Олег СМОЛИН
Патриотизм – последнее прибежище?..
Несколько лет назад
депутатская судьба занесла меня в маленький
американский городок в штате Массачусетс. Там
находится один из престижных университетов.
Американцы, как обычно, хотели удивить нас
богатством своего образования (компьютеры,
большие помещения, отличные библиотеки,
университетский бюджет, сравнимый с российским
федеральным, и т.п.). Но удивил меня, как ни странно,
матч по американскому футболу.
Но дело не в футболе, а в антураже. Представьте
себе большой стадион, тысячи студентов и
преподавателей, причем все в университетской
форме; молодые ребята и девушки раздают газеты,
пахучее барбекю; оркестр в триста духовых
инструментов, играющий увертюру Чайковского “1812
год”...
И вот, когда раздались звуки американского гимна,
стадион встал, каждый приложил руку к сердцу,
глаза увлажнились. Тогда я и испытал чувство,
близкое к ярости. Разумеется, не против
американцев – они как раз все делают правильно.
Но против наших “радикальных реформаторов”,
которые лет 12 назад аналогичные традиции в
России разрушили.
Тогда, в начале 1990-х годов, в средствах массовой
информации можно было услышать: если бы немцам в
1941-м сдались, сейчас бы жили, как они, пиво
попивали. Да что комментаторы! Наш выдающийся
писатель и фронтовик Виктор Астафьев произнес в
камеру: начнись сейчас война – сам бы не пошел и
внука не пустил бы. Опросы показывали, что по
уровню уважения к своей стране российская
молодежь дружно занимала последние места на фоне
так называемых цивилизованных стран.
Тогда же вспомнили и знаменитую фразу Льва
Толстого: “Патриотизм – последнее прибежище
негодяев”. И, конечно, ее извратили. Толстой
говорил плохо не о патриотизме, но о негодяях,
которые не стесняются прикрывать “негодяйство”
теми ценностями, которые для нормального
гражданина должны быть святы. Точно так же
исказили и Юрия Визбора: “Зато мы делаем ракеты,
перекрываем Енисей, и даже в области балета мы
впереди планеты всей”. Визбор, конечно, с иронией
относился к формулам типа “советский слон –
лучший в мире”. Но герой его песни глубоко
сохранял патриотическое чувство. “Потом залили
это все шампанским. / И он меня спросил: Ты кто
таков? / Я, говорит, наследник африканский. / А я
говорю: технолог Петухов. / Вот я и делаю ракеты...”
Причины разрушения патриотического сознания в
России в начале 1990-х годов хорошо известны. Мы
пережили не реформы, но очередную в ХХ веке
революцию, а эта историческая ситуация среди
прочего отличается двумя признаками.
Первый – глобальное отрицание. Если прежняя
система пропагандировала патриотизм, новая
стремилась его отринуть.
Другой признак революции – аномия, разрушение
системы норм и ценностей прежней системы,
объявление их “пережитком прошлого”. В России
аномия сказалась на росте преступности, на
потреблении наркотиков и алкоголя и между прочим
разрушила патриотическое сознание, в
особенности в оценке советской эпохи.
В противоположность авторам “Краткого курса
истории ВКП(б)” 1938 года, но пользуясь той же
методологией, новые авторы исторических работ
объявили всю досоветскую историю расцветом, а
советскую – сплошным упадком, “черной дырой”.
Понятно, они не возвысились не только до Макса
Вебера, чья теория требовала видеть любую эпоху в
контексте ее собственной культуры, но даже до
Стендаля, который прекрасно знал еще двести лет
назад, что история революции любого народа – это
красное и черное и одним цветом написана быть не
может. Увы, черным цветом 12 лет назад писали даже
историю Великой Отечественной. Не случайно в
свое время мы получили немало обращений от
региональных органов власти с требованием не
допускать в школу учебник новейшей истории
Кредера, в котором проводилась мысль о решающей
роли в разгроме Гитлера не СССР, но наших
западных союзников, не Восточного фронта, но
войны в Северной Африке или Италии...
Спустя 10 лет, на рубеже ХХ и ХХI веков, группа
социологов, руководимая бывшим министром
образования Евгением Ткаченко, провела опрос 25 000
учащихся ПТУ. Результаты кажутся мне чем-то вроде
идеологического Чернобыля: почти 35% детей хотели
бы родиться и жить не в России и около 22% не
определились с ответом. В настоящее время
закончено аналогичное исследование 50 000 ребят в
системе ПТУ и старшей школы. По словам Е.В.
Ткаченко, результаты практически совпали с
предыдущими. Уверен, что с таким национальным
сознанием мы не сможем обеспечить нашей стране
достойное будущее.
Чтобы возродить патриотизм, необходимо четко и
жестко отделять патриотизм от национализма.
Патриотизм – уважение к собственному народу,
своей культуре и истории. Национализм –
пренебрежение к чужим народам, странам и
культурам. Только обновленный патриотизм может
стать идейной основой и для экономического, и для
нравственного возрождения. После различных
российских смут именно патриотическое сознание
вновь выводило страну на магистральный путь
развития. Однако уверенности, что мы в ближайшее
время переживем подъем патриотического сознания,
не питаю. Напротив, наблюдая, как представители
политической элиты, 12 лет назад разрушившие свою
прежнюю Родину, активно клянутся в любви Родине
новой, но при этом продолжают проводить курс,
ущемляющий интересы большинства населения,
вновь и вновь с грустью вспоминаю формулу
Толстого...
Хочется, чтобы День Победы – один из официальных
праздников, оставшихся неоскверненным, –
оставался для нас днем национального согласия и
национальной надежды. Ведь по значению в
отечественной и всемирной истории с подвигом
ветеранов Великой Отечественной не сравнится
даже победа над Наполеоном: французский
император многим странам Европы принес свободу
от феодализма, а немецкий диктатор – только
разрушение и смерть.
Как специалист хорошо знаю, сколько трудностей
нас ждет на пути возрождения. Как гражданин верю,
что очередная смута останется позади.
|