Защита Кезиной
В традиционном соперничестве
московского и федерального влияния на
образование, не только столичное, в августе
Любовь Кезина, руководитель московского
департамента, вырвалась вперед.
Пока федеральное министерство тянет с
обнародованием результатов очередного года
эксперимента по единому экзамену; пока генерал С.Шойгу
не отчитался перед президентом по результатам
своей сверхжесткой инспекции о готовности
образовательных учреждений по линии
противопожарной безопасности; пока МВД не
подвело итоги операции «Образование-2003»,
федеральному ведомству приходится
довольствоваться старыми запасами. Их, впрочем,
не так много: многострадальные стандарты,
законопроект о которых имеет весьма туманную
перспективу из-за жесткой позиции Минфина не
давать денег под мнимый минимум содержания
образования; туманный профиль профильной школы;
необъяснимая реформа отметок – то ли 10-балльная,
то ли 100-балльная, и уж совсем провальный план
перехода на 12-летку. Не совсем убедительные
перспективы школьных советов, которые почему-то
должны контролировать директора, как будто уже
совсем некому его контролировать, – вот, пожалуй,
и все.
Забегая вперед, скажем, что знаковым признанием
московского лидерства в соревновании с
федеральным ведомством стало заявление о том,
что и по всей России будет вводиться школа
полного дня – по примеру Москвы.
Кстати говоря, это вполне закономерная ситуация,
ничего в ней позорного для министерства нет.
Наоборот: навязывание регионам своей воли как
раз и привело к тому, что ни одна из федеральных
инициатив толком не реализована. И не будет
реализована – экономическая, правовая и
политическая реальность в стране такова, что в
системе образования будет происходить только то,
что поддерживается регионами.
Например, пока Москва заинтересовывает регионы
финансированием единого экзамена – часть из них
будет в этом участвовать. Как только
финансирование ЕГЭ из центра прекратится –
никакие уговоры не помогут, а заставить слабый
Минобраз никого не сможет.
А уж заинтересовать деньгами по окончании
эксперимента будет очень трудно.
В то же время московское руководство свой
городской педсовет начало с сенсационной
новости: повышение заработной платы учителям на
30%.
После этого объявления мэр Ю.Лужков мог говорить
все, что угодно, – потому что на эти 30% должны
наложиться еще 30% федерального повышения в
октябре и московские учителя уже считают себя
почти обеспеченными людьми. Дай-то Бог.
И кстати о Боге. Самым серьезным поступком
Московского комитета образования стало
заявление о том, что в столице не поддержат
намерение федерального центра продвигать
преподавание религии в школе.
Надо отдать должное смелости и мудрости лидера
московских учителей: Л.П. Кезина сделала твердое
и определенное заявление, в котором четко
обозначила свою линию. В многоконфессиональном
мегаполисе преподавания религии в светской
школе не будет.
Хотят деятели церкви обучать религии – пусть
открывают негосударственные школы.
Это фактически единственный противовес
мягкотелому письму Министерства образования о
предоставлении школьных площадей под
преподавание религии.
И, конечно, Любовь Кезина тут же оказалась врагом
веры и народности.
От интернетовских дискуссий до патриотических
телепрограмм – посыпались удары и обвинения.
Даже не хочу их повторять: наполовину вымысел,
наполовину жестокая травля. По тому, как
отреагировала ура-патритическое и клерикальное
сообщество на позицию московского департамента
образования видно, что клерикалы не ожидали
сопротивления со стороны светских властей в
продвижении преподавания религии в школе.
Им казалось, что если министерство «за», то дело
сделано. Оказалось, что нет: есть еще женщины в
русской столице.
Я давно знаю Л.Кезину, далеко не всегда и не во
всем с ней согласен. Это очень жесткий и даже
авторитарный руководитель. В ней сочетаются и
партийно-советская прямолинейность, и довольно
современная гуманная линия защиты ребенка от
издержек авторитарной педагогики.
С недавних пор защита ребенка от давления
школьного авторитаризма стала для Л. Кезиной
ведущей линией. Это видно и по поддержке ряда
инновационных проектов, и по тому, как Л. Кезина
ищет не только академические параметры оценки
качества столичного образования, и по тому, как
противостоит проектам, спускаемым из центра, –
по форме модернизационным, а по сути
реставрирующим советскую авторитарную школу.
Так или иначе, а Л. Кезина оказалась единственной,
кто ясно и твердо сказал, что в светской
российской школе в Москве ни священники, ни
раввины, ни муллы, ни ксендзы преподавать религию
не будут.
И это мощная защита ребенка от религиозного
авторитаризма, куда более сильного, чем
педагогический.
В советское время был такой школьный анекдот.
Учительница заставляет учеников кричать,
поднявши головы вверх: «Бога нет! Бога нет! Бога
нет!» Один мальчик этого не делает, и учительница
требует объяснений. Он отвечает: «Если Бога нет –
зачем кричать, он все равно не услышит. А если
есть – зачем портить отношения?»
...Если Бог есть – путь к нему у каждого свой и не
надо портить с ним отношения школьной
принудиловкой.
А если нет – зачем кричать?
Александр АДАМСКИЙ
|