Александр АДАМСКИЙ
Есть ли в России образовательное право?
На этот вопрос
профессиональные юристы отвечают: «Нет».
И обосновывают свой ответ тем, что такой
дефиниции нет в законах; не разработаны и
законодательные нормы.
Но в образовании действуют и закон, и конституция,
и граждане в своих действиях опираются на эти
нормы.
Правда, найти юриста, квалифицированно
разбирающегося в образовательных коллизиях,
чрезвычайно трудно. Все специалисты в этой
области на виду, но практикующих в судах
адвокатов – единицы. Среди них наиболее
известный – наш постоянный автор, адвокат Д.Растимешин.
Но большинство юристов, так или иначе известных в
этой области, чаще работают как методисты –
толкователи законов. Так же, впрочем, как и
экономисты образования. Они все про всё знают,
вот только юридическая практика: защита в суде,
опротестовывание незаконных административных
решений, подача исковых заявлений, юридическая
экспертиза договоров и нормативных актов –
ведется на таком низком уровне, что любой
документ может оказаться юридически
несостоятельным.
А масштабные переустройства системы образования
и вовсе обходятся без правового основания.
Как известно, и 12-летку хотели ввести простым
ведомственным приказом, и единый экзамен
проводится без соответствующего
законодательного решения, и профильная школа вот-вот
возникнет как обычное министерское дело. Правда,
ради легитимизации этих, без сомнения требующих
все-таки законодательного разрешения, проектов
пожертвовали представлением об эксперименте.
Теперь все, что не удается провести
законодательно, получает статус «эксперимента»
и под этим флагом в явочном порядке
протаскивается в жизнь.
А внутри образования, на любой ступени, отношения
граждан и государства практически потеряли
правовую основу. Система устроена таким образом,
что изнутри (на месте заведующего детским садом,
или директора школы, или даже учителя, а тем более
начальника управления любого уровня или ректора
университета) поддерживать жизнеспособность
образовательного учреждения – и даже системы в
целом – в правовом поле невозможно.
А это вызывает соответствующую реакцию извне: на
месте родителей – и даже учеников и студентов –
удержаться в поле соблюдения законов и
административных норм тоже невозможно.
И чем строже правила и жестче контроль за ними,
тем больше нарушений и тем ниже правовой уровень
отношений всех участников образования.
И это один из важнейших показателей качества
работы системы образования – потому что школа и
есть основной источник правовой культуры, и если
ученик в течение 11 лет находится в неправовой
зоне, то и само общество превращается в такую
зону.
Мы считаем, что основой образовательного права
может стать общественно-образовательный договор
– принцип отношений граждан и государства по
поводу образования. Это система гражданских
институтов, школьных советов, попечительских
советов, Союзов попечителей, партнерство бизнеса
и образования, система благотворительных фондов,
родительских ассоциаций, профессиональных
объединений, вырабатывающих и оформляющих
общественные потребности в области образования
и ведущие диалог с властью, с образовательным
сообществом.
К огромному сожалению, нам от советского образа
жизни досталось превратное представление о
государстве – оно либо враг, либо барин. С врагом
борются, барину подают челобитные. Постсоветский
либерализм, выросший из правозащитного движения,
невольно противопоставляет себя государству, и
отсюда – революционный, и в основе своей
внеправовой, характер достижений целей. Самый
свежий пример – разрешение конфликта в
Московском Лингвистическом университете, где
ректорат по решению ученого совета ввел
дополнительную плату за обучение. Если были
нарушены договорные обязательства или закон –
это должен был решить суд, и только суд. На деле же
вмешались комиссары – депутаты Государственной
Думы, по-своему «разрулили» ситуацию, набрали
политические очки и инициировали проверку
университета Счетной палатой. Но по сути
правового решения вопроса так и не было – все
решилось на митинге и под восторженные крики
студентов. При всем сочувствии и уважении к
студентам – демократия держится не на
митинговом порыве, а на судебном решении
конфликта.
А чем заканчиваются студенческие манифестации и
заигрывание политиков с митингующими массами,
знает каждый школьник.
Право в образовании может возникнуть, с нашей
точки зрения, если государство будет поступать и
не как враг, но и не как барин. Тонкий механизм
общественно-образовательного договора требует
выращивания гражданских институтов, в которых
люди формируют свои отношения с образованием. А
государство – в лице органов управления и
выборной власти – следует тому общественно-образовательному
договору, который граждане заключают со школой.
А сейчас все подчинено тем правилам, которые
устанавливает государство, – при этом оно само
своих обязательств не выполняет и договор
нарушается, и возникает внеправовая ситуация
изначально. Потому что одна из сторон договор не
соблюдает, но жестоко карает другую – в случае
нарушения.
...Старый анекдот о том, как в морском пароходстве
бригада маляров заключила договор на покраску
судна. Через месяц приходит комиссия и видит, что
один борт судна свежевыкрашен, а другой как был
ржавый, так и остался. Спрашивают бригадира:
– В чем дело?
А тот отвечает:
– Все согласно договору. Видите, здесь написано:
бригада маляров с одной стороны, а администрация
порта – с другой... Мы свою сторону выкрасили,
давайте деньги.
Такое и у нас образовательное право – с одной
стороны.
|