает введение новых методов обучения,
изменение программ, уменьшение нагрузок на
учеников (4%), увеличение срока обучения в школе до
12 лет (3%), введение единого госэкзамена (3%);
– по мнению 3% опрошенных, должно увеличиться
финансирование средних учебных заведений;
– о намерении ввести общественные советы в
школах «что-то слышали» 19% опрошенных.
Более половины граждан даже не
догадываются о модернизации образования!
Интерес появляется тогда, когда либо явно видно
непосредственное влияние предстоящих изменений
на собственное благополучие, либо есть
возможность поучаствовать в идущих реформах. В
нашем случае пока гражданам и родителям и то, ни
другое не предоставляется.
Попытки перемен
Можно ли что-то постепенно начать менять в
отношении сегодняшних педагогических совещаний?
Отчасти, по интуиции ли, либо благодаря
серьезному стратегическому расчету, но такие
изменения уже идут. Среди них:
Развитие сетевых обсуждений педагогической
проблематики. Все еще живет идея всероссийского
августовского интернет-педсовета. Несмотря на то
что количество электронных публикацией об
учительских совещаниях в августе этого года по
сравнению с 2002 и 2001 годами уменьшилось в 2–3 раза,
некоторые свежие материалы об образовании все
еще продолжают попадаться. Есть надежда, что это
читают и родители. Правда, на региональных сайтах
об образовании внезапно перестали отражаться
результаты августовских совещаний. Будем думать,
что это временное случайное явление.
Становление образовательных изданий для
родителей. Газета «Педагогический вестник»
стала ориентированной на родителей в том числе.
Быть может, удастся как-то инициировать их
интерес к педагогической проблематике. Сейчас
несколько регионов выпустили свои региональные
вкладыши к этому изданию.
В некоторых субъектах Федерации решено сделать
августовские совещания сфокусированными на
определенной тематике, не допуская растекания
педагогической мысли по вечному древу
чиновничьей маниловщины. Появилась даже
формулировка «семинар-совещание». Так, например,
в Рязани организовали выставку «Инновация как
фактор развития образования» – и это стало
стрежнем всего августовского педсовета. В
Красноярском крае сосредоточились на роли
образования в социально-экономическом развитии
региона. В этих попытках чувствуются серьезные
намерения превратить августовские совещания в
содержательное и востребованное обсуждение
образовательной проблематики.
Игорь РЕМОРЕНКО
|