Усть-Илимский «кристалл»
Вряд ли в средней общеобразовательной
школе № 15 в г. Усть-Илимске не происходит ничего
нового. Но рубрика новостей на сайте не
обновляется. Наверное, все силы брошены на
поддержание страницы, посвященной ИЦПК, который
готовит методистов-проектировщиков
развивающего образования подростковой школы.
В течение многих лет в школах России
осуществляется эксперимент по внедрению
технологии РО в начальных и подростковых классах.
Достигаются высокие показатели в усвоении
теоретических обобщений, формировании
умственных действий планирования, анализа,
рефлексии, умении строить учебные действия.
Младшие подростки, прошедшие РО в начальной
школе, демонстрируют хороший уровень
коммуникативных способностей, проявляют
устойчивые учебно-познавательные интересы.
Вместе с тем при внедрении РО в подростковой
общеобразовательной школе обозначился ряд
нерешенных проблем. Справиться с ними отдельным
учителя и даже педагогическим коллективам
практически невозможно. А существующая система
повышения квалификации вообще не уделяет этому
должного внимания. Поэтому педагоги 15-й школы
поставили перед собой задачу создать ИЦПК,
готовящий «дефицитных» специалистов.
Работа строится на гипотезе о том, что взросление
детей в учебной деятельности опережает
обретение «чувства взрослости» в интимно-личностной
и общественно-организационной сфере жизни,
являясь пробно-поисковой, «идеальной» формой
взросления. Обычно переходный возраст и его фазы
связаны с так называемой «реальной ситуацией»
конфликта ребенка со значимым взрослым. В
учебной деятельности взросление «сбывается»,
осуществляется в учебном произведении, в
произведениях письменной речи, создавая которые
школьник взрослеет. В период перехода от
младшего школьного возраста к подростковому
учебное произведение может стать своеобразным
«кристаллом взросления». В этом случае учебная
деятельность в форме конструировании учебных
произведений (в которых и фиксируются
подростковые учебные инициативы) продолжает
оставаться ведущей, а школа оказывается
способной «помочь взрослению».
По данным ИЦПК, рождение и укоренение «чувства
взрослости» возможно лишь при условии, что
содержание подросткового образования
составляет проблему, решают которую совместно и
учителя, и ученики. Педагог должен уметь помочь
взрослеющему ребенку найти место в
проектировании собственного образования.
|