Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №29/2003


Образовательное право


Дмитрий РАСТИМЕШИН

Договор между школой и
родителями обучающихся

В России, декларированной в последние годы как правовое государство, договорные отношения между обучающимся и образовательным учреждением представляются более предпочтительными, чем существующие командно-административные. Наличие договорных отношений с родителями как одним из важнейших заказчиков и потребителей услуг школы, – необходимое условие перехода школы из режима функционирования в режим развития, наряду с изменением отношений с учредителями в направлении открытости и автономности. Договор позволит оптимизировать отношения в образовании, а также создать условия для защиты прав всех участников образовательного процесса.

Трехсторонняя сделка

Рассматриваемый договор является по своей сути трехсторонней сделкой. Одной из сторон, исполнителем услуг, является школа. Второй стороной – обучаемый (воспитанник), обладающий как гражданин рядом неотъемлемых прав. А третья сторона договора – родитель (законный представитель) обучаемого, также обладающий определенным законом объемом индивидуальных прав. Однако фактически свои подписи под договором ставят только два лица – школа и родитель, так как родители подписывают данный договор в интересах и от имени своих ограниченно дееспособных детей в связи с недостижением последними возраста, с которого лицо становится полностью дееспособным.

Письменная форма заключения договора оказания образовательных услуг предусмотрена в обязательном порядке лишь между родителями и ДОУ (п. 4 ст. 18 ФЗ «Об образовании», п. 3 Типового положения о ДОУ). В остальных случаях оказание услуг муниципальными ОУ обязательной письменной формой договора не предусмотрено. В соответствии с пунктом 61 Типового положения об общеобразовательном учреждении, уставом школы может быть предусмотрено заключение договора с родителями. Договор следует заключать, как правило, при приеме ребенка в школу на обучение.

Инициатива заключения договора по общему правилу исходит от администрации образовательного учреждения. Однако в случае, если его заключения потребует родитель обучаемого, то администрация школы не вправе ему отказать.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Перечень существенных условий договора в наиболее кодифицированном виде содержится в ФЗ «Об образовании» и Типовых положениях об образовательных учреждениях, с которыми заключается данный договор. Указанные Типовые положения утверждены постановлениями Правительства РФ, а правительственные постановления, в соответствии со ст. 3 ГК РФ, являются легитимным источником гражданского права. Права и обязанности сторон договора установлены законом и внутренними (корпоративными) актами ОУ. Этот договор является по своей природе договором присоединения, и порядок его заключения предусмотрен ст. 428 ГК РФ.
В соответствии с ч. 2 названной нормы присоединившаяся сторона (потребитель услуг) вправе потребовать расторжения или изменения договора, если этот договор хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого рода, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные условия, которые родители исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняли бы при наличии у них возможности участвовать в определении условий договора. Условия каждого конкретного договора не могут, по общему правилу, ущемлять интересы родителей обучаемых и самих обучаемых по сравнению с гарантированными законом. Однако школа не обязана выполнять индивидуальные требования и прихоти каждого конкретного родителя, если она предоставляет гарантированный законом минимум прав детей.

Существенными условиями договора, согласно требованиям Типового положения об общеобразовательном учреждении, являются следующие:

* порядок медицинского обслуживания ребенка (п. 23);
* порядок организации питания обучаемого (п. 24);
* ведение образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и контрольными нормативами, указанными в лицензии (п.25);
* наполняемость классов, наличие групп продленного дня (п.п. 27–28);
* наполняемость класса при проведении занятий по иностранному языку и иным предметам на разных ступенях обучения (ч. 1 п. 31), трудовому обучению, физической культуре, по информатике и вычислительной технике, во время практических занятий по физике; программа обучения (ч. 1 п. 31);
* язык, на котором ведется обучение и воспитание (п. 37);
* наличие предметов, которые будут изучаться по выбору, обучение по различным профилям и направлениям (п. 35);
* порядок оказания платных образовательных услуг (п. 38, 39);
* порядок организации военной подготовки (п. 40);
* организация начальной профессиональной подготовки (п. 39).
* годовой календарный график обучения: начала и окончания учебного года, каникул (п. 42);
* норма часов, отводимых для изучения предметов (п. 42);
* норма учебной нагрузки обучающихся, которая не должна превышать норм предельно допустимых нагрузок, указанных в санитарно-гигиенических правилах и нормах (п. 42).

