Александр АДАМСКИЙ
Да здравствует экономика образования!
Чем хуже обстоят
дела в жизни, тем известнее становятся теории по
исправлению этих дел.
Удивительное дело – экономических теорий в
образовании становится все больше, а сама
школьная экономика загнивает еще быстрее, чем
раньше.
Самым позорным делом в экономике образования
является, с нашей точки зрения, история с
финансово-хозяйственной самостоятельностью
школ.
Уже 15 лет это остается ведущим тезисом развития
экономических отношений в образовании.
«В книжках напечатано и опытом проверено» (из
стихотворных строк поэта Ренаты Мухи), что
ведение школой автономной экономической жизни
намного выгоднее самой школе и государству, а
также ведет к более экономному расходованию
средств, чем крепостное право централизованных
бухгалтерий.
Но что мы видим сегодня?
Как это ни парадоксально прозвучит, но за 15 лет
реформ и модернизации в сфере образования школа
стала менее самостоятельной, чем она была при
советской власти. А учитывая, что средств она
получает намного меньше, чем получала тогда,
учитывая, что в отсутствие райкомовского
контроля за шефскими предприятиями ремонт
отошел в прошлое и обновление оборудования
теперь дело рук самих утопающих, общее состояние
школ сегодня катастрофически опасно. Более 65%
зданий школ в аварийном состоянии или требуют
капитального ремонта.
Особая проблема российской школы – крыша.
Школьная крыша в большинстве регионов России –
территории с суровым климатом, морозными зимами
и знойными летними месяцами, то есть с перепадом
температур довольно большим, к тому же и с
тяжелым снежным покровом, с осенними и весенними
дождями, – стала большой проблемой. А шатровых
крыш почти нет, да и кровля, покрытие такое, что не
выдерживает больше 10 лет. А новая крыша в школе –
это минимум полмиллиона рублей. Сам же
капитальный ремонт потянет на все 10 миллионов. И
денег этих нет.
– Ну а была бы школа самостоятельна, появились бы
эти деньги? – спросит читатель.
Не удивляйтесь, но я отвечу:
– Да, появились бы.
Потому что раз школы не рушатся массово, значит,
оборотистые директора находят средства и
перекрывают крыши, и укрепляют стены, и меняют
трубы, и перестилают полы, и делают косметический
ремонт...
Государство денег не дает, а подвергать детей
опасности нельзя. Поэтому школы остаются
несамостоятельными. Но по факту – они
приватизированы директорами и их спонсорами и
только на этом держатся.
При этом сделано все, чтобы хозяйственная
автономия школы была затруднена: введены расчеты
через казначейство, для покупки каждой мелочи
предусмотрены конкурсы и торги, а уж
контролирующих и проверяющих структур
расплодилось – мама, не горюй!
Больше всего в последнее время всех поражают
пожарники. Напомним о трагических событиях
последних месяцев: 7 апреля в селе Сыдыбыл в
Якутии сгорела школа, погибли 22 ребенка –
ученики 5–11 классов; 10 апреля в Дагестане
произошел пожар в интернате для слабослышащих и
глухих детей, в результате которого погибли 30
детей; в мае школьные пожары были на Ямале, в
Иркутске, в Одинцове Московской области, в Москве
два пожара… И школы продолжают гореть. При этом
пожарники отыгрываются на директорах, хотя сами
же принимали эти школы в прошлом году и все школы
имеют паспорт!
Но и все директора знают, как проходили эти
проверки.
При чем здесь экономика? А при том, что в школе
должен быть хозяин, который находится в этой же
школе. Так не бывает, чтобы ничье хозяйство
процветало, чтобы в нем были достаток и
благополучие. Все должно быть чьим-то,
принадлежать именно тому, кто отвечает за жизнь
детей и качество образования. Основная проблема
экономики школы – отсутствие хозяина.
Коллективно распределенная безответственность,
которая порождает беззаконие и развал.
Школьная разруха – вот главная оценка экономики
образования сегодня.
И дело вовсе не в том, что нет денег. Деньги есть, и
очень много.
Но горловина кувшина школьной экономики такая
узенькая, что золотой дождь, пролившийся из
бюджета на модернизацию образования, не попадает
внутрь, – деньги не доходят до школы.
У школы нет бюджета, нет норматива; средства
выделяются на зарплату и на то, чтобы с этой
зарплаты платить налог.
Попытка отменить Единую тарифную сетку, чтобы
хоть как-то повысить зарплату учителям, была
провалена депутатами-популистами, и теперь в
течение как минимум года о повышении зарплаты
можно забыть.
А между тем социологи утверждают, что родители
уже смирились с перспективой платности
образования. Опрошенные горожане готовы платить
за образование, но свыше 90% опрошенных –
категорически против школьных поборов.
А это основной источник школьной экономики. И
хотя эта теория никем не прописана, но в жизни
реальной основой школьной экономики являются не
средства легального налогообложения граждан, а
теневой школьный налог. Который администрация
образовательного учреждения вынуждена собирать
с родителей.
Сейчас лето, а придет сентябрь, и вы с чего
начнете?
Собирать деньги на охрану?
На мебель в кабинет химии?
На мячи для спортзала?
На мел?
Или на оплату телефонной связи, чтобы позвонить
спонсорам и попросить денег?
Чтобы хоть как-то вам помочь, мы предлагаем
вашему вниманию материалы этого номера. Мы
собирали их специально для тех, кто хочет не
побираться, а жить нормальной экономической
жизнью. Даже в этих условиях.
|