Александр АДАМСКИЙ
Результат образования – готовность к
переменам
Вечная история:
общество не готово к инновациям, а власти
пытаются провести реформы невзирая на эту
неготовность.
Власти принимают «правильное» решение,
перенимая зарубежный опыт или доверяя
собственным отечественным экспертам, но при этом
простые люди, привыкшие жить по-старому, как
правило, не понимают, чего от них хотят.
Но считается, что именно им станет лучше, если эти
перемены произойдут.
В тоталитарном обществе диктатор отдает приказ,
и все как один исполняют волю вождя. А советская
власть и диктатура компартии так приучили
население к «правильным» решениям «сверху», что
и сегодня у большинства граждан сохранилась
острая потребность в сильном влиянии начальства.
И если что-то не так – не платят зарплату или,
наоборот, повышают плату за тепло или
электричество, – граждане начинают требовать
жесткого, властного распоряжения, согласно
которому необходимо выплатить зарплату или
снизить тарифы.
И по отношению к школе так же. Надо честно
признаться, что общество негативно относится к
образовательным переменам.
При том что граждане видят, как рушатся стены
школ и бедствуют учителя. Граждане терпят
попрошайничество со стороны школы и в то же время
смирились с коррупцией при поступлении в вузы.
Но общество видит причину школьных бед не в том,
что система устарела и не справляется с
современными вызовами, а, наоборот, в том, что
разрушены устои.
За последние месяцы мне пришлось много общаться
с участниками программы подготовки общественных
управляющих – в разных регионах, с разными
людьми. От успешных предпринимателей до
служителей культа, от политиков до рабочих, –
подавляющее большинство этих людей склонно
считать, что нынешняя система образования крайне
неэффективна и с образовательной, и с
экономической точек зрения.
При этом многие из них сочувственно относятся к
инновациям в образовании: новому содержанию
образования, проектным методам, личностному
развитию и т.д.
Но это – элита образовательной общественности.
Те, кого лидеры инновационного движения нашли и
уговорили стать общественными управляющими
образования, новыми попечителями.
А когда в школе директор или учителя начинают
обсуждать цели образования, родители не понимают,
зачем нужны перемены. Люди в большинстве своем
хотят не реформ и перемен, а возвращения к
прежним порядкам в школе.
Недавно на родительском собрании в очень
инновационной школе мама будущего
первоклассника спросила директора: «Вы
гарантируете мне, что мой мальчик после вашей
школы поступит в институт?»
Если директор гарантирует – мама на все согласна.
И на развитие, и на самореализацию, и на
диалектическое мышление, и на проектирование, и
на все что угодно – лишь бы поступил.
Мы смогли изменить наше собственное
представление об образовании.
Но предельные задачи школы в глазах граждан
остались прежними.
Модернизация не во внутренних переменах в
системе образования, это не армия и не ЖКХ. Если
представления родителей и вообще граждан о
предельных задачах школы останутся такими же,
какими они были в 70-х годах прошлого века, то все
проекты модернизации будут лишь усиливать
негативные эффекты школы. И это уже происходит с
ЕГЭ. И будет происходить со стандартами. И с
профилями, и даже с компьютеризацией.
Неэффективная (с экономической и гуманитарной
точек зрения) система перехода в вуз – отбор
наиболее достойных вместо приема всех желающих,
имеющих школьный аттестат, – порождает
устойчивый предрассудок родителей: хорошая
школа – это такая школа, которая готовит в вуз. И
пока в вуз принимают по уровню соответствия с
образцом, школа не изменится.
И не станет ни школой развития, ни школой
самореализации, ни школой культуры.
Точнее, станет – но тогда надо объявить
независимость от родителей, вообще от
общественного мнения, от гражданского влияния. И
честно сказать себе, что, пока общество остается
в плену реакционных установок, пока родители
будут требовать от школы уровня обученности и
готовности к поступлению в вуз, они лишаются
права на управление школой и мы действуем
самостоятельно.
Потому что общественное управление – это не
механическое делегирование совету
образовательного учреждения полномочий. Ну-ка
попробуйте, передайте совету школы полномочия
контроля и управления – в каждой школе, в
обязательном порядке! В течение следующего
учебного года! А кто не передаст – не аттестуют.
Даже не хочу занимать место на полосе описанием
того, что произойдет.
Но выращивание общественного управления – это
не создание структур, это труднейшая работа по
изменению роли образования в общественной жизни.
Через гражданскую элиту – в том числе и через
политиков, и через СМИ, и через продвинутых
родителей – создание нового общественного
видения школы. Точнее, новых разных видений, а не
одного на всех, стандартного.
...Общество настроено агрессивно по отношению к
школе. Граждане относятся к школе потребительски
– так же, как школа к своим ученикам.
Можем ли мы предложить обществу не только
технические проекты модернизации, но прежде
всего другую миссию школы?
Не придумать и утвердить в виде очередной
концепции на очередном всероссийском совещании,
а выдвинуть в качестве задачи общенациональной и
в то же время дающей возможность каждому
гражданину жить в обществе, построенном на
образовании.
Можем?
|