Условия договора

Существенным условием договора является также соглашение об итоговой аттестации
(п. 52). Оно касается двух договоров: на получение основного общего образования и получение полного общего образования.
Еще одно существенное условие договора – определение целей образования, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся в процессе и в результате освоения образовательной программы (п. 33, 34, 35).

– существенным условием договора является порядок промежуточной аттестации обучаемого;
– существенным условием договора между родителями и школой является порядок перевода обучающихся в следующий класс. Обстоятельства, при которых осуществляется перевод, должны быть исчерпывающе изложены в Уставе и договоре в соответствии с п. 51 Типового положения;
– определение формы обучения – существенное условие договора в соответствии со статьей 10 ФЗ «Об образовании».

Закон допускает сочетание различных форм получения образования. Если стороны договорились о сочетании различных форм образования, то об этом необходимо сделать соответствующую запись в договоре;
Также существенным условием договора является содержание образования. Оно должно соответствовать определенным требованиям. Минимум содержания начального общего образования до принятия Закона «О стандарте общего образования» утвержден приказом Минобразования РФ от 19.05.98 № 1235. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования содержатся в приказе Минобразования РФ от 19.05.98 № 1236. Проект обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования изложен в письме Минобразования РФ от 18.08.98 № 1244/14-12.
Исходя из этих требований, родители, обучающиеся могут проконтролировать качество программ по предметам, а также реальное исполнение программ школой. Кроме того, родители и ученики могут организовать более эффективно самостоятельную, домашнюю работу по изучению программ.
Если школа не выполняет данный минимум, то она нарушает условия договора на образование. Следовательно, она должна нести ответственность по части 3 ст. 32 Закона «Об образовании» за реализацию не в полном объеме образовательных программ.
Мы вплотную подошли, таким образом, к анализу существенного условия договора на оказание образовательных услуг – цены договора. При наличии разногласий по поводу цены договор должен считаться не заключенным. Существенными являются все те условия договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).
Договором цена может определяться по-разному. В связи с особенностями российской действительности и длительным сроком исполнения договора на оказание образовательных услуг, цена не может быть установлена конкретно, стороны могут лишь договориться о порядке ее определения на момент исполнения обязательств. Этот порядок в самом общем виде установлен ст. 41 ФЗ «Об образовании».
Федеральная власть своих обязанностей по установлению нормативов финансирования ОУ, а также в подавляющем большинстве случаев и субъекты Федерации не исполнили (ч. 3, 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании»). Данный норматив иногда устанавливают органы муниципальной власти. Конкретный норматив финансирования, достаточный для покрытия текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования ОУ, должен быть отражен в договоре с учредителем – муниципальным органом власти (ч. 1. ст. 41 ФЗ «Об образовании»).
Цена образовательной услуги, оказываемая муниципалитетом, имеет существенное значение также по многим конкретно-указанным в федеральном законодательстве и Конституции РФ причинам.
Во-первых, родители (законные представители) имеют право дать ребенку образование в семье (п. 3 ст. 52 ФЗ «Об образовании») и имеют право в соответствии с п. 8 ст. 40 того же закона на получение дополнительных денежных средств в размере затрат, определяемых государственными и местными нормативами финансирования. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан. То есть ребенок имеет законное право на получение услуги не в натуральной форме, а в денежном выражении.
Во-вторых, в соответствии с действующим Постановлением Верховного Совета РФ «Об упорядочении платы за содержание детей в ДОУ» от 06.03.92 г. № 2464-1, плата родителей за содержание детей в детских садах не может превышать 20% от фактических затрат.
В-третьих, в соответствии с п. 6 ст. 41 ФЗ «Об образовании» норматив финансирования негосударственных ОУ не может быть ниже норматива финансирования аналогичных ОУ на данной территории.
В-четвертых, неопределенность норматива финансирования неминуемо пагубно отражается на качестве услуги, что влечет антиконституционную дискриминацию заказчика по сравнению с иными гражданами РФ, проживающими на других территориях. В соответствии со ст. 2 Конвенции ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования» (принято Генеральной конференцией ООН 14.12.60 г., вступило в силу 22.05.1962 г.) понятие образования как социальной услуги включает в себя и условия, в которых оно ведется. Ведь конституционно значимая цель неисполняемой законодательно установленной высокой зарплаты учителя – это прежде гарантия высокого качества их труда.
В-пятых, неопределенность цены услуги делает в принципе невозможной ответственность ОУ перед потребителем услуг и государством, декларированную п. 5 ст. 49 ФЗ.
В-шестых, неопределенность цены договора и объема услуг делают практически недоказуемой ту грань, за которой объем услуг становится дополнительным и платным для родителей (ст. 45 ФЗ «Об образовании»).
Несмотря на то что для потребителей образовательных услуг договор услуги носит безвозмездный характер, он по общему правилу может реализовать свое законное право на информацию об исполнителе и об услугах (ст.ст. 8–10 ФЗ «О защите прав потребителей»).
В договор целесообразно включать обязанность руководителя школ периодически информировать родителей об условиях образовательного процесса, в том числе о главном его условии – размерах финансирования учреждения собственником. Ни для кого не секрет, что по весьма завышенным, на наш взгляд, официально признаваемым властью показателям различного уровня школы в России финансируются за счет бюджетов не более чем на одну треть от потребностей. Таким образом, данная информация может и должна формировать у родителей нормальную взвешенную позицию налогоплательщиков, перебарывать в них иждивенческие настроения и способствовать их вовлечению в попечительскую деятельность над образовательным учреждением, в которое они ежедневно приводят «образовывать» своих детей.
Отдельным важным блоком рассматриваемого договора является совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности родителей и школы, возникающих в связи с обучением детей. Права и обязанности родителей и учреждения являются взаимообусловленными.
Родители должны принять на основании данного договора обязательства разделять принципы педагогической деятельности школы, изложенные в ее Уставе, должны выразить свое согласие с особенностями педагогического подхода школы, ее методов обучения и воспитания детей, и не препятствовать им.
Обычно родители принимают на себя обязанность обеспечить соблюдение ребенком режима дня в соответствии с его возрастом для полноценного отдыха.
Родители могут по требованию школы принять на себя обязательства обеспечить выполнение внутреннего распорядка школы ребенком, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации школы.
В договоре необходимо предусматривать, что школа освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору, если действия родителей препятствовали этому или затрудняли их исполнение.

