Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2003


Зарплата

Бастующая интеллигенция:
норма или аномалия?

В конце февраля в стране прошла очередная акция протеста, организованная профсоюзом работников народного образования и науки – на сей раз с профсоюзами работников здравоохранения и работников культуры. Причина акции – известные предложения Правительства по переводу работников бюджетной сферы на отраслевые системы оплаты труда без достаточных федеральных гарантий и без достаточного финансирования.

Министр образования разослал в российские регионы письмо, заканчивающееся словами: «С учетом вышеизложенного Министерство образования просит провести соответствующую разъяснительную работу в ваших коллективах и не допускать действий, дестабилизирующих работу учреждений образования». Министра, разумеется, можно понять: было бы странно члену Правительства публично выступать в поддержку акции, направленной против правительственных предложений. Однако, по нашей информации, на внутриправительственных совещаниях министр выступал против концепции Минтруда, вызвавшей бурную реакцию профсоюзов. Проанализируем роль и последствия акций протеста российской интеллигенции и в особенности работников образования.
1. Международный опыт. Акции протеста работников интеллектуального труда – обычная практика не только России, но и стран Запада, в том числе самых развитых. Без этих акций оплата такого труда была бы значительно ниже, давление капитала на права граждан в области образования или здравоохранения – намного сильнее.
Весной 1995 г. в Нью-Йорке прошла сорокатысячная акция протеста, в которой совместно участвовали университетские преподаватели и студенты. Протестовали против решения о незначительном сокращении расходов штата и города на высшее образование. Акция оказалась успешной. Интересно, что сделали бы американские преподаватели и студенты, подвергнись они российским псевдореформам первой половины 1990-х или августа 1998 года?
2. Фактические основания. Оснований для акций протеста в России чуть ли не на два порядка больше, чем на Западе. Действительно, невозможно найти другую страну с громадными природными ресурсами, претендующую называться цивилизованной, где минимальная зарплата составляет неполных 15 долларов, а зарплата начинающего врача или учителя – 35 долларов. Например, в США начинающий учитель получает более 2000 долларов в месяц, а врач – и того больше.
Реализация правительственной концепции перехода на отраслевые системы оплаты труда способна привести к дальнейшему падению реальной и даже номинальной зарплаты как минимум в дотационных и депрессивных регионах, которые составляют в России абсолютное большинство. Ведь предполагается сохранение социальных гарантий при установлении ставок и окладов в бюджетной сфере, однако… за региональные деньги!
3. Формальные основания. Государственные чиновники, пытающиеся подавить акции протеста интеллигенции, нарушают Конституцию и законы, тогда как протестующая интеллигенция имеет для этого юридические основания: статья 7 Конституции, объявляющая Россию социальным государством; часть 2 статьи 55 Конституции, запрещающая России принимать законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина; статья 54 Закона РФ «Об образовании» и статья 30 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устанавливающие нормы оплаты педагогического труда, главная из которых общеизвестна: средние ставки педагогов должны быть выше средней зарплаты в промышленности; аналогичные нормы законов в области культуры, «привязывающие» зарплату в этой сфере к ее законодательно установленному уровню в образовании, и т.п.
4. Результаты. В 1990-х годах лидирующие позиции в организации акций протеста не только среди «бюджетников», но и по стране в целом заняли работники образования. При этом педагоги почти ничего не добились для себя, но довольно многого – для системы образования в целом.
Во-первых, по статистике, средняя зарплата в образовании даже несколько ниже, чем в здравоохранении, где сохранились надбавки за стаж работы. Во-вторых, средняя зарплата в образовании так и не приблизилась всерьез к ее уровню в промышленности: в начале 1990-х – 60–65%; осенью 2001 г. – 43%; после декабрьского повышения в 1,54 раза (а не в два, как любят говорить члены правительства) – около 60%; в настоящее время – около 50%; к осени 2003 г. вновь ожидается около 45%.
Иное дело – ситуация в образовании в целом. Уверен: если бы не массовые протесты педагогов, парламентариям скорее всего не удалось бы сорвать многочисленные разрушительные планы образовательных псевдореформ – начиная от программ массовой приватизации и ваучеризации образования начала 1990-х годов и заканчивая «Очередным этапом реформирования образования», суть которого – в примитивной формуле: часть денег у образования отнять, а оставшиеся по-другому поделить. Защищая собственные интересы, протестующие педагоги осознанно, а иногда неосознанно защищали систему образования и права своих учеников.
5. Моральная оценка. Есть все основания полагать: если бы 15 миллионов российских «бюджетников» провели однажды всеобщую забастовку «до победного конца», они смогли бы решить не только собственные проблемы, но и проблемы человеческого потенциала в стране.
Приходится констатировать: в нормальном обществе бастующая интеллигенция – скорее аномалия; в аномальном обществе, точнее, при аномальной политике власти, – норма. Богатая страна с нищей интеллигенцией не войдет в информационное общество и не обеспечит себе достойное будущее.

Рейтинг@Mail.ru