Александр АДАМСКИЙ
Может ли экзамен объединить Россию?
В школе – как на
фронте, лишь сюжет перепутан и смят: только взяли
высоту “последний звонок”, приказано взять
штурмом ЕГЭ, а там затяжные бои в направлении
нормальных экзаменов, потом выпускной, как День
Победы, но после этого будет маленький
Сталинград под именем “ремонт”, и снова
“переход Березины” – 1 сентября.
По драматургии и непредсказуемости сюжет под
названием “школа” не уступает боевикам и
фантастическим приключениям, жалко только, что
оценить все напряжение этого ненаписанного
сценария мало кому удается.
А бывают такие повороты...
Почти одновременно с началом проведения единого
экзамена в российских школах по Интернету
прокатилась волна мошенничества – жулики стали
открыто, прямо в сети предлагать ключи для
ответов на егэшные вопросы.
Все современно – спрос рождает предложение. Все
думали, что ЕГЭ переместит коррупцию на уровень
выше, а он просто создал другой вид жульничества.
...Казалось бы, введение единого экзамена – какая
простая и однозначно полезная вещь!
Преодоление взяточничества в вузах, уравнивание
шансов сельских и городских школьников, а
главное – резкое снижение бремени двойного
экзаменационного налогообложения.
Сдавали два – теперь один: явный выигрыш!
И сопротивление ректоров понятно: им хочется
отобрать самых подготовленных по школьной
программе.
Хотя, с другой стороны, не очень это понятно: нет
ни одного ректора, который бы не ругал школьные
программы и не говорил о том, что в школе учат не
тому и не так, чему и как надо учить для учебы в
вузах.
И что лучше всего – переучивать на
подготовительных курсах или заключать прямые
договоры со школами, выращивая себе студентов.
И действительно, такая практика была очень
развита и казалась эффективной, пока школьники,
специально подготовленные для того или иного
вуза, не стали выпускниками этого же вуза. И тут
выяснилось, что хорошая предметная подготовка и
даже достойная учеба в вузе не совсем прямо
связаны, а точнее, совсем даже не связаны с
дальнейшим трудоустройством и тем более
квалифицированным трудом на благо
капиталистического собственника и свое благо.
Оказалось, что предприятиям для победы в
конкурентной борьбе нужны специалисты, быстро и
легко приспосабливающиеся к смене технологий,
безболезненно переучивающиеся, свободно
сочетающие рутинную работу с творческим поиском;
нужны исполнительность и самостоятельность,
способность освоить новую технологию и в то же
время быть обязательным и пунктуальным.
А вузы готовят специалистов, и очень хорошо это
делают, в расчете на стабильную, долго не
меняющуюся профессиональную деятельность. И вот
выходят хорошо обученные специалисты по
устаревшей специальности и не могут найти работу.
А министр образования в это время говорит: у нас
перепроизводство специалистов с высшим
образованием.
Неужели? Почему же тогда конкурентоспособные
фирмы и предприятия не могут найти грамотного
юриста или экономиста?
Работая с попечителями, я разговаривал с сотнями
предпринимателей, не последних в своих регионах,
– они в один голос жалуются на нехватку
квалифицированных кадров.
Откуда перепроизводство? Острая нехватка!
Все это, на мой взгляд, звенья одной цепи: попытка
административно управлять образованием.
Попытка административными, а не содержательными
действиями решать все проблемы. Вместо того
чтобы стимулировать механизмы саморазвития
школы, ее автономии и выращивать новый уклад
жизни, новые образовательные нравы, – вместо
этого приказать школе быть эффективной!
Перевести на 12-летнее обучение, ввести новую
систему отметок, ввести стандарт, подчинить ЕГЭ
стандарту, подчинить школу системе
вступительных экзаменов, централизовать все и
вся, даже общественное управление в виде
фискальных советов образовательного учреждения
ввести одним махом, законодательно и во всех
школах разом!
Бессмысленно спрашивать: “ЕГЭ – это хорошо или
плохо?”
Потому что само по себе – хорошо, а на практике –
плохо, потому что, будучи вводимо
административно, а не содержательно,
превращается в зуновские тесты, которые еще хуже
вступительных экзаменов. Хуже – потому что
учителя станут не учить детей, а готовить к этим
тестам, и все превратится в репетиторство в
худшем своем варианте. Возврат к бессмысленному
вранью: программы профилей будут требовать
одного, а егэшные тесты – другого. А в учебниках
вообще будет написано третье: не успеют же за два
года создать новые учебники. Тем более непонятно
подо что: под ЕГЭ, или под стандарты, или под
профили?
А тут еще финансовая проблема: когда закончится
федеральный эксперимент, то ЕГЭ надо будет
проводить уже не за федеральные, а за местные
деньги, а это минимум 3 миллиарда рублей каждый
год.
Почему нельзя принимать в вуз по записи? Почему
нельзя отменить вступительный экзамен вообще?
70% выпускников поступают в вуз – почти все
желающие. Только все они сегодня поступают
больше неправдами, чем правдами.
Почему нельзя прийти и записаться в университет?
Тем более что обучение все равно платное. Почему
наплыв желающих получить высшее образование –
очередная беда, как большой урожай в советские
годы?
А аттестат будет показывать, кто будет учиться
бесплатно, а кто – за деньги. Хорошо учился в
школе – учись за государственный счет, по
крайней мере один семестр, дальше сессия покажет.
Плохо учился – плати сам, бери кредит. Учиться
придется хорошо, а то ведь отдать не сможешь, если
работу не найдешь.
...Может ли экзамен объединить Россию?
С моей точки зрения, может, если его отменить.
Если он перестанет быть вступительным.
|