Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №26/2003


Из истории попечительства

Общественно-педагогическое движение в Енисейской губернии XIX – начала XX века

Вместо предисловия

Благотворительная деятельность в области образования в России получила широкое распространение во второй половине ХIХ века и напрямую связывается с развитием купеческого сословия. Его становление имело свои особенности.
Россия являлась той удивительной страной, где исстари быть бедным не считалось зазорным, где всегда больше ценились честь, доброта, христианское благочестие, преданность долгу, чем любые формы коммерческой деятельности или финансовый успех. Большие деньги не вызывали уважения, и заслужить общественное признание можно было чем угодно, только не личным обогащением. По образному выражению Марины Цветаевой, «осознание неправды денег в русской душе невытравимо». Русское национальное мироощущение... формировалось века в русле православной духовно-нравственной традиции и было очень удалено от интересов и нужд расчетливой деловой среды. Эта атмосфера небуржуазности социального сознания делала общественное положение предпринимателя весьма ненадежным».
Исследователь П.Н. Мешалкин, рассматривая проблемы благотворительности, указывал на следующие причины ее появления в Сибири: «Благотворительность сибирских предпринимателей-купцов вызвана к жизни не только крупными капиталами и стабильными доходами. Она обусловлена такими причинами, как нравственные убеждения, благородное желание внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие (помощь нищим, слабым и убогим). Нельзя игнорировать и такие мотивы, как личные амбиции, тщеславие, желание увековечить себя в благих делах, в сознании обществ, в исторической памяти потомков. Был и расчет – благотворительностью заслужить звание почетного гражданина города или орден, а также благими деяниями в какой-то мере отмолить грехи за не всегда праведным путем нажитые богатства. По выражению русского философа Н.О. Лосского, среди богатых промышленников и купцов были такие, которые как бы стыдились своего богатства, и поэтому среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения...Стыд за свое богатство, свое благополучие, угрызения совести за бедность народа, сознание необходимости вернуть долги народу – эти настроения в среде крупной буржуазии побуждали к меценатству и благотворительности».
Нужно учитывать и заинтересованность государства в получении финансов на социальные нужды. Государство разработало систему морального поощрения благотворителей: присвоение почетных званий, наград, вывешивание портретов благотворителей в общественных местах, издание специальных журналов, в которых помещались сведения о размерах пожертвований, например «Вестник благотворительности». За пожертвование коллекции или музея в пользу Академии наук жаловался генеральский чин.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Единые Электронные Системы" в Краснодаре. Большой выбор систем видеонаблюдения от ведущих брендов - уличные камеры, видеокамеры для помещений, муляжи, видеорегистраторы, видеосерверы и программное обеспечение. Гарантия качества от проверенных производителей, доступные цены, бесплатный аудит систем безопасности на предприятии. Для более детальной информации перейдите по ссылке: www.tpcam.ru.

