Дмитрий РАСТИМЕШИН
Образовательное ведомство уступает
православному
“Господь охотнее терпит тех,
кто его вовсе отрицает,
чем тех, кто его компрометирует”.
В.Шербюлье
В последнем номере (№ 12/2003) официального
издания Министерства образования РФ было
опубликовано письмо за подписью министра
Филиппова В.М. от 13 февраля 2003 года № 01–51–013ин “О
дополнительных разъяснениях к письму
Минобразования России от 22.10.02 №14–52–876ин/16 “О
примерном содержании курса “Основы
православной культуры”.
Отдельные положения данного письма на первый
взгляд могут показаться исправлением ошибки,
связанной с попыткой поставить российские
общеобразовательные учреждения под знамена
православия, которая была сделана ранее. Однако
некоторые положения документа настораживают и в
очередной раз свидетельствуют о том, что
Министерство образования РФ настойчиво внедряет
“эксперимент”, а православное ведомство
продолжает использовать образовательное в своей
борьбе за школу.
Мы оставляем за скобками рассуждения об
использовании возможностей различных
религиозных конфессий в решении социально
значимых задач. Однако после прочтения данного
письма на заданную тему остаются два вопроса: во-первых,
почему именно православие и, во-вторых, почему за
счет налогоплательщиков?
Пункт первый публикуемого документа содержит
традиционное дежурное оправдание мотивации
разработки данного курса – якобы он подготовлен
“по просьбам трудящихся”. Упоминается работа
совместного Координационного совета
Министерства образования РФ и Московской
Патриархии. То есть упоминается практически
антиконституционная практика координации
деятельности религиозного института одной из
многочисленных конфессий с образовательным
ведомством государства. Непонятно лишь, по какой
причине из федерального бюджета не
финансируется, например, аналогичная
координационная работа с Главным духовным
управлением буддистов России.
В пункте 2 министр предлагает варианты
финансирования преподавания данного курса: за
счет учредителя... либо за счет того же учредителя.
То есть муниципалитета. А с учетом того, что 90
процентов муниципалитетов дотационные, то в
конце концов за счет госбюджета. В этом же пункте
даны точные “рекомендательные” указания, каким
образом правильно осуществлять оформление
данного курса в каждой конкретной школе, каждому
районному управлению образования.
Невольно напрашивается сравнение с недавним
введением ЕГЭ в качестве похожего
“эксперимента”. При этом декларируется право
выбора каждого родителя или ребенка!
В пункте 4 письма содержится предательская
оговорка ведомства о том, что содержание курса (который,
исходя из предыдущих пунктов того же документа,
является будто бы добровольным и вводится только
по решению органа общественного управления
школой и с согласия родителей) самостоятельно
определяют уже не родители, а педагогический
коллектив.
То есть речь идет уже не только о религиозном
образовании обучаемых (воспитанников), а о
необходимости религиозной образованности
педагогов.
По неизвестной причине не указывается, на чьи
деньги должны проводиться подготовка и
переподготовка педагогических кадров. При
отсутствии пока государственной системы
подготовки кадров по данной специальности, при
отсутствии методического сопровождения.
Открывается дорога в школу для
священнослужителей?..
Вызывает удивление обещание Министерства
образования РФ за счет средств федерального
бюджета переработать содержание “Примерной
программы курса” “Основы православной
культуры”.
В 5 пункте письма содержится откровенная “бизнес-оговорка”
министра, обозначающая недопустимость
преподавания курса православной культуры по
иной учебной литературе, кроме рекомендованной
или допущенной Министерством образования.
Предпоследний абзац выдает фактическую
тенденциозность и протекционизм министерского
письма: лишь “факультативно” и вскользь
упоминая, что Россия многонациональна, в связи с
чем, очевидно, Министерство образования к 2003–2004
годам вынуждено будет все-таки разработать
примерную программу и учебную литературу по
предмету “История и культура мировых религий”.
Несмотря на то что он уже с десяток лет читается в
российских школах и без рекомендованных
федеральным министерством примерных курсов.
|