Александр АДАМСКИЙ
Сайты сети «Эврика»
В этом номере мы
предлагаем нашим читателям познакомиться с
описанием сайтов школ и детских садов, вузов и
управлений образования, которые реализуют
инновационные проекты в сети «Эврика».
Большинство из этих сайтов созданы на средства
финансовой поддержки культурно-образовательных
инициатив, выделенные Министерством образования
России в рамках Федеральной программы развития
образования. Пользуясь случаем, мы хотим
поблагодарить руководство министерства –
министра В.Филиппова и его заместителей В.Болотова
и Е.Чепурных – за поддержку инновационного
движения в образовании: уже в течение трех лет
стабильно финансируется конкурс культурно-образовательных
инициатив и выделяются средства для финансовой
поддержки инновационных проектов сети «Эврика».
И очень важно, что при согласовании технических
заданий контракта, при утверждении смет, по
которым возможны траты средств Федеральной
программы развития образования, экономисты и
руководство министерства приняли предложение
сети «Эврика» о том, чтобы часть средств была
истрачена на создание сайтов экспериментальных
площадок.
Конечно, само по себе создание сайта не
гарантирует сетевого взаимодействия, здесь есть
еще ряд условий: и средства на поддержание сайта
и на оплату «трафика», и особая система перевода
школьной жизни на язык интернет-общения, и
квалификация специалистов, которых иногда,
особенно сельской школе, найти не так просто. Но
если нет главного – Интернет-сайта, то нет
возможности и для развития сетевого
взаимодействия.
Мы не хотели в этом номере делать тщательный
анализ интернет-ресурсов сети «Эврика», – каждый,
кто захочет, может попасть на любой сайт и
оценить, насколько эти ресурсы полезны или
интересны.
Нам хотелось описать содержание, которое можно
там найти, и составить очень краткий каталог этих
ресурсов.
Прежде всего для того, чтобы наши читатели смогли
представить себе направление инновационной
деятельности в образовании и, возможно,
присоединиться к этому движению.
Сеть – это очень специфический тип
взаимодействия школ, учителей и директоров. Для
управления образованием, управления школой сеть
таит огромные возможности и трудности.
Какие возможности дает сетевое взаимодействие?
Каким, с нашей точки зрения, оно должно быть и
вообще – какова идеальная модель сети «Эврика»?
Мы считаем, что основная цель сети – и нам еще
предстоит ее достичь – заключается в том, чтобы
каждый ученик любой эвриканской школы мог
ощущать себя одновременно и учеником
красноярской школы № 71, и учеником всех
эвриканских школ. А для этого надо сделать одну
трудную вещь: надо сделать так, чтобы
образовательные ресурсы каждой эвриканской
площадки стали доступными и полезными каждому
ученику. А для этого, в свою очередь, такие
ресурсы – курсы, программы, лабораторные работы,
семинары и проекты – должны быть
сертифицированы, признаны эвриканским
сообществом. Набор таких программ, признанных
«Эврикой», и создает сетевое взаимодействие
площадок в образовательном пространстве
Интернета.
Пока идет довольно трудный подготовительный
этап – создание сайта, перенос в него основных
событий жизни школы, перенос аналитики проекта,
создание интернет-версии инновационных центров
повышения квалификации.
На следующем этапе – и это планируется буквально
в нынешнем году – сайты эвриканских площадок
начнут заполняться образовательными ресурсами
для детей и взрослых, а их экспертиза и будет
своеобразной сетевой аттестацией.
К сожалению, мы вынуждены признать, что сетевая
культура входит в нашу жизнь чрезвычайно
медленно и трудно. Здесь нечего скрывать и нечего
стыдиться. Инновационная культура в российском
образовании не стала доминирующей, весь уклад
жизни в системе образования построен не на
первичности изменений и стремлении перемен к
лучшему, а на воспроизводстве прежнего способа
обучения.
Некоторые считают, что это хорошо, что школа и
должна быть консервативной, что это институт
хранения прошлого больше, чем проект будущего.
Здесь нет спора – школа и то, и другое. В стране
так много школ, детских садов и университетов,
что считать всех одинаковыми – просто
невозможно. Но если говорить о возможности
развития, о возможности соответствия
современным требованиям, о модернизации, в конце
концов, то надо очевидно признать, что внутри
традиционного уклада системы образования новое
качество не возникнет.
Вот для этой возможности появления нового
качества образования и существует инновационная
сеть.
Только вот перенос этого нового качества за
границы экспериментальных площадок тоже требует
соответствия современности.
Так, попытки старым способом, через институты
повышения квалификации с их планом по валу и
традиционными приемами «внедрения передового
педагогического опыта», распространить
результаты инновационных школ – полная
нелепость.
Инновации распространяются на добровольной
основе, и для этого сетевое взаимодействие нам
представляется самым оптимальным вариантом.
Достаточно поместить в Интернет исчерпывающую
информацию о своих результатах – в открытом
доступе, чтобы те, кому это нужно, могли найти и
связаться с авторами открытий. Тем более что
почти каждый проект сети публикуется в нашей
газете.
Дальше – дело самих школ, директоров, родителей и
учителей. Если их это заинтересует – они
свяжутся с инновационной школой и начнут вместе
работать. Мы открыли сеть эвркианских
инновационных центров повышения квалификации
благодаря финансовой поддержке министерства из
средств ФПРО, и любая школа может получить помощь
через эти центры.
О чем мы мечтаем? О том, чтобы школьный сайт стал
особой образовательной программой для учеников.
О том, чтобы школьная жизнь раскрывалась на сайте
как произведение. О том, чтобы новая
педагогическая поэма писалась самими учениками
в компьютерной версии и могла стать общей жизнью
для всех участников эвриканской сети.
И не только для них.
Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь!
|