Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2003


Воспитание школы

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Образование и безопасность

Симон СОЛОВЕЙЧИКМы должны растить людей, которые любят свой народ, свою страну, свою Родину и готовы ее защищать. Так? Вряд ли найдется патриот, который не согласится с этим положением.
Но любовь эта, о которой так много говорят всуе и которой пользуются порой в самых неблаговидных целях, любовь эта вырастает и складывается в семье – из любви к отчему дому, из любви к улице и городу, из любви к своим учителям и своей школе.
Вот наша ниша, вот наша ноша – мы должны строить такую школу, чтобы дети любили ее; от этого зависят и душевное состояние учеников, и безопасность страны. Именно добрая, демократическая школа, где учителя уважительны к детям, где ребенок чувствует себя в безопасности, где учитель видит в учениках не одних только учеников, но и просто детей, где учителя – мастера и потому владеют педагогикой сотрудничества, педагогикой, которая и знания дает, и развивает, и охраняет достоинство ребенка, – именно такая школа создает в душе ребенка образ любимой Родины.
В семидесятые годы появилась группа ученых, которые полагали, что школа, наоборот, должна быть главным образом требовательной, что демократия ей вредна. Всех уверяли, что достаточно провести несколько бесед о Родине или встречу с ветераном войны, – вот он и патриотизм.
Все это ложно: дурной уклад в школе беседой с героем не перекроешь. Чтобы дети гордились своей страной, недостаточно хорошо знать ее историю – страна и сегодня должна быть доброй к детям.
Все нужно: умная история, тонкие беседы, интересные встречи, дальние и, может быть, суровые походы; но прежде всего – любимые учителя, человеческие отношения, демократический уклад жизни, то есть нормальная добрая школа, которая всегда потом вспоминается с добрыми чувствами. Вот что укрепляет безопасность и обороноспособность страны, а все противоположное, все нечеловеческое, все неуважительное к ребенку, все недемократическое ослабляет нашу страну.
И вот что еще укрепляет государство: грамотные, толковые, развитые работники в хозяйстве; грамотные, развитые солдаты – если уж придется человеку служить и защищать страну. И снова то же самое: вовсе не закручиванием гаек, не повышением требовательности, не стандартами достигается эта цель, а повышением учительского мастерства, распространением новых идей и методик, разнообразием школ, чтобы сохранилось самое дорогое народное достояние – желание и умение детей и подростков учиться. Вы заботитесь об армии? Но армия – это учение, а учиться может лишь тот, кого в школе приохотили к учению. Силком этого не сделаешь, силком только отобьешь желание открывать книгу, силком доведешь подростка до того, что он бросит школу и придет в армию неграмотным. А если армия будет контрактной, то и контрактников грамотных не найдешь – из тех, кого учили из-под ремня, какой получится солдат?
Заботимся об армии? Но какой? Каких времен? Не для прош-ловековой армии готовит школа – для современной. А это значит, что страну будут защищать, если уж придется, люди, знающие, что такое человеческое достоинство, а не тупари какие-нибудь, которые умеют действовать только по прямой подсказке. Солдат с достоинством сражается до конца, солдат без достоинства сдается в плен (хотя мы знаем много случаев, когда и достойнейших людей подставляют, когда из-за начальнического неумения в плен попадают прекрасные люди).
Вырастить людей с глубоким чувством собственного достоинства, полных самоуважения и уважения к окружающим, людей, способных выбирать, самостоятельно действовать, – это ли не значит содействовать укреплению и процветанию страны? Но это чисто демократические цели. Кто смеется над демократией, кто говорит “дерьмократы”, кто видит в свободе одно лишь разрушение школьной дисциплины, кто насаждает тупо-авторитарное учение, кто не знает никаких педагогических слов, кроме “требовательность”, кто не ставит ни в грош общечеловеческие ценности, называя тех, кто их исповедует, пренебрежительной кличкой “общечеловеки”, – вот эти-то люди и опасны для страны. Вот их деятельность и приводит к тому, что лучшие люди, спасая детей, бегут за рубеж, вот из-за них-то и происходит утечка мозгов, они-то и есть главные виновники того, что в школе так много больных и ослабленных детей, так много малограмотных, так сильно отстает наша школа от потребностей общества.
Школа в основном государственное учреждение, она должна думать о государстве. Но есть два разных подхода, два понимания государственной пользы.
Одно – официально-бюрократическое, формальное и оттого, по сути, вредное для государства. Это направление педагогики ставит государственные интересы над человеческими, противопоставляет государство человеку – и тем подрывает государственные устои, ослабляет безопасность страны.
Другое – гуманистическое, демократическое, сущностное, а не формальное. Оно ставит интересы человека выше формально-государственных и тем дает государству самую большую ценность – развитого, честного, доброго человека. Таких людей много в России, ими и держится страна, именно таких и должна воспитывать школа – современная, свободная, умная и добрая демократическая школа могущественной нашей страны.

Рейтинг@Mail.ru