Бастующая интеллигенция:
норма или аномалия?
В конце февраля в стране прошла
очередная акция протеста, организованная
профсоюзом работников народного образования и
науки – на сей раз с профсоюзами работников
здравоохранения и работников культуры. Причина
акции – известные предложения Правительства по
переводу работников бюджетной сферы на
отраслевые системы оплаты труда без достаточных
федеральных гарантий и без достаточного
финансирования.
Министр образования разослал в российские
регионы письмо, заканчивающееся словами: «С
учетом вышеизложенного Министерство
образования просит провести соответствующую
разъяснительную работу в ваших коллективах и не
допускать действий, дестабилизирующих работу
учреждений образования». Министра, разумеется,
можно понять: было бы странно члену
Правительства публично выступать в поддержку
акции, направленной против правительственных
предложений. Однако, по нашей информации, на
внутриправительственных совещаниях министр
выступал против концепции Минтруда, вызвавшей
бурную реакцию профсоюзов. Проанализируем роль и
последствия акций протеста российской
интеллигенции и в особенности работников
образования.
1. Международный опыт. Акции протеста работников
интеллектуального труда – обычная практика не
только России, но и стран Запада, в том числе
самых развитых. Без этих акций оплата такого
труда была бы значительно ниже, давление
капитала на права граждан в области образования
или здравоохранения – намного сильнее.
Весной 1995 г. в Нью-Йорке прошла сорокатысячная
акция протеста, в которой совместно участвовали
университетские преподаватели и студенты.
Протестовали против решения о незначительном
сокращении расходов штата и города на высшее
образование. Акция оказалась успешной. Интересно,
что сделали бы американские преподаватели и
студенты, подвергнись они российским
псевдореформам первой половины 1990-х или августа
1998 года?
2. Фактические основания. Оснований для акций
протеста в России чуть ли не на два порядка
больше, чем на Западе. Действительно, невозможно
найти другую страну с громадными природными
ресурсами, претендующую называться
цивилизованной, где минимальная зарплата
составляет неполных 15 долларов, а зарплата
начинающего врача или учителя – 35 долларов.
Например, в США начинающий учитель получает
более 2000 долларов в месяц, а врач – и того больше.
Реализация правительственной концепции
перехода на отраслевые системы оплаты труда
способна привести к дальнейшему падению
реальной и даже номинальной зарплаты как минимум
в дотационных и депрессивных регионах, которые
составляют в России абсолютное большинство. Ведь
предполагается сохранение социальных гарантий
при установлении ставок и окладов в бюджетной
сфере, однако… за региональные деньги!
3. Формальные основания. Государственные
чиновники, пытающиеся подавить акции протеста
интеллигенции, нарушают Конституцию и законы,
тогда как протестующая интеллигенция имеет для
этого юридические основания: статья 7
Конституции, объявляющая Россию социальным
государством; часть 2 статьи 55 Конституции,
запрещающая России принимать законы, умаляющие
права и свободы человека и гражданина; статья 54
Закона РФ «Об образовании» и статья 30 Закона «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании», устанавливающие нормы оплаты
педагогического труда, главная из которых
общеизвестна: средние ставки педагогов должны
быть выше средней зарплаты в промышленности;
аналогичные нормы законов в области культуры,
«привязывающие» зарплату в этой сфере к ее
законодательно установленному уровню в
образовании, и т.п.
4. Результаты. В 1990-х годах лидирующие позиции в
организации акций протеста не только среди
«бюджетников», но и по стране в целом заняли
работники образования. При этом педагоги почти
ничего не добились для себя, но довольно многого
– для системы образования в целом.
Во-первых, по статистике, средняя зарплата в
образовании даже несколько ниже, чем в
здравоохранении, где сохранились надбавки за
стаж работы. Во-вторых, средняя зарплата в
образовании так и не приблизилась всерьез к ее
уровню в промышленности: в начале 1990-х – 60–65%;
осенью 2001 г. – 43%; после декабрьского повышения в
1,54 раза (а не в два, как любят говорить члены
правительства) – около 60%; в настоящее время –
около 50%; к осени 2003 г. вновь ожидается около 45%.
Иное дело – ситуация в образовании в целом.
Уверен: если бы не массовые протесты педагогов,
парламентариям скорее всего не удалось бы
сорвать многочисленные разрушительные планы
образовательных псевдореформ – начиная от
программ массовой приватизации и ваучеризации
образования начала 1990-х годов и заканчивая
«Очередным этапом реформирования образования»,
суть которого – в примитивной формуле: часть
денег у образования отнять, а оставшиеся по-другому
поделить. Защищая собственные интересы,
протестующие педагоги осознанно, а иногда
неосознанно защищали систему образования и
права своих учеников.
5. Моральная оценка. Есть все основания полагать:
если бы 15 миллионов российских «бюджетников»
провели однажды всеобщую забастовку «до
победного конца», они смогли бы решить не только
собственные проблемы, но и проблемы
человеческого потенциала в стране.
Приходится констатировать: в нормальном
обществе бастующая интеллигенция – скорее
аномалия; в аномальном обществе, точнее, при
аномальной политике власти, – норма. Богатая
страна с нищей интеллигенцией не войдет в
информационное общество и не обеспечит себе
достойное будущее.
|