Дети-инвалиды вновь не угодили
ГПУ
В Международный День и Российскую
Декаду инвалидов более чем уместно будет
вспомнить о печальной судьбе российского Закона
«Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья (специальном образовании)».
Закон был подготовлен в 1994–1995 гг. и получил
блестящую европейскую экспертизу. В заключении
Европейской ассоциации образовательного права
было даже сказано, что этот закон может стать
модельным для других стран. Законопроект успешно
«прошел» Госдуму и Совет Федерации в 1996 г., но
получил «вето» президента Б.Н. Ельцина. Затем
повторно «прошел» через парламент спустя три
года и вновь получил президентское «вето».
В декабре 2000 г. В.В. Путин встречался с группой
руководителей общероссийских общественных
организаций инвалидов, куда были приглашены и
«думские» депутаты-инвалиды. Президент страны
согласился с моим предложением о необходимости
продолжить согласительные процедуры по закону о
спецобразовании. Такое поручение было дано и
президентской администрации. Десять месяцев она
собиралась с силами, шесть месяцев шли
согласительные процедуры, девять месяцев
согласованный текст закона ждал подписи в
президентской администрации. Нам же
представляется, что за девять месяцев можно не
только документ подписать, но и ребенка родить.
Совсем недавно Госдума получила от госпожи Л.
Брычевой, начальника Главного государственного
правового управления Президента России,
документ о том, что теперь этот согласованный
текст согласованным не считают. Таким образом,
предстоят новые согласительные процедуры,
причем предложения ГПУ не сформулированы в явной
форме. Сколько времени это продлится, неизвестно,
а между тем 28 ноября президент встречался с
инвалидами.
Закон «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья» чрезвычайно важен. Это
текст, тщательно выверенный с экспертами. Отмечу
только три важные его позиции.
Первая – социальные гарантии. Закон определяет
категории, в частности детей-инвалидов, которые
находятся и должны находиться на полном
государственном обеспечении. В числе этих лиц –
дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного
аппарата, глухие и слабослышащие, с аутизмом и
некоторые другие. Это положение важно, поскольку
в условиях своеобразно понимаемой рыночной
реформы постоянно предлагается со всех, с кого
можно и с кого нельзя, брать деньги за обучение.
Кстати, «вето» президента не предъявляет
претензий к этой норме.
Вторая – выбор модели образования. Известно, что
существует три модели организации образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Модель, условно называемая советской: обучение
таких лиц в специальных образовательных
учреждениях. Американо-скандинавская: обучение
среди детей, не имеющих ограничений по здоровью.
Европейская, смешанная модель: развитие
одновременно и специальных образовательных
учреждений, и интегрированного обучения. В
период подготовки закона его разработчики
испытывали довольно сильное давление со стороны
«маятника» обратно качнувшегося общественного
сознания в сторону американо-скандинавской
модели. Однако выбрана была европейская, т.е. идти
путем реформы, сохраняя существующую в стране и
неплохо работающую сеть специальных
образовательных учреждений и вместе с тем
открывая дорогу интегрированному обучению.
Именно поэтому Европейская ассоциация
образовательного права дала высокую оценку
нашему закону.
Третья – финансирование. Не секрет, что в
последние годы многие лица, в том числе дети с
ограниченными возможностями здоровья,
испытывают проблемы с обучением, поскольку
специальные школы размещены не во всех субъектах
Федерации. Прежде всего это относится к школам
для незрячих и глухих детей. Возникает проблема:
как ребенка из региона, в котором отсутствует
школа, направить в другой регион. Обычно одни
региональные власти требуют денег, другие
региональные власти денег платить не хотят, а
дети остаются без образования. Разработанный
закон решает эту проблему: финансирование школ
для детей с нарушениями зрения и слуха будет
осуществляться за счет не только регионального,
но и федерального бюджета. Тем самым
предполагается, что снимется острота проблемы и
школе будет практически все равно – из какого
региона, своего ли, соседнего, принимать ребенка.
Мы считаем, что вложения в образование – это
инвестиции в будущее. Именно поэтому
представляется, что дети с проблемами здоровья,
получившие образование, смогут затем не просить
деньги у государства, а зарабатывать себе сами,
станут полноценными гражданами и в конце концов
помогут своей стране.
В заключение отмечу одну интересную деталь. В
России обычно употребляют термин «инвалиды», на
Западе предпочитают понятие «лица с
ограниченными возможностями». Российские же
инвалиды в недоумении: почему наши возможности
ограничены? Поэтому название сформулировано
четко – «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями ЗДОРОВЬЯ». В последние два года
государство отвернулось от инвалидов, и многим
из них ограниченные возможности здоровья
приходится преодолевать неограниченными
возможностями духа.
|