Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2003


Из комитета Госдумы

Олег СМОЛИН

Патриотизм – последнее прибежище?..

Несколько лет назад депутатская судьба занесла меня в маленький американский городок в штате Массачусетс. Там находится один из престижных университетов. Американцы, как обычно, хотели удивить нас богатством своего образования (компьютеры, большие помещения, отличные библиотеки, университетский бюджет, сравнимый с российским федеральным, и т.п.). Но удивил меня, как ни странно, матч по американскому футболу.

Но дело не в футболе, а в антураже. Представьте себе большой стадион, тысячи студентов и преподавателей, причем все в университетской форме; молодые ребята и девушки раздают газеты, пахучее барбекю; оркестр в триста духовых инструментов, играющий увертюру Чайковского “1812 год”...
И вот, когда раздались звуки американского гимна, стадион встал, каждый приложил руку к сердцу, глаза увлажнились. Тогда я и испытал чувство, близкое к ярости. Разумеется, не против американцев – они как раз все делают правильно. Но против наших “радикальных реформаторов”, которые лет 12 назад аналогичные традиции в России разрушили.
Тогда, в начале 1990-х годов, в средствах массовой информации можно было услышать: если бы немцам в 1941-м сдались, сейчас бы жили, как они, пиво попивали. Да что комментаторы! Наш выдающийся писатель и фронтовик Виктор Астафьев произнес в камеру: начнись сейчас война – сам бы не пошел и внука не пустил бы. Опросы показывали, что по уровню уважения к своей стране российская молодежь дружно занимала последние места на фоне так называемых цивилизованных стран.
Тогда же вспомнили и знаменитую фразу Льва Толстого: “Патриотизм – последнее прибежище негодяев”. И, конечно, ее извратили. Толстой говорил плохо не о патриотизме, но о негодяях, которые не стесняются прикрывать “негодяйство” теми ценностями, которые для нормального гражданина должны быть святы. Точно так же исказили и Юрия Визбора: “Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, и даже в области балета мы впереди планеты всей”. Визбор, конечно, с иронией относился к формулам типа “советский слон – лучший в мире”. Но герой его песни глубоко сохранял патриотическое чувство. “Потом залили это все шампанским. / И он меня спросил: Ты кто таков? / Я, говорит, наследник африканский. / А я говорю: технолог Петухов. / Вот я и делаю ракеты...”
Причины разрушения патриотического сознания в России в начале 1990-х годов хорошо известны. Мы пережили не реформы, но очередную в ХХ веке революцию, а эта историческая ситуация среди прочего отличается двумя признаками.
Первый – глобальное отрицание. Если прежняя система пропагандировала патриотизм, новая стремилась его отринуть.
Другой признак революции – аномия, разрушение системы норм и ценностей прежней системы, объявление их “пережитком прошлого”. В России аномия сказалась на росте преступности, на потреблении наркотиков и алкоголя и между прочим разрушила патриотическое сознание, в особенности в оценке советской эпохи.
В противоположность авторам “Краткого курса истории ВКП(б)” 1938 года, но пользуясь той же методологией, новые авторы исторических работ объявили всю досоветскую историю расцветом, а советскую – сплошным упадком, “черной дырой”. Понятно, они не возвысились не только до Макса Вебера, чья теория требовала видеть любую эпоху в контексте ее собственной культуры, но даже до Стендаля, который прекрасно знал еще двести лет назад, что история революции любого народа – это красное и черное и одним цветом написана быть не может. Увы, черным цветом 12 лет назад писали даже историю Великой Отечественной. Не случайно в свое время мы получили немало обращений от региональных органов власти с требованием не допускать в школу учебник новейшей истории Кредера, в котором проводилась мысль о решающей роли в разгроме Гитлера не СССР, но наших западных союзников, не Восточного фронта, но войны в Северной Африке или Италии...
Спустя 10 лет, на рубеже ХХ и ХХI веков, группа социологов, руководимая бывшим министром образования Евгением Ткаченко, провела опрос 25 000 учащихся ПТУ. Результаты кажутся мне чем-то вроде идеологического Чернобыля: почти 35% детей хотели бы родиться и жить не в России и около 22% не определились с ответом. В настоящее время закончено аналогичное исследование 50 000 ребят в системе ПТУ и старшей школы. По словам Е.В. Ткаченко, результаты практически совпали с предыдущими. Уверен, что с таким национальным сознанием мы не сможем обеспечить нашей стране достойное будущее.
Чтобы возродить патриотизм, необходимо четко и жестко отделять патриотизм от национализма. Патриотизм – уважение к собственному народу, своей культуре и истории. Национализм – пренебрежение к чужим народам, странам и культурам. Только обновленный патриотизм может стать идейной основой и для экономического, и для нравственного возрождения. После различных российских смут именно патриотическое сознание вновь выводило страну на магистральный путь развития. Однако уверенности, что мы в ближайшее время переживем подъем патриотического сознания, не питаю. Напротив, наблюдая, как представители политической элиты, 12 лет назад разрушившие свою прежнюю Родину, активно клянутся в любви Родине новой, но при этом продолжают проводить курс, ущемляющий интересы большинства населения, вновь и вновь с грустью вспоминаю формулу Толстого...
Хочется, чтобы День Победы – один из официальных праздников, оставшихся неоскверненным, – оставался для нас днем национального согласия и национальной надежды. Ведь по значению в отечественной и всемирной истории с подвигом ветеранов Великой Отечественной не сравнится даже победа над Наполеоном: французский император многим странам Европы принес свободу от феодализма, а немецкий диктатор – только разрушение и смерть.
Как специалист хорошо знаю, сколько трудностей нас ждет на пути возрождения. Как гражданин верю, что очередная смута останется позади.

Рейтинг@Mail.ru