Симон СОЛОВЕЙЧИК
Дайте детям другую жизнь
Портрет в
вестибюле
Дети, как известно, получаются или хорошие, или
плохие.
Когда они вырастают хорошими, то в семье радуются
и школа гордится. Мама с папой понимают, что это
они воспитали хорошего ребенка, а школа считает,
что это она дала ему такое хорошее образование и
воспитание. Поэтому-то школы и стремятся набрать
беспроблемных детей. Каждый талантливый ребенок
послужит школе украшением, и, возможно, когда-нибудь
его портрет можно будет вывесить в вестибюле –
там, где обычно стоят спортивные кубки.
Но если ребенок с проблемами, если он плохо
учится и дурно ведет себя, то начинается
бесстыдное переваливание вины. «Надо больше
заниматься сыном», – требует школа от мамы. Мама
же считает, что во всем виновата школа. Что это
она испортила ее превосходного мальчика. «Я
отдала его вам, вот и воспитывайте. За что вам
только деньги платят?»
Вот об этом-то и идет спор: за что вам деньги
платят? Школа или семья отвечает за воспитание
детей? Куда выгоднее вкладывать те небольшие
деньги, которые идут на воспитание и образование
детей, – в семью или в школу?
Как и во всех неразрешимых противоречиях,
попеременно побеждает то одна, то другая сторона.
Американцы, увидев, что никакие денежные
вливания не вызывают в школе существенных
перемен, повернулись лицом к семье. Как всегда в
таких случаях, сейчас же находятся психологи и
социологи, которые доказывают, что только семья
влияет на воспитание и на судьбу ребенка, а школа
может очень мало. Почему же тогда учителя
стараются создать школу получше, а родители
стараются отдать детей в лучшие школы?
Время на ребенка
Мы хвалим Царскосельский лицей, в котором учился
Пушкин. Мы пытаемся понять причины великолепного
воспитания, которое стало едва ли не
национальным эталоном, но мы редко упоминаем при
этом, что лицеисты – сверстники и товарищи
будущего великого поэта – проводили в Царском
Селе круглые сутки, круглый год и даже не один год.
Знаете ли вы, что у них и каникул-то не было, что их
полностью оторвали от семьи, чтобы исключить ее
дурное влияние на воспитанников? И все
знаменитое аристократическое воспитание в
Англии держалось и держится на закрытых учебных
заведениях, на интернатах.
И все великие педагоги: Песталоцци, Ушинский,
Корчак, Макаренко – воспитывали детей в
интернатах. Без семьи.
Но наш эксперимент с интернатами, которые
насаждались в начале шестидесятых годов с тем же
размахом, что и кукуруза, закончился плачевно. Об
интернатах, хотя они и спасают огромное
количество детей, лучше не говорить. Лишь
немногие из них могут служить образцом.
Остальные превратились в детские дома худшего
рода.
Лудить, паять...
Но что может сделать школа для ребенка, который
растет в дурных условиях, у грубых родителей с
дурными характерами? У крикливой матери, у отца-деспота?
Мы говорили о программах и методах, и это важный
разговор, но хотя бы десятую часть всех наших
педагогических размышлений стоит потратить на
ту самую главную человеческую проблему: что
сделать для ребенка, которому в семье плохо?
Привычные ответы в современном духе – создать
какую-то специальную школу. Школу для бедных,
школу для несчастных, школу для отсталых, школу
коррекции. У нас очень гордятся тем, что в
Российской академии образования нет больше
института дефектологии, а вместо него создан
институт коррекционной педагогики.
Коррекция. Исправление – вот слово, которое
буквально овладевает умами педагогов. Кажется,
скоро на дверях учебных заведений будут писать
не «школа», а «коррекция».
Исправить! Все что угодно исправить: слабые
способности, неуживчивый характер, излишнюю
мечтательность, рассеянное внимание,
индивидуализм – все исправим. В представлении
многих людей школа выглядит как некое бюро
ремонта, которое починит все ошибки природы и
общества. Так и слышишь давно забытый крик:
«Лудить, паять, кастрюльки починять!» Родители
относятся к ребенку, как к неудачно купленной
вещи: холодильник плохо работает, и если нельзя
подать рекламацию и заменить его, то, может быть,
по крайней мере кто-нибудь его починит?
Теории не оправдались
Не опасно ли все это?
Нет, следует с полным уважением отнестись к
намерениям благородных и честных людей, которые
видят ребенка в беде и стремятся хоть чем-нибудь
ему помочь, и притом немедленно. Мы вовсе не
призываем сейчас же закрыть все классы коррекции
и прекратить все исследования и опыты в этом
направлении. Речь идет о другом. Может быть, нам
надо перестать надеяться на идеальную семью, а
примириться с той, которая есть, и подумать, что
может сделать школа для ребенка в существующих
условиях, до того времени, когда наступит рай на
земле и все родители станут благонравными людьми?
Школа должна создавать детям другой мир.
Все теории, по которым школа должна учить жизни,
то есть приучать детей к жизненной борьбе, к
жесткому сражению за место под солнцем, – все эти
теории, столь модные в начале века, не оправдали
себя. То есть школа конечно же должна учить жизни,
но по-другому, не прямо, не воссоздавая ту жизнь,
которая бурлит за ее стенами, а создавая какое-то
свое особое педагогическое пространство, в
котором ребенку было бы хорошо.
Если ребенок хорошо чувствует себя в школе, вот
это и значит, что он учится жить, потому что
только в теплой, не побоимся сказать – тепличной
атмосфере, в полной безопасности, в любви
созревают те нравственные силы, которые
необходимы человеку, чтобы он мог достойно
пройти нелегкий жизненный путь, не падал духом ни
в беде, ни в страдании, умел управляться с самим
собой, любил людей, стремился понять смысл жизни.
Это все не умственные вещи. Сердечные. Воспитание
сердца не всегда связано с воспитанием ума. Ум
зависит от учителей и учебников, сердце мужает и
учится любить только с теплом и духом школы (если
мы говорим именно о роли школы, а не семьи).
И как же все-таки создать для детей другую жизнь в
школе? Как спасти наших детей?
|