Симон СОЛОВЕЙЧИК
Черная метка и День судьбы
ДЕЛО ИДЕТ К
КОНЦУ – к концу четверти, к концу учебного года, а
для многих – к окончанию школы.
Все принимаемые в конце учебного года решения –
это решения о судьбе ребенка: что с ним будет
дальше? По прямому ли, по кривому ли пути пойдет
если не вся его жизнь, то во всяком случае юность?
Оставили на второй год – в семье ощущение беды,
сам подросток чувствует себя несчастным, жизнь
ему немила, и неизвестно, станет ли он учиться
дальше, найдет ли в себе силы приспособиться к
нелегкой жизни второгодника.
Не взяли в десятый – значит, выброшен из ушедшего
дальше поезда. Человек без места – легко ли ему?
Не дали должного аттестата, сорвали все планы,
отметили на всю жизнь как худшего в классе – тоже
не всякий справится.
Школа – коварное дело для иного ребенка. Все
вместе, всем весело, предупреждения учителей не
кажутся серьезными; но наступает мгновение, и
учитель приобретает огромную власть над твоей
жизнью, и теперь уже ты перед ним беззащитен,
потому что на его стороне закон. И вот все
остались вместе, классом, а ты один.
Но и учителю нелегко принимать трудные решения!
Закон законом, да ведь учитель не судья, а ученик
не подсудимый; он обычный человек, который почему-то
не хочет или не может учиться. К тому же всякого
совестливого учителя одолевают сомнения: а сам
ли мальчишка виноват в том, что плохо учится?
Может быть, в другой школе, у других учителей
судьба его сложилась бы иначе? А если ему тяжело в
семье, за что же его теперь еще и школа наказывает?
А с другой стороны, забота о чести школы, о
будущих ее учениках. Если во всем потакать
двоечнику, если переводить его, ничего не
знающего, из класса в класс, то что же будет со
школой? Пожалели одного – другим соблазн: значит,
можно и не учиться, все равно переведут, все равно
выпустят, все равно дадут бумажку.
Слом судьбы, сама возможность такого слома,
власть школы над будущим ребенка и есть тот самый
страшный страх, которым школа держит многих
учеников во все время учения. Двойка – ну и что
двойка? Но она своего рода черная метка,
предупреждение, напоминание о конечном страхе.
На этом страхе, пусть даже и глубоко запрятанном,
миллионы детей выучивались и становились людьми.
Многие родители и ценят школу лишь по одному
показателю: как она поддерживает в ребенке страх
перед будущим, страх за судьбу. Пугает – хорошая,
крепкая школа; не умеет напугать – слабая школа,
бесполезная, плохая.
Вся прежняя официальная педагогика требований и
наказаний опиралась в конечном счете лишь на
одно человеческое чувство – чувство страха.
Педагогика эта давала видимые результаты,
которые теперь преподносятся как достижения
советской школы, чуть ли не лучшей в мире.
И у многих людей опасения: если мы начнем строить
новую школу, в которой страх будет сведен до
минимума, – получится ли?
И вот наступает день “икс” – день платы и
расплаты.
Для большинства это счастливый день. Все труды
позади, школа платит по этим трудам
свидетельствами, дающими определенные права,
благополучным переводом в следующий класс.
Но подумаем о тех детях, которые не справились с
государственным уроком и теперь должны
расплачиваться за прошлые свои грехи перед
школой.
Как быть учителю?
Для иного педагога это день долгожданной мести.
Сколько ты надо мной издевался, сколько ты мне
крови попортил, сколько я с тобой мучилась,
сколько раз я тебя предупреждала, что дело
кончится плохо, – и вот получай!
Такие учителя непреклонны на педсоветах. Им
необходимо, чтобы справедливость
восторжествовала и виновный не ушел от ответа.
Сегодняшняя расправа поможет им входить в класс
в будущем году. Им не кажется, что они мстят, нет,
они поддерживают порядок, они укрепляют главную
силу школы – страх.
Иные, голосуя на педсовете, вообще ни о чем не
думают. Ребенка нет перед ними, есть лишь
сведения: столько-то двоек, столько-то прогулов,
столько-то нарушений дисциплины. Список
внушительный, а закон есть закон.
Интересы школы многим кажутся важнее интересов
одного ребенка, его судьбы.
Отчего такие мучения, отчего учитель поставлен в
двусмысленное положение и должен делать тяжелый
выбор?
Причина во всем устройстве нашей школы, которая
хороша лишь для успевающих, для подчиняющихся,
для способных и совершенно не знает, что ей
делать с ребенком, который с тяжелой (лучшей в
мире!) программой не справляется.
В английской школе, тоже, кстати сказать, не самой
плохой, выпускник в двух старших классах изучает
лишь два предмета, выбранных им самим, и еще два –
как необязательные. У нас в выпускном
свидетельстве – полтора десятка предметов и по
каждому отметка.
Что это – требовательность, забота о
всестороннем развитии, подготовка к будущей
жизни? Или жестокость, пренебрежение к судьбе
подростка?
К счастью, школа добрее к ученикам, чем
инструкции и законы. На каждый школьный закон
есть определенная, хотя и не строго очерченная
зона всеми принимаемого беззакония – беззакония
в пользу ученика (а заодно и в пользу школы,
которая таким образом сохраняет свою репутацию в
глазах начальства).
Это невинное с виду спасительное беззаконие на
самом деле не так уж и невинно.
Основы жизни без соблюдения законов миллионы
наших детей получают в школе.
Так всегда и бывает, когда издаются законы,
соблюсти которые невозможно, – они-то и
подрывают всю законность в стране.
Надвигается стандарт – государственный,
обязательный, имеющий силу закона. Стандарт этот
будут обходить точно так же, как сегодня обходят
программы, в этом смысле ничего не изменится. Но
поле беззаконности увеличится во много раз, и
если сегодня учителя мучит совесть, то завтра он
будет преступником в глазах государства, да и в
своих собственных глазах. Сегодня он может
просто пожалеть мальчишку, завтра он скажет:
“Ничего не могу поделать, государственный закон,
государственный стандарт”.
Приближается День судьбы. Будем милостивы к
своим ученикам!
|