Государство же в лице губернаторов и руководило на первых порах этим процессом. Сибирский историк И.М. Ядринцев писал: «Основанные по официальному вызову, а иногда и побуждению, благотворительные общества в Сибири не получали долго жизненного направления. Они существовали формально, обыкновенно во главе их стояли губернаторши и вице-губернаторши, и им давалась этим путем честь и развлечение. Окружающие это знали и знали все тайные игры в филантропию. Вызовы к пожертвованиям делались просто. Призывался откупщик или ростовщик, и ему предлагалось пожертвовать столько-то на богоугодное дело. Весьма благодарными жертвователями бывали такие лица, у которых бывали уголовные дела. Один начальник, задумав постройку театра или военного училища, призвал раз золотопромышленника и начал читать уголовное о нем дело. Когда последний, обливаясь потом, предложил пожертвовать 40000 рублей, то дело было сожжено. Другие пожертвования делались из тщеславия, из-за чинов, из-за титула коммерции советника, причем предварительно совершался торг. В некоторых городах являлись жертвователи на церкви, соборы и сами брались совершать постройку на собственные средства и наживались еще при этой постройке. Словом, благотворители эти так же легко обманывали людей, как и Бога. Нечего удивляться, что в городах в сибирском обществе являлись почетные благотворители, которые при новых порядках принуждены были занять место на скамье подсудимых».
Как видим, дана нелицеприятная оценка вложения капиталов на общественные нужды современником и свидетелем событий, но Ядринцев тем не менее был вынужден признать, что «вносились и завещались в сибирских городах огромные капиталы на разные учреждения». Нужно ли думать, что такое положение дел было характерно только для Сибири?
В сборнике мемуаров «Московская старина» приводится масса примеров воздействия московского генерал-губернатора Арсения Андреевича Закревского на купцов с целью получения от них «добровольных пожертвований». В частности, допускался такой прием: каждый купец получал «воззвание», являлся в канцелярию генерал-губернатора, и там « чиновник спрашивал имя, глядел затем в реестр и объявлял сумму, подлежащую к уплате. Говоря проще, это был налог, установленный самовольно графом Закревским. Разница заключалась только в том, что против цифры этого нового налога допускался протест, происходил торг, те, кто был побойчее, добивались скидки, а те, кто потише и боязливее, уплачивали беспрекословно.
Немаловажную роль играл личный пример губернаторов и городских градоначальников, которые стояли у истоков создания общественных организаций и сами состояли во многих из них. Как правило, в этих начинаниях их поддерживала церковь.
Существенное влияние оказывал пример сибирских городов – зачинателей благотворительной деятельности: Енисейская губерния все время отставала от своих соседей. Томск, Иркутск опережали в этом отношении Красноярск и Енисейск. Нужно учитывать и общественно-нравственную атмосферу России того времени: благотворительностью занимались члены императорской фамилии, выдающиеся писатели и общественные деятели. Естественно, определенные особенности Сибири накладывали отпечаток на ход этого процесса, хотя просматривались и общие тенденции.
Одной из таких особенностей при формировании у сибирской буржуазии активной позиции в деле народного образования является возникновение идеи «областничества», выдвинутой Г.Н. Потаниным.
Сибирский историк Ф.Ф. Шамахов критически характеризовал сепаратистские идеи областников, которые, по его мнению, «являлись явно реакционными по своему социально-экономическому существу, так как шли вразрез законам развития капитализма и историческому развитию России». Однако он не мог отрицать того, что «своей борьбой за привлечение в Сибирь культурных сил областники много содействовали открытию Томского университета, позднее технологического института». Он признавал и то, что сибирская буржуазия, нуждаясь в самых разнообразных кадрах специалистов, не могла не выдвигать в качестве одной из важнейших задач Сибирской областной думы проблему просвещения».
В Енисейской губернии было немало последователей Г.Н. Потанина. В частности, именно общество врачей, возглавляемое В.М. Крутовским, стало ядром региональной группы Сибирского областного союза. Областнические идеи, находившие поддержку в среде либеральной буржуазии, заставляли последнюю чувствовать ответственность за развитие деятельности просветительских обществ, открытие школ, музеев, библиотек. Эта деятельность, без сомнения, носила прогрессивный характер.
