Симон СОЛОВЕЙЧИК
Образование и безопасность
Мы должны
растить людей, которые любят свой народ, свою
страну, свою Родину и готовы ее защищать. Так?
Вряд ли найдется патриот, который не согласится с
этим положением.
Но любовь эта, о которой так много говорят всуе и
которой пользуются порой в самых неблаговидных
целях, любовь эта вырастает и складывается в
семье – из любви к отчему дому, из любви к улице и
городу, из любви к своим учителям и своей школе.
Вот наша ниша, вот наша ноша – мы должны строить
такую школу, чтобы дети любили ее; от этого
зависят и душевное состояние учеников, и
безопасность страны. Именно добрая,
демократическая школа, где учителя уважительны к
детям, где ребенок чувствует себя в безопасности,
где учитель видит в учениках не одних только
учеников, но и просто детей, где учителя –
мастера и потому владеют педагогикой
сотрудничества, педагогикой, которая и знания
дает, и развивает, и охраняет достоинство ребенка,
– именно такая школа создает в душе ребенка
образ любимой Родины.
В семидесятые годы появилась группа ученых,
которые полагали, что школа, наоборот, должна
быть главным образом требовательной, что
демократия ей вредна. Всех уверяли, что
достаточно провести несколько бесед о Родине или
встречу с ветераном войны, – вот он и патриотизм.
Все это ложно: дурной уклад в школе беседой с
героем не перекроешь. Чтобы дети гордились своей
страной, недостаточно хорошо знать ее историю –
страна и сегодня должна быть доброй к детям.
Все нужно: умная история, тонкие беседы,
интересные встречи, дальние и, может быть,
суровые походы; но прежде всего – любимые
учителя, человеческие отношения,
демократический уклад жизни, то есть нормальная
добрая школа, которая всегда потом вспоминается
с добрыми чувствами. Вот что укрепляет
безопасность и обороноспособность страны, а все
противоположное, все нечеловеческое, все
неуважительное к ребенку, все недемократическое
ослабляет нашу страну.
И вот что еще укрепляет государство: грамотные,
толковые, развитые работники в хозяйстве;
грамотные, развитые солдаты – если уж придется
человеку служить и защищать страну. И снова то же
самое: вовсе не закручиванием гаек, не повышением
требовательности, не стандартами достигается
эта цель, а повышением учительского мастерства,
распространением новых идей и методик,
разнообразием школ, чтобы сохранилось самое
дорогое народное достояние – желание и умение
детей и подростков учиться. Вы заботитесь об
армии? Но армия – это учение, а учиться может лишь
тот, кого в школе приохотили к учению. Силком
этого не сделаешь, силком только отобьешь
желание открывать книгу, силком доведешь
подростка до того, что он бросит школу и придет в
армию неграмотным. А если армия будет
контрактной, то и контрактников грамотных не
найдешь – из тех, кого учили из-под ремня, какой
получится солдат?
Заботимся об армии? Но какой? Каких времен? Не для
прош-ловековой армии готовит школа – для
современной. А это значит, что страну будут
защищать, если уж придется, люди, знающие, что
такое человеческое достоинство, а не тупари
какие-нибудь, которые умеют действовать только
по прямой подсказке. Солдат с достоинством
сражается до конца, солдат без достоинства
сдается в плен (хотя мы знаем много случаев, когда
и достойнейших людей подставляют, когда из-за
начальнического неумения в плен попадают
прекрасные люди).
Вырастить людей с глубоким чувством
собственного достоинства, полных самоуважения и
уважения к окружающим, людей, способных выбирать,
самостоятельно действовать, – это ли не значит
содействовать укреплению и процветанию страны?
Но это чисто демократические цели. Кто смеется
над демократией, кто говорит “дерьмократы”, кто
видит в свободе одно лишь разрушение школьной
дисциплины, кто насаждает тупо-авторитарное
учение, кто не знает никаких педагогических слов,
кроме “требовательность”, кто не ставит ни в
грош общечеловеческие ценности, называя тех, кто
их исповедует, пренебрежительной кличкой
“общечеловеки”, – вот эти-то люди и опасны для
страны. Вот их деятельность и приводит к тому, что
лучшие люди, спасая детей, бегут за рубеж, вот из-за
них-то и происходит утечка мозгов, они-то и есть
главные виновники того, что в школе так много
больных и ослабленных детей, так много
малограмотных, так сильно отстает наша школа от
потребностей общества.
Школа в основном государственное учреждение, она
должна думать о государстве. Но есть два разных
подхода, два понимания государственной пользы.
Одно – официально-бюрократическое, формальное и
оттого, по сути, вредное для государства. Это
направление педагогики ставит государственные
интересы над человеческими, противопоставляет
государство человеку – и тем подрывает
государственные устои, ослабляет безопасность
страны.
Другое – гуманистическое, демократическое,
сущностное, а не формальное. Оно ставит интересы
человека выше формально-государственных и тем
дает государству самую большую ценность –
развитого, честного, доброго человека. Таких
людей много в России, ими и держится страна,
именно таких и должна воспитывать школа –
современная, свободная, умная и добрая
демократическая школа могущественной нашей
страны.
|