Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Результат образования – готовность к переменам

Александр АДАМСКИЙВечная история: общество не готово к инновациям, а власти пытаются провести реформы невзирая на эту неготовность.
Власти принимают «правильное» решение, перенимая зарубежный опыт или доверяя собственным отечественным экспертам, но при этом простые люди, привыкшие жить по-старому, как правило, не понимают, чего от них хотят.
Но считается, что именно им станет лучше, если эти перемены произойдут.
В тоталитарном обществе диктатор отдает приказ, и все как один исполняют волю вождя. А советская власть и диктатура компартии так приучили население к «правильным» решениям «сверху», что и сегодня у большинства граждан сохранилась острая потребность в сильном влиянии начальства.
И если что-то не так – не платят зарплату или, наоборот, повышают плату за тепло или электричество, – граждане начинают требовать жесткого, властного распоряжения, согласно которому необходимо выплатить зарплату или снизить тарифы.
И по отношению к школе так же. Надо честно признаться, что общество негативно относится к образовательным переменам.
При том что граждане видят, как рушатся стены школ и бедствуют учителя. Граждане терпят попрошайничество со стороны школы и в то же время смирились с коррупцией при поступлении в вузы.
Но общество видит причину школьных бед не в том, что система устарела и не справляется с современными вызовами, а, наоборот, в том, что разрушены устои.
За последние месяцы мне пришлось много общаться с участниками программы подготовки общественных управляющих – в разных регионах, с разными людьми. От успешных предпринимателей до служителей культа, от политиков до рабочих, – подавляющее большинство этих людей склонно считать, что нынешняя система образования крайне неэффективна и с образовательной, и с экономической точек зрения.
При этом многие из них сочувственно относятся к инновациям в образовании: новому содержанию образования, проектным методам, личностному развитию и т.д.
Но это – элита образовательной общественности. Те, кого лидеры инновационного движения нашли и уговорили стать общественными управляющими образования, новыми попечителями.
А когда в школе директор или учителя начинают обсуждать цели образования, родители не понимают, зачем нужны перемены. Люди в большинстве своем хотят не реформ и перемен, а возвращения к прежним порядкам в школе.
Недавно на родительском собрании в очень инновационной школе мама будущего первоклассника спросила директора: «Вы гарантируете мне, что мой мальчик после вашей школы поступит в институт?»
Если директор гарантирует – мама на все согласна. И на развитие, и на самореализацию, и на диалектическое мышление, и на проектирование, и на все что угодно – лишь бы поступил.
Мы смогли изменить наше собственное представление об образовании.
Но предельные задачи школы в глазах граждан остались прежними.
Модернизация не во внутренних переменах в системе образования, это не армия и не ЖКХ. Если представления родителей и вообще граждан о предельных задачах школы останутся такими же, какими они были в 70-х годах прошлого века, то все проекты модернизации будут лишь усиливать негативные эффекты школы. И это уже происходит с ЕГЭ. И будет происходить со стандартами. И с профилями, и даже с компьютеризацией.
Неэффективная (с экономической и гуманитарной точек зрения) система перехода в вуз – отбор наиболее достойных вместо приема всех желающих, имеющих школьный аттестат, – порождает устойчивый предрассудок родителей: хорошая школа – это такая школа, которая готовит в вуз. И пока в вуз принимают по уровню соответствия с образцом, школа не изменится.
И не станет ни школой развития, ни школой самореализации, ни школой культуры.
Точнее, станет – но тогда надо объявить независимость от родителей, вообще от общественного мнения, от гражданского влияния. И честно сказать себе, что, пока общество остается в плену реакционных установок, пока родители будут требовать от школы уровня обученности и готовности к поступлению в вуз, они лишаются права на управление школой и мы действуем самостоятельно.
Потому что общественное управление – это не механическое делегирование совету образовательного учреждения полномочий. Ну-ка попробуйте, передайте совету школы полномочия контроля и управления – в каждой школе, в обязательном порядке! В течение следующего учебного года! А кто не передаст – не аттестуют.
Даже не хочу занимать место на полосе описанием того, что произойдет.
Но выращивание общественного управления – это не создание структур, это труднейшая работа по изменению роли образования в общественной жизни. Через гражданскую элиту – в том числе и через политиков, и через СМИ, и через продвинутых родителей – создание нового общественного видения школы. Точнее, новых разных видений, а не одного на всех, стандартного.
...Общество настроено агрессивно по отношению к школе. Граждане относятся к школе потребительски – так же, как школа к своим ученикам.
Можем ли мы предложить обществу не только технические проекты модернизации, но прежде всего другую миссию школы?
Не придумать и утвердить в виде очередной концепции на очередном всероссийском совещании, а выдвинуть в качестве задачи общенациональной и в то же время дающей возможность каждому гражданину жить в обществе, построенном на образовании.
Можем?

Рейтинг@Mail.ru