Александр АДАМСКИЙ
Нужный Олег Смолин
Последний летний
тематический номер еженедельника «Управление
школой» состоит из колонок известного политика и
ученого, депутата, заместителя председателя
Комитета по образованию и науке Госдумы Олега
Смолина.
На протяжении всего учебного года О. Смолин,
несмотря на колоссальную занятость, каждую
неделю диктовал свою колонку, правил, шлифовал и
в готовом виде передавал в редакцию.
Итогом этой работы стала подборка, которую вы
сейчас сможете прочесть. В этих материалах –
короткая история образовательной политики
России в 2002–2003 годах, рассказанная
непосредственным участником думских
образовательных дебатов и одним из самых крупных
экспертов в области образования.
Авторитет Олега Смолина в образовательном
сообществе почти непререкаем, и в то же время –
он один из самых интересных партнеров по
дискуссии: с ним интересно, а главное – очень
полезно спорить.
Но чаще – соглашаться, потому что Олег Смолин по
своим взглядам и на образование, и на политику
придерживается курса социальной направленности.
… Политика и образовательная политика – это все-таки
разные вещи.
Последние события в образовании России показали,
что ни одна политическая партия правого фланга
так и не смогла четко сформулировать ни свои
позиции по основной проблематике развития школы,
ни тем более предъявить эффективные механизмы
решения проблем. Причем механизмы не сугубо
ведомственные, а основанные на эффективном
использовании бюджетного ресурса в интересах
граждан.
Более того, сами образовательные потребности и
интересы граждан вообще не являются предметом
анализа и продвижения российских политических
партий. Можно сказать, что образование – в его
предметном содержании – не является до сих пор
полем деятельности политических партий и
движений.
– Может, это и к лучшему, – скажет читатель, – а
то вот экономика является полем интереса
политиков и ни к чему хорошему это не привело.
Но с другой стороны – неэффективность
российской экономики остается еще и следствием
отсутствия политической воли и гражданских
институтов, контролирующих политическую волю.
Олег Смолин обладает счастливой способностью
объединить две не соединимые обычным путем линии
в образовании.
С одной стороны, школа должна давать
гарантированные знания ребенку и быть
максимально бесплатной для граждан. Это требует
от учителя колоссальной отдачи и даже
жертвенности. С другой стороны, образование –
это место работы миллионов учителей и им нужны
деньги для жизни. Если государство не может
обеспечить им зарплату, родители вынуждены
платить из своего кармана.
В этом и есть болезненное напряжение
образовательной политики, особенно для человека,
который хочет быть представителем всех граждан,
а не только педагогов.
Обычно политикам не удается примирить в себе
противоположность интересов.
Граждане хотят бесплатного обучения для своих
детей, а учителя имеют право на достойную жизнь.
При этом власть чаще всего пытается интересы
одних удовлетворить за счет интересов других.
Вот в этой ситуации и нужен Смолин.
Сегодня он действует в качестве моста между
гражданами, у которых помимо образовательных
нужд есть еще и проблемы работы, здоровья,
безопасности, жилья, и их детьми, у которых есть
обязанность ходить в школу и подвергаться при
этом постоянной опасности.
Прорыв в образовательной политике возможен, на
мой взгляд, только тогда, когда мы соединяем не
ведомство и учителей, не начальство и рядовых
граждан, а родителей и детей в их совместном
видении будущего.
Образовательная политика – это не про школу. То
есть и про школу тоже, но прежде всего – про самих
людей и их будущее.
Не абстрактное представление о пользе для
ребенка, а вполне прикладные вещи – какими
законами это можно обеспечить, какими статьями
бюджета защитить, какими правительственными
решениями претворить в жизнь.
С моей точки зрения, рефлексия политика, его
анализ не только внешних событий, не только чужих
действий, но и описание собственных оснований и
позиции – это один из самых интересных
педагогических сюжетов. А если это еще и про
образовательную политику – лучшего учебного
пособия для управления школой не найти.
Именно поэтому накануне августовских
конференций в регионах и в муниципалитетах мы
решили опубликовать не примерные темы
обсуждения, рекомендованные начальством, а
показать панораму образовательной политики
прошлого учебного года с точки зрения
действующего политика.
Мне кажется, что для сложного выбора правильных
действий в следующем году, для того чтобы помочь
директору школы или работнику управления
образования лучше ориентироваться в том, что
происходит, нужен контекст происходящего.
Не грубая оценка или вовлечение в спор
относительно того или иного проекта, а
панорамное видение всего, что реально происходит
в образовательной политике России. Именно такую
панораму и дает, как нам кажется, собрание
материалов О. Смолина.
А дальше вы сами разберетесь, что к чему.
Так ведь?
|