Причиной благотворительности была и «повышенная религиозность купеческой среды, неукоснительно следовавшей известной евангельской формуле: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил». По мнению О. Платонова, «национальная психология русского человека смиряется с греховностью богатства» только в том случае, когда богатство воспринимается не как самоцель и не только «как путь к наслаждению жизнью (хотя это допускается), но прежде всего как средство делать добро, служить людям».
Философы, историки конца ХIХ – начала ХХ века были более прагматичны в своих суждениях о проблемах благотворительности и условиях, которые порождали ее необходимость. Н.А. Бердяев писал: «Нельзя ждать прекращения истязания слабого сильным от нравственного совершенствования сильного. Нельзя ждать социальных изменений исключительно от нравственного совершенствования людей. Нужно поддерживать слабого актами, изменяющими структуру общества. Отвлеченный морализм в применении к социальной жизни оказывается лицемерием, он поддерживает социальную несправедливость и зло».
Изучение вопроса о благотворительности имеет не только общетеоретическое, но и практическое значение. В современных условиях быстрой социальной дифференциации общества, уменьшения финансирования образовательных учреждений в ходе реформы среднего образования возникает необходимость в создании благотворительных организаций, способных к решению непростых социально-педагогических проблем. В настоящее время практикуется так называемая спонсорская помощь школам, детским домам, но она не может удовлетворять ни учреждения образования, ни самих жертвователей, т.к. проводится не систематически, не имеет целенаправленного долговременного характера, позволяющего получить ощутимые результаты. Опыт существования таких организаций, которые существовали более 30 лет на территории не только Енисейской губернии, но и по всей Сибири, и объединяли большое число единомышленников, имеется и нуждается в обобщении. Этот опыт, критически осмысленный, учитывающий современные реалии, может быть использован в практической деятельности органов местного самоуправления, женских организаций, учителей и воспитателей.
При исследовании темы были использованы прежде всего материалы периодических изданий, отчеты благотворительных организаций, сборники заседаний Красноярской Городской Думы и Управы, документы Красноярского крайгосархива. В современных условиях, когда формируются новые подходы в региональной политике, учитывающие исторические, национальные, экономические, бытовые особенности каждой территории, особенно важно на имеющемся материале проанализировать, как эти факторы влияли на складывание общественной жизни, а значит, и на развитие народного образования в отдельно взятом регионе, в частности в Енисейской губернии.
Особенности социально-экономического положения Сибири
Исследователи Сибири конца XIX века единодушно утверждали, что 300 лет, прошедшие с момента присоединения ее к России, были временем полного невежества и беспросветной темноты. Ее завоевателями были простолюдины, «гулящие люди», беглые крепостные рабы, да и само русское общество долго не осознавало значения этих территориальных присоединений, удаленность которых лишь усугубляла их положение. «Здесь очень много богатых рудников, меха всякого в изобилии, съестные припасы очень дешевы, но другие вещи продаются на вес золота. Причины этого злоупотребления – недостаток хорошего управления», – отмечал один из путешественников.
Кроме крестьян, значительную, но самую экономически не обеспеченную и бесправную часть сибирского населения составляли ссыльные из Европейской России.
Приток ссыльных не мог благоприятно воздействовать на нравственность местных жителей. Государство при этом мало учитывало интересы сибиряков, ежегодно увеличивая число преступников, отправляемых сюда. Если в 60-е годы XIX столетия в среднем в Сибирь ссылалось 10 000 человек ежегодно, то в 70-е годы эта цифра дошла до 19 000 человек. Что ждало в Сибири этих невольных переселенцев и чего Сибирь могла ожидать от них? Уже в 60-е годы труд ссыльных перестали применять на рудничных работах из-за абсолютной убыточности его, но, как ни странно, в конце XIX века труд каторжников снова был востребован на сооружении Сибирской железной дороги.
В Енисейской губернии в 1873 г. на 425 517 жителей приходилось 45 000 ссыльных (10,5%), что не могло оказывать благотворного влияния на общество.
«Ссыльные, высланные в Сибирь из внутренних губерний России за преступления и проступки, а большей частью за дурное поведение в их прежних обществах, перенесли сюда праздность, пьянство, мошенничество, разврат и буйство... При этом же они своим дурным поведением служат соблазном для небогатых горожан-старожилов, в особенности для молодых людей».
