Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2003


Школа и церковь


Дмитрий РАСТИМЕШИН

Образовательное ведомство уступает православному

“Господь охотнее терпит тех,
кто его вовсе отрицает,
чем тех, кто его компрометирует”.

В.Шербюлье

В последнем номере (№ 12/2003) официального издания Министерства образования РФ было опубликовано письмо за подписью министра Филиппова В.М. от 13 февраля 2003 года № 01–51–013ин “О дополнительных разъяснениях к письму Минобразования России от 22.10.02 №14–52–876ин/16 “О примерном содержании курса “Основы православной культуры”.
Отдельные положения данного письма на первый взгляд могут показаться исправлением ошибки, связанной с попыткой поставить российские общеобразовательные учреждения под знамена православия, которая была сделана ранее. Однако некоторые положения документа настораживают и в очередной раз свидетельствуют о том, что Министерство образования РФ настойчиво внедряет “эксперимент”, а православное ведомство продолжает использовать образовательное в своей борьбе за школу.
Мы оставляем за скобками рассуждения об использовании возможностей различных религиозных конфессий в решении социально значимых задач. Однако после прочтения данного письма на заданную тему остаются два вопроса: во-первых, почему именно православие и, во-вторых, почему за счет налогоплательщиков?
Пункт первый публикуемого документа содержит традиционное дежурное оправдание мотивации разработки данного курса – якобы он подготовлен “по просьбам трудящихся”. Упоминается работа совместного Координационного совета Министерства образования РФ и Московской Патриархии. То есть упоминается практически антиконституционная практика координации деятельности религиозного института одной из многочисленных конфессий с образовательным ведомством государства. Непонятно лишь, по какой причине из федерального бюджета не финансируется, например, аналогичная координационная работа с Главным духовным управлением буддистов России.
В пункте 2 министр предлагает варианты финансирования преподавания данного курса: за счет учредителя... либо за счет того же учредителя. То есть муниципалитета. А с учетом того, что 90 процентов муниципалитетов дотационные, то в конце концов за счет госбюджета. В этом же пункте даны точные “рекомендательные” указания, каким образом правильно осуществлять оформление данного курса в каждой конкретной школе, каждому районному управлению образования.
Невольно напрашивается сравнение с недавним введением ЕГЭ в качестве похожего “эксперимента”. При этом декларируется право выбора каждого родителя или ребенка!
В пункте 4 письма содержится предательская оговорка ведомства о том, что содержание курса (который, исходя из предыдущих пунктов того же документа, является будто бы добровольным и вводится только по решению органа общественного управления школой и с согласия родителей) самостоятельно определяют уже не родители, а педагогический коллектив.
То есть речь идет уже не только о религиозном образовании обучаемых (воспитанников), а о необходимости религиозной образованности педагогов.
По неизвестной причине не указывается, на чьи деньги должны проводиться подготовка и переподготовка педагогических кадров. При отсутствии пока государственной системы подготовки кадров по данной специальности, при отсутствии методического сопровождения. Открывается дорога в школу для священнослужителей?..
Вызывает удивление обещание Министерства образования РФ за счет средств федерального бюджета переработать содержание “Примерной программы курса” “Основы православной культуры”.
В 5 пункте письма содержится откровенная “бизнес-оговорка” министра, обозначающая недопустимость преподавания курса православной культуры по иной учебной литературе, кроме рекомендованной или допущенной Министерством образования.
Предпоследний абзац выдает фактическую тенденциозность и протекционизм министерского письма: лишь “факультативно” и вскользь упоминая, что Россия многонациональна, в связи с чем, очевидно, Министерство образования к 2003–2004 годам вынуждено будет все-таки разработать примерную программу и учебную литературу по предмету “История и культура мировых религий”. Несмотря на то что он уже с десяток лет читается в российских школах и без рекомендованных федеральным министерством примерных курсов.

Рейтинг@Mail.ru