Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Кобра – жалит, министерство – мстит за ЕГЭ

Александр АДАМСКИЙВ апреле этого года российское правительство приняло постановление об оптимизации расходов федерального бюджета и создало даже специальную комиссию для реализации этого постановления. Депутат Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД, назвал эту комиссию «коброй», что соответствует не только аббревиатуре (Комиссия по Оптимизации Бюджетных Расходов), но и очень точно по немедленным последствиям – по крайней мере в образовании.
На самом деле намерение очень благородное: избавить федеральный бюджет от «лишнего» груза, сделать все обязательства государства выполнимыми.
Кто же против?
Жить надо по средствам – как работаем, так и тратим. Есть деньги на науку – тратим на исследования и конференции, нет денег на науку – все равно тратим деньги, только теперь на содержание научных институтов и академий.
Правда, и в этом направлении намечаются определенные подвижки: в академической среде активно обсуждаются слухи о закрытии институтов, которые возглавляли ученики В.Давыдова – Ю.Громыко, В.Слободчиков и В.Кудрявцев. Конечно, это случайное совпадение; конечно, речь идет не о закрытии, а о слиянии с другими; конечно, к этим институтам есть масса претензий, и надо сказать, что результативность научных работ всегда вызывает неоднозначные оценки. Как оценить продуктивность теоретических разработок? Количеством публикаций? Объемом монографий? Числом отчетов?.. И, конечно, похвально стремление академии преобразоваться и перегруппировать свои институты для большей эффективности и экономии средств.
Но неужели наследие великого русского ученого Василия Давыдова попало в такие руки, что объектами реструктуризации стали именно научные центры, возглавляемые его учениками?
Не давая оценку этим решениям, мы бы хотели привлечь внимание и самих участников, и научной и педагогической общественности к этой теме, потому что на самом деле под флагом оптимизации науки вместе с водой иногда выплескивался и ребенок.
Но это не единственный пример.
Министерство образования так же активно включилось в реализацию планов сокращения федеральных расходов. Всем известна бурная дискуссия по поводу передачи на региональный уровень образовательных учреждений начального профессионального образования. У регионов нет средств на содержание этих учебных заведений, а сами они в большинстве на рынке образовательных услуг не продержатся – ни по уровню образовательных программ (ориентированных на старты, а не на реальные потребности рынка труда), ни по уровню подготовки своих кадров, ни по уровню оборудования. Так что в ближайшее время нас ждет обрушение системы начального профобразования, а значит – вынужденный переход на внутрифирменную подготовку кадров для малого бизнеса и промышленных предприятий.
Вообще по поводу приставки «федеральная» у ведомства наблюдается болезненная реакция. Недавно прошла довольно бурная дискуссия по поводу того, насколько правомочно называться «федеральными» экспериментальным площадкам, которые ведут работу не по темам министерских управлений, а по собственным инициативам. Чиновные эксперты считают, что никаких выгод от инициативных проектов федеральному ведомству нет. Нет даже и заказа на эти инициативы, поэтому статус «федеральные» им ни к чему.
Такой подход уже был продемонстрирован – не к площадкам, которые ведут поиск новых путей в образовании, а к очень известной и давно зарекомендовавшей себя школе. Речь идет о лицее в поселке Текос Краснодарского края – школе, которую создал вместе со своими учениками известный педагог, академик Михаил Щетинин.
Это образовательное учреждение финансировалось из федерального бюджета. «КОБРа» атаковала школу Щетинина и предписала подготовить документы для передачи на региональный уровень.
Драматизм этой истории еще и в том, что у М.Щетинина не сложились, мягко говоря, отношения с кубанскими властями, и для тех, кто знаком со спецификой края и особенностями философско-мировоззренческой системы Щетинина, здесь ничего удивительного нет.
С М.П.Щетининым можно соглашаться во взглядах, можно спорить, но одно дело – концептуальные дискуссии, другое – признание несомненной эффективности созданной им школы и уникальности самого лицея.
Депутат О.Смолин, неоднократно бывавший в Текосе и хорошо изучивший лицейский опыт, заявил, что, несмотря на то что его взгляды не совпадают с щетининскими, он всегда будет поддерживать и защищать этот уникальный образовательный проект.
Кстати говоря, этой же позиции много лет придерживался и автор министерского письма, согласно которому лицей намечено передать в регион, – первый заместитель министра образования В.Болотов. И он, как никто другой, хорошо понимает, что эта «оптимизация» приведет к гибели уникальной школы.
А в мае М.Щетинин отказался принимать участие в эксперименте министерства по единому государственному экзамену. В том самом эксперименте, который курирует В.Болотов, так настаивающий на лишении лицея М.Щетинина федерального статуса. Случайность?
Эвриканские площадки, мягко говоря, не во всем поддерживают министерство в его линии. И что, тоже могут «случайно» лишиться приставки «федеральные»?
...Экономия на такой «оптимизации» копеечная. А вот повод показать, кто в школьном доме хозяин, и построить всех для единого движения общим строем к указанной «сверху» цели – удачный.
По словам учеников текосского лицея, встречавшихся с министром В.Филипповым по поводу федерального статуса школы, они услышали: «Какая от вас польза государству, вы даже в ЕГЭ не участвуете!»
Не могу в это поверить. Что-то не так расслышали. Дети ведь...

Рейтинг@Mail.ru