В то же время политические ссыльные, начиная от декабристов и кончая эсерами и социал-демократами, оказывали благотворное влияние в сфере просветительства на местное население. Ф.Ф. Шамахов отмечал: «Правдивое слово политических ссыльных, людей, пострадавших за свои демократические убеждения, находило живой отклик в народных массах Сибири потому именно, что сибирское население, по общей природе русского народа, было склонно к восприятию всего передового, прогрессивного».
На развитие образования Сибири оказывала влияние экономическая политика царского правительства в этом регионе. Именно во второй половине ХIХ века здесь начинают активно складываться капиталистические отношения, но уже с начала века была очевидна ориентация экономики Сибири на разработку месторождений и освоение земель.
В этих условиях значительное развитие промышленности в Восточной Сибири могло начаться лишь с такой отрасли, которая при минимальной зависимости от перечисленных неблагоприятных условий обеспечивала бы высокую норму прибыли.
Такой промышленностью в Енисейской губернии с 30-х годов оказалась золотопромышленность. Разработкой золотых месторождений разрешалось заниматься потомственным и личным дворянам, купцам первой и второй гильдии и почетным гражданам.
Именно эта категория промышленников и дала впоследствии большую часть благотворителей Сибири, поэтому о золотодобыче следует дать небольшую справку.
Вплоть до революции 1917 года людей, занимающихся на территории края разработкой месторождений полезных ископаемых, созданием промышленных предприятий, не называли капиталистами. Сохранялся традиционный социальный титул промышленников – «купец».
Это понятие появилось в российском законодательстве в ХVIII веке и первоначально обозначало почти исключительно предпринимателя-торговца. По мере расширения и усложнения хозяйственной деятельности эта социальная группа объединила все виды предпринимательства. Вплоть до конца ХIХ века занятие торговлей или другим промыслом законодательно вводило в купеческое сословие. В купеческое сословие (разделенное с 1863 года на две гильдии) вступали, приобретая одновременно корпоративные и промысловые свидетельства. Купечество было единственным сословием, принадлежность к которому зависела исключительно от ежегодной уплаты определенной денежной суммы.
Стоимость гильдейских документов была сравнительно невысокой, но платеж за промысловое свидетельство и сопутствующие сборы достигали внушительной суммы. На купечество распространялись сословные права и льготы: право визита к императорскому двору, право ношения губернского мундира, право на получение орденов и медалей. Данные привилегии распространялись почти исключительно на купцов
I гильдии, составлявших «особый класс почетных людей в государстве». Состоявшие в этой корпорации не менее 12 лет могли получить «по уважению особенных заслуг в распространении торговли» звание коммерции советника, а за отличия по мануфактурной промышленности – мануфактур-советника.
Носители почетных званий, как и купцы, награжденные одним из орденов или находившиеся в I гильдии не менее 20 лет, имели право на высшее городское сословное звание – потомственного почетного гражданина.
Во второй половине XIX века золотопромышленность резко сократила свои объемы по сравнению с предыдущим периодом, но слухи о баснословных богатствах привлекали сюда массу переселенцев.
Хищнические методы разработки золотых рудников, когда «золото снимали сверху, а остальное погребали в отвалах», привело к закрытию многих рудников. Однако переселенческий поток не уменьшался. Отсутствие планомерной государственной помощи переселенцам приводило к тому, что, «входя в Сибирь, они начинают питаться подаяниями по деревням». Все налоги, идущие на пропитание переселенцев, падали на сибирских крестьян.
В 1890 году в Петербурге было создано общество вспомоществования переселенцам, но эта благотворительная организация не могла решить всех задач.
Колонизация Сибири переселенцами имела и положительную роль: осваивались земли, повышалась культура земледелия; увеличение населения содействовало развитию промышленности, созданию фабрик и заводов; рост числа русского населения способствовал усилению гражданских чувств у коренных народов.

Появлению школ Енисейская губерния полностью обязана православной церкви: в документах ХУIII в. упоминалось о школах при Туруханском и Енисейском мужских монастырях.
По губернской реформе от 7 ноября 1775 г., в городах разрешалось открывать школы общеобразовательного типа.
В 1780 г. в Красноярске была учреждена Русская школа. Содержание учебного плана пришлось по душе низшему сельскому духовенству, которое отправляло детей учиться, т.к. предметы велись на русском языке.

Рейтинг@Mail.ru