Восстановим ли досрочные
пенсии?
В Государственной Думе
произошло редкое событие: вопреки
отрицательному заключению правительства и его
призывам в первом чтении был принят закон,
вносящий изменения в Федеральный закон о
трудовых пенсиях. Как инициатор подготовки этого
закона, я хотел бы рассказать о его содержании.
Смысл закона состоит в том, чтобы установить
право на досрочную пенсию для педагогических и
медицинских работников в образовательных и
медицинских учреждениях всех типов и видов.
Таким образом, он пытается решить три проблемы.
Проблема первая: педагоги в медицине и медики в
образовании. Не секрет, что, по действующему
закону, медсестра, работающая в школе, не имеет
права на досрочную пенсию (ранее называвшуюся
пенсией за выслугу лет), тогда как ее коллега из
больницы такое право имеет. При том что характер
работы у них одинаков, а где выше напряженность
работы – еще неизвестно. Точно так же школьный
педагог – с досрочной пенсией, тогда как учитель
из детского туберкулезного санатория – без нее.
Однако же опасность работы в санатории как
минимум не меньше, чем в школе.
Проблема вторая: досрочные пенсии в
негосударственном секторе. Речь идет не только и
не столько о частных школах, которых в России 0,7%
от общего количества школ, но о тех
образовательных структурах, которые в советское
время не были самостоятельными юридическими
лицами (например, ведомственные детсады) и где
стаж работы не учитывался до сих пор при
назначении пенсии за выслугу лет (ныне –
досрочной пенсии). Инициаторы закона считают, что
при одинаковом характере труда, при одинаковой
его интенсивности право на такую пенсию должно
быть установлено и для этих категорий работников.
Проблема третья: восстановление справедливости
в отношении перечня наименований
образовательных и медицинских учреждений,
работа в которых дает право на досрочную пенсию.
Поскольку правительство с самого начала было
противником нашего закона, который еще в 1996 году
установил право для пед- и медработников
получать пенсию при продолжении работы по
специальности, постольку различного рода
постановлениями оно раз за разом ущемляло права
то одних, то других категорий работников. Каждое
новое постановление было с несколько иным
составом списка образовательных учреждений,
профессий и должностей. К сожалению, в законе
невозможно перечислить все профессии и
должности, дающие право на назначение досрочной
пенсии, но в отношении видов и типов учреждений
законодатели постарались это сделать. Многим
учителям отказывают в праве получать данную
пенсию, к примеру, на таком основании: в уставе
школы какое-то время отсутствовало слово
“общеобразовательная”, а в списке учреждений
оно есть. Или – одно и то же учреждение
начального профессионального образования
сначала называлось профессионально-техническим
училищем, а затем профессиональным училищем.
Стаж за время работы в одном учреждении, но под
разными названиями из пенсионного стажа
пытаются исключать. Это порождает бесконечное
число судебных процессов, которым хотелось бы
положить конец. Повторяю: в законе написано, что
пенсии выплачиваются работникам
образовательных и медицинских учреждений всех
типов и видов. Поэтому как называлась школа –
значения не имеет.
События принятия закона были необычны. В его
пользу Государственная Дума набрала 237 голосов,
причем на этот раз к фракциям коммунистов,
“Яблоко”, Агропромышленной группе, большой
части “Союза правых сил” прибавилась часть
депутатов из групп “Народный депутат” и
“Регионы России”. Это и дало искомое
большинство.
Как всегда не голосовали за закон депутаты
фракций “Единство” и “Отечество – вся Россия”.
Разумеется, одного решения Государственной Думы
для принятия закона недостаточно. Требуются
поддержка Совета Федерации и подпись президента.
Тем не менее это редкий случай, когда на ситуацию
я смотрю с осторожным оптимизмом. Оптимизм этот
вызван не столько принятием закона, сколько
заявлениями представителей правительства в
процессе его обсуждения в Думе.
Если на парламентских слушаниях в марте нам
практически ничего не обещали (и, более того,
представитель Минтруда господин Ю.З. Люблин
заявил, что он не собирается отвечать за бедлам в
системе образования 1990-х годов), то представитель
президента по пенсионной реформе в Госдуме и
руководитель Пенсионного фонда России М.Ю.
Зурабов 11 апреля в Госдуме высказывался иначе. Он
пообещал решить практически все поставленные
проблемы подзаконными актами: ситуацию медиков в
образовании и учителей в медицинских
учреждениях, что, на мой взгляд, подзаконными
актами сделать невозможно, поскольку возникает
противоречие тексту действующего закона;
ситуацию если не с частными школами, то по
крайней мере с бывшими ведомственными
образовательными организациями. Наконец, он
обещал выпустить специальное правительственное
решение о тождестве наименований
образовательных и медицинских учреждений, с тем
чтобы пенсия зависела от характера работы, а не
от того, как учреждение называлось.
Разработчики закона в ответ возражали:
предлагаете подзаконные акты – так лучше
поддержите закон, где все это прописано. Понимаем,
что без согласия правительства президент наш
закон не подпишет, однако надеемся либо добиться
правительственного согласия, либо решить часть
проблем, поставленных в законе, подзаконными
актами. В любом случае давление на правительство
оказано и лед тронулся. Далеко ли продвинется
ледоход, покажет только время. Однако все, что
зависит от нас, в Государственной Думе,
несомненно, сделаем.
|