Александр АДАМСКИЙ
Кобра – жалит, министерство – мстит за
ЕГЭ
В апреле этого года
российское правительство приняло постановление
об оптимизации расходов федерального бюджета и
создало даже специальную комиссию для
реализации этого постановления. Депутат Олег
Смолин, заместитель председателя Комитета по
образованию и науке ГД, назвал эту комиссию
«коброй», что соответствует не только
аббревиатуре (Комиссия по Оптимизации Бюджетных
Расходов), но и очень точно по немедленным
последствиям – по крайней мере в образовании.
На самом деле намерение очень благородное:
избавить федеральный бюджет от «лишнего» груза,
сделать все обязательства государства
выполнимыми.
Кто же против?
Жить надо по средствам – как работаем, так и
тратим. Есть деньги на науку – тратим на
исследования и конференции, нет денег на науку –
все равно тратим деньги, только теперь на
содержание научных институтов и академий.
Правда, и в этом направлении намечаются
определенные подвижки: в академической среде
активно обсуждаются слухи о закрытии институтов,
которые возглавляли ученики В.Давыдова – Ю.Громыко,
В.Слободчиков и В.Кудрявцев. Конечно, это
случайное совпадение; конечно, речь идет не о
закрытии, а о слиянии с другими; конечно, к этим
институтам есть масса претензий, и надо сказать,
что результативность научных работ всегда
вызывает неоднозначные оценки. Как оценить
продуктивность теоретических разработок?
Количеством публикаций? Объемом монографий?
Числом отчетов?.. И, конечно, похвально стремление
академии преобразоваться и перегруппировать
свои институты для большей эффективности и
экономии средств.
Но неужели наследие великого русского ученого
Василия Давыдова попало в такие руки, что
объектами реструктуризации стали именно научные
центры, возглавляемые его учениками?
Не давая оценку этим решениям, мы бы хотели
привлечь внимание и самих участников, и научной и
педагогической общественности к этой теме,
потому что на самом деле под флагом оптимизации
науки вместе с водой иногда выплескивался и
ребенок.
Но это не единственный пример.
Министерство образования так же активно
включилось в реализацию планов сокращения
федеральных расходов. Всем известна бурная
дискуссия по поводу передачи на региональный
уровень образовательных учреждений начального
профессионального образования. У регионов нет
средств на содержание этих учебных заведений, а
сами они в большинстве на рынке образовательных
услуг не продержатся – ни по уровню
образовательных программ (ориентированных на
старты, а не на реальные потребности рынка труда),
ни по уровню подготовки своих кадров, ни по
уровню оборудования. Так что в ближайшее время
нас ждет обрушение системы начального
профобразования, а значит – вынужденный переход
на внутрифирменную подготовку кадров для малого
бизнеса и промышленных предприятий.
Вообще по поводу приставки «федеральная» у
ведомства наблюдается болезненная реакция.
Недавно прошла довольно бурная дискуссия по
поводу того, насколько правомочно называться
«федеральными» экспериментальным площадкам,
которые ведут работу не по темам министерских
управлений, а по собственным инициативам.
Чиновные эксперты считают, что никаких выгод от
инициативных проектов федеральному ведомству
нет. Нет даже и заказа на эти инициативы, поэтому
статус «федеральные» им ни к чему.
Такой подход уже был продемонстрирован – не к
площадкам, которые ведут поиск новых путей в
образовании, а к очень известной и давно
зарекомендовавшей себя школе. Речь идет о лицее в
поселке Текос Краснодарского края – школе,
которую создал вместе со своими учениками
известный педагог, академик Михаил Щетинин.
Это образовательное учреждение финансировалось
из федерального бюджета. «КОБРа» атаковала школу
Щетинина и предписала подготовить документы для
передачи на региональный уровень.
Драматизм этой истории еще и в том, что у М.Щетинина
не сложились, мягко говоря, отношения с
кубанскими властями, и для тех, кто знаком со
спецификой края и особенностями философско-мировоззренческой
системы Щетинина, здесь ничего удивительного нет.
С М.П.Щетининым можно соглашаться во взглядах,
можно спорить, но одно дело – концептуальные
дискуссии, другое – признание несомненной
эффективности созданной им школы и уникальности
самого лицея.
Депутат О.Смолин, неоднократно бывавший в Текосе
и хорошо изучивший лицейский опыт, заявил, что,
несмотря на то что его взгляды не совпадают с
щетининскими, он всегда будет поддерживать и
защищать этот уникальный образовательный проект.
Кстати говоря, этой же позиции много лет
придерживался и автор министерского письма,
согласно которому лицей намечено передать в
регион, – первый заместитель министра
образования В.Болотов. И он, как никто другой,
хорошо понимает, что эта «оптимизация» приведет
к гибели уникальной школы.
А в мае М.Щетинин отказался принимать участие в
эксперименте министерства по единому
государственному экзамену. В том самом
эксперименте, который курирует В.Болотов, так
настаивающий на лишении лицея М.Щетинина
федерального статуса. Случайность?
Эвриканские площадки, мягко говоря, не во всем
поддерживают министерство в его линии. И что,
тоже могут «случайно» лишиться приставки
«федеральные»?
...Экономия на такой «оптимизации» копеечная. А
вот повод показать, кто в школьном доме хозяин, и
построить всех для единого движения общим строем
к указанной «сверху» цели – удачный.
По словам учеников текосского лицея,
встречавшихся с министром В.Филипповым по поводу
федерального статуса школы, они услышали: «Какая
от вас польза государству, вы даже в ЕГЭ не
участвуете!»
Не могу в это поверить. Что-то не так расслышали.
Дети ведь...
|