Изменение и расторжение договора на образование

Договор на образование может быть изменен по воле сторон, его подписавших. Особое значение имеет перевод обучающихся в классы коррекционные, компенсирующего обучения. Для такого перевода необходимы как минимум два юридических факта: согласие родителей и заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (п. 30 Типового положения).
Изменение договора оформляется приложением к договору, которое подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора. Как правило, изменение договора касается следующих условий: содержание образования, формы обучения, наполняемость класса и т.д.
Договор об образовании может быть расторгнут по инициативе обучающегося, его родителей; по инициативе школы; по соглашению сторон.
Расторжение договора по соглашению сторон возможно в случае, указанном в п. 58 Типового положения. То есть если учащийся не освоил программу учебного года, имеет академическую задолженность по двум и более предметам. В этом случае по соглашению сторон договор можно расторгнуть, а обучение продолжить в форме семейного образования.
Основания для расторжения договора по инициативе родителей обучающегося или лиц, их замещающих, должны быть указаны в уставе школы и договоре. Причем в договоре могут быть определены юридические факты, необходимые для его расторжения, которые индивидуализируют договор, т.е. по отношению к уставу договор может содержать дополнительные основания для расторжения по инициативе родителей.
По инициативе школы расторжение договора осуществляется по правилам, записанным в п. 58 Типового положения.
Пункт 58 называет следующие основания для расторжения договора по инициативе школы:

за совершение противоправных действий;
за грубые и неоднократные нарушения устава школы.

Причем для расторжения договора на основании грубых и неоднократных нарушений устава школы необходимо, чтобы исчерпывающий перечень грубых нарушений был приведен в уставе школы. В образовательном праве целесообразно неоднократным считать третье нарушение при условии, что предыдущие нарушения были расследованы и получили соответствующую оценку.

Рейтинг@Mail.ru