Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №30/2003


Сайты сети «Эврика»

www.ilim.ru/school15

Усть-Илимский «кристалл»

Вряд ли в средней общеобразовательной школе № 15 в г. Усть-Илимске не происходит ничего нового. Но рубрика новостей на сайте не обновляется. Наверное, все силы брошены на поддержание страницы, посвященной ИЦПК, который готовит методистов-проектировщиков развивающего образования подростковой школы.
В течение многих лет в школах России осуществляется эксперимент по внедрению технологии РО в начальных и подростковых классах. Достигаются высокие показатели в усвоении теоретических обобщений, формировании умственных действий планирования, анализа, рефлексии, умении строить учебные действия. Младшие подростки, прошедшие РО в начальной школе, демонстрируют хороший уровень коммуникативных способностей, проявляют устойчивые учебно-познавательные интересы.
Вместе с тем при внедрении РО в подростковой общеобразовательной школе обозначился ряд нерешенных проблем. Справиться с ними отдельным учителя и даже педагогическим коллективам практически невозможно. А существующая система повышения квалификации вообще не уделяет этому должного внимания. Поэтому педагоги 15-й школы поставили перед собой задачу создать ИЦПК, готовящий «дефицитных» специалистов.
Работа строится на гипотезе о том, что взросление детей в учебной деятельности опережает обретение «чувства взрослости» в интимно-личностной и общественно-организационной сфере жизни, являясь пробно-поисковой, «идеальной» формой взросления. Обычно переходный возраст и его фазы связаны с так называемой «реальной ситуацией» конфликта ребенка со значимым взрослым. В учебной деятельности взросление «сбывается», осуществляется в учебном произведении, в произведениях письменной речи, создавая которые школьник взрослеет. В период перехода от младшего школьного возраста к подростковому учебное произведение может стать своеобразным «кристаллом взросления». В этом случае учебная деятельность в форме конструировании учебных произведений (в которых и фиксируются подростковые учебные инициативы) продолжает оставаться ведущей, а школа оказывается способной «помочь взрослению».
По данным ИЦПК, рождение и укоренение «чувства взрослости» возможно лишь при условии, что содержание подросткового образования составляет проблему, решают которую совместно и учителя, и ученики. Педагог должен уметь помочь взрослеющему ребенку найти место в проектировании собственного образования.

Рейтинг@Mail.ru