Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2003


Воспитание школы

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Черная метка и День судьбы

Симон СОЛОВЕЙЧИКДЕЛО ИДЕТ К КОНЦУ – к концу четверти, к концу учебного года, а для многих – к окончанию школы.
Все принимаемые в конце учебного года решения – это решения о судьбе ребенка: что с ним будет дальше? По прямому ли, по кривому ли пути пойдет если не вся его жизнь, то во всяком случае юность?
Оставили на второй год – в семье ощущение беды, сам подросток чувствует себя несчастным, жизнь ему немила, и неизвестно, станет ли он учиться дальше, найдет ли в себе силы приспособиться к нелегкой жизни второгодника.
Не взяли в десятый – значит, выброшен из ушедшего дальше поезда. Человек без места – легко ли ему?
Не дали должного аттестата, сорвали все планы, отметили на всю жизнь как худшего в классе – тоже не всякий справится.
Школа – коварное дело для иного ребенка. Все вместе, всем весело, предупреждения учителей не кажутся серьезными; но наступает мгновение, и учитель приобретает огромную власть над твоей жизнью, и теперь уже ты перед ним беззащитен, потому что на его стороне закон. И вот все остались вместе, классом, а ты один.
Но и учителю нелегко принимать трудные решения! Закон законом, да ведь учитель не судья, а ученик не подсудимый; он обычный человек, который почему-то не хочет или не может учиться. К тому же всякого совестливого учителя одолевают сомнения: а сам ли мальчишка виноват в том, что плохо учится? Может быть, в другой школе, у других учителей судьба его сложилась бы иначе? А если ему тяжело в семье, за что же его теперь еще и школа наказывает?
А с другой стороны, забота о чести школы, о будущих ее учениках. Если во всем потакать двоечнику, если переводить его, ничего не знающего, из класса в класс, то что же будет со школой? Пожалели одного – другим соблазн: значит, можно и не учиться, все равно переведут, все равно выпустят, все равно дадут бумажку.
Слом судьбы, сама возможность такого слома, власть школы над будущим ребенка и есть тот самый страшный страх, которым школа держит многих учеников во все время учения. Двойка – ну и что двойка? Но она своего рода черная метка, предупреждение, напоминание о конечном страхе. На этом страхе, пусть даже и глубоко запрятанном, миллионы детей выучивались и становились людьми. Многие родители и ценят школу лишь по одному показателю: как она поддерживает в ребенке страх перед будущим, страх за судьбу. Пугает – хорошая, крепкая школа; не умеет напугать – слабая школа, бесполезная, плохая.
Вся прежняя официальная педагогика требований и наказаний опиралась в конечном счете лишь на одно человеческое чувство – чувство страха. Педагогика эта давала видимые результаты, которые теперь преподносятся как достижения советской школы, чуть ли не лучшей в мире.
И у многих людей опасения: если мы начнем строить новую школу, в которой страх будет сведен до минимума, – получится ли?
И вот наступает день “икс” – день платы и расплаты.
Для большинства это счастливый день. Все труды позади, школа платит по этим трудам свидетельствами, дающими определенные права, благополучным переводом в следующий класс.
Но подумаем о тех детях, которые не справились с государственным уроком и теперь должны расплачиваться за прошлые свои грехи перед школой.
Как быть учителю?
Для иного педагога это день долгожданной мести. Сколько ты надо мной издевался, сколько ты мне крови попортил, сколько я с тобой мучилась, сколько раз я тебя предупреждала, что дело кончится плохо, – и вот получай!
Такие учителя непреклонны на педсоветах. Им необходимо, чтобы справедливость восторжествовала и виновный не ушел от ответа. Сегодняшняя расправа поможет им входить в класс в будущем году. Им не кажется, что они мстят, нет, они поддерживают порядок, они укрепляют главную силу школы – страх.
Иные, голосуя на педсовете, вообще ни о чем не думают. Ребенка нет перед ними, есть лишь сведения: столько-то двоек, столько-то прогулов, столько-то нарушений дисциплины. Список внушительный, а закон есть закон.
Интересы школы многим кажутся важнее интересов одного ребенка, его судьбы.
Отчего такие мучения, отчего учитель поставлен в двусмысленное положение и должен делать тяжелый выбор?
Причина во всем устройстве нашей школы, которая хороша лишь для успевающих, для подчиняющихся, для способных и совершенно не знает, что ей делать с ребенком, который с тяжелой (лучшей в мире!) программой не справляется.
В английской школе, тоже, кстати сказать, не самой плохой, выпускник в двух старших классах изучает лишь два предмета, выбранных им самим, и еще два – как необязательные. У нас в выпускном свидетельстве – полтора десятка предметов и по каждому отметка.
Что это – требовательность, забота о всестороннем развитии, подготовка к будущей жизни? Или жестокость, пренебрежение к судьбе подростка?
К счастью, школа добрее к ученикам, чем инструкции и законы. На каждый школьный закон есть определенная, хотя и не строго очерченная зона всеми принимаемого беззакония – беззакония в пользу ученика (а заодно и в пользу школы, которая таким образом сохраняет свою репутацию в глазах начальства).
Это невинное с виду спасительное беззаконие на самом деле не так уж и невинно.
Основы жизни без соблюдения законов миллионы наших детей получают в школе.
Так всегда и бывает, когда издаются законы, соблюсти которые невозможно, – они-то и подрывают всю законность в стране.
Надвигается стандарт – государственный, обязательный, имеющий силу закона. Стандарт этот будут обходить точно так же, как сегодня обходят программы, в этом смысле ничего не изменится. Но поле беззаконности увеличится во много раз, и если сегодня учителя мучит совесть, то завтра он будет преступником в глазах государства, да и в своих собственных глазах. Сегодня он может просто пожалеть мальчишку, завтра он скажет: “Ничего не могу поделать, государственный закон, государственный стандарт”.
Приближается День судьбы. Будем милостивы к своим ученикам!

Рейтинг@Mail.ru