Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №30/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Сайты сети «Эврика»

Александр АДАМСКИЙВ этом номере мы предлагаем нашим читателям познакомиться с описанием сайтов школ и детских садов, вузов и управлений образования, которые реализуют инновационные проекты в сети «Эврика».
Большинство из этих сайтов созданы на средства финансовой поддержки культурно-образовательных инициатив, выделенные Министерством образования России в рамках Федеральной программы развития образования. Пользуясь случаем, мы хотим поблагодарить руководство министерства – министра В.Филиппова и его заместителей В.Болотова и Е.Чепурных – за поддержку инновационного движения в образовании: уже в течение трех лет стабильно финансируется конкурс культурно-образовательных инициатив и выделяются средства для финансовой поддержки инновационных проектов сети «Эврика».
И очень важно, что при согласовании технических заданий контракта, при утверждении смет, по которым возможны траты средств Федеральной программы развития образования, экономисты и руководство министерства приняли предложение сети «Эврика» о том, чтобы часть средств была истрачена на создание сайтов экспериментальных площадок.
Конечно, само по себе создание сайта не гарантирует сетевого взаимодействия, здесь есть еще ряд условий: и средства на поддержание сайта и на оплату «трафика», и особая система перевода школьной жизни на язык интернет-общения, и квалификация специалистов, которых иногда, особенно сельской школе, найти не так просто. Но если нет главного – Интернет-сайта, то нет возможности и для развития сетевого взаимодействия.
Мы не хотели в этом номере делать тщательный анализ интернет-ресурсов сети «Эврика», – каждый, кто захочет, может попасть на любой сайт и оценить, насколько эти ресурсы полезны или интересны.
Нам хотелось описать содержание, которое можно там найти, и составить очень краткий каталог этих ресурсов.
Прежде всего для того, чтобы наши читатели смогли представить себе направление инновационной деятельности в образовании и, возможно, присоединиться к этому движению.
Сеть – это очень специфический тип взаимодействия школ, учителей и директоров. Для управления образованием, управления школой сеть таит огромные возможности и трудности.
Какие возможности дает сетевое взаимодействие? Каким, с нашей точки зрения, оно должно быть и вообще – какова идеальная модель сети «Эврика»?
Мы считаем, что основная цель сети – и нам еще предстоит ее достичь – заключается в том, чтобы каждый ученик любой эвриканской школы мог ощущать себя одновременно и учеником красноярской школы № 71, и учеником всех эвриканских школ. А для этого надо сделать одну трудную вещь: надо сделать так, чтобы образовательные ресурсы каждой эвриканской площадки стали доступными и полезными каждому ученику. А для этого, в свою очередь, такие ресурсы – курсы, программы, лабораторные работы, семинары и проекты – должны быть сертифицированы, признаны эвриканским сообществом. Набор таких программ, признанных «Эврикой», и создает сетевое взаимодействие площадок в образовательном пространстве Интернета.
Пока идет довольно трудный подготовительный этап – создание сайта, перенос в него основных событий жизни школы, перенос аналитики проекта, создание интернет-версии инновационных центров повышения квалификации.
На следующем этапе – и это планируется буквально в нынешнем году – сайты эвриканских площадок начнут заполняться образовательными ресурсами для детей и взрослых, а их экспертиза и будет своеобразной сетевой аттестацией.
К сожалению, мы вынуждены признать, что сетевая культура входит в нашу жизнь чрезвычайно медленно и трудно. Здесь нечего скрывать и нечего стыдиться. Инновационная культура в российском образовании не стала доминирующей, весь уклад жизни в системе образования построен не на первичности изменений и стремлении перемен к лучшему, а на воспроизводстве прежнего способа обучения.
Некоторые считают, что это хорошо, что школа и должна быть консервативной, что это институт хранения прошлого больше, чем проект будущего.
Здесь нет спора – школа и то, и другое. В стране так много школ, детских садов и университетов, что считать всех одинаковыми – просто невозможно. Но если говорить о возможности развития, о возможности соответствия современным требованиям, о модернизации, в конце концов, то надо очевидно признать, что внутри традиционного уклада системы образования новое качество не возникнет.
Вот для этой возможности появления нового качества образования и существует инновационная сеть.
Только вот перенос этого нового качества за границы экспериментальных площадок тоже требует соответствия современности.
Так, попытки старым способом, через институты повышения квалификации с их планом по валу и традиционными приемами «внедрения передового педагогического опыта», распространить результаты инновационных школ – полная нелепость.
Инновации распространяются на добровольной основе, и для этого сетевое взаимодействие нам представляется самым оптимальным вариантом.
Достаточно поместить в Интернет исчерпывающую информацию о своих результатах – в открытом доступе, чтобы те, кому это нужно, могли найти и связаться с авторами открытий. Тем более что почти каждый проект сети публикуется в нашей газете.
Дальше – дело самих школ, директоров, родителей и учителей. Если их это заинтересует – они свяжутся с инновационной школой и начнут вместе работать. Мы открыли сеть эвркианских инновационных центров повышения квалификации благодаря финансовой поддержке министерства из средств ФПРО, и любая школа может получить помощь через эти центры.
О чем мы мечтаем? О том, чтобы школьный сайт стал особой образовательной программой для учеников. О том, чтобы школьная жизнь раскрывалась на сайте как произведение. О том, чтобы новая педагогическая поэма писалась самими учениками в компьютерной версии и могла стать общей жизнью для всех участников эвриканской сети.
И не только для них.
Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь!

Рейтинг@Mail.ru