Симон СОЛОВЕЙЧИК
Школа и безопасность
ПОСКОЛЬКУ
ШКОЛА – социальный институт, поскольку она
является благом для людей, а блага всегда
распределяются неравномерно, то и школа почти
всегда становится полем политических сражений.
Школой (благом образования) пользуются в самых
разных политических целях. Чаще всего происходит
вот что: радикальные или, наоборот, реакционные
слои, борясь за власть, доказывают
несостоятельность существующих властей во всех
областях жизни, и, конечно же, в области
образования. Тогда вдруг, ни с того ни с сего,
поднимаются крики – причем дружные,
согласованные, исключительно злобные крики о том,
что школа разваливается, что образование
разрушается, что в сферу образования проникли
едва ли не враги нации, что тут действует рука из-за
океана, и так далее.
Увы, так всюду. Откройте любую американскую книгу
о школе. Она начинается не с того, что детям в
школе плохо и что у них слабые знания, а с
крикливых обвинений в адрес школы: именно из-за
школы, видите ли, промышленность страны
становится неконкурентоспособной и японские
автомобили покупаются лучше американских. Уже
несколько лет американские автомобили тоже
стали хорошо покупать (независимо от школьных
перемен), но все равно стоит крик об угрозе стране,
не меньше, и доклад о недостатках школы
называется “Нация на грани риска” – караул!
Точно так же и у нас. Всюду свои ястребы. Вот и у
нас теперь не говорят о необходимости школьной
реформы (такая необходимость есть всегда), не
бранят руководителей образования (их всегда есть
за что бранить), не предлагают новые меры – это
все неинтересно, мелко; теперь замах куда шире:
безопасность страны!
Оказывается, состояние школы таково, что
появилась реальная угроза безопасности страны.
Если кто-то на нас нападет и надо будет
защищаться от этого нападения, то мы не сможем –
и, конечно же, не сможем по вине школы!
“Так вот где таилась погибель моя...” – в школе. В
чем смысл этой новой кампании? Если сказать, что у
нас плохо учат, что детям неуютно в школе и к тому
же небезопасно, что многие дети ходят в школу, но
не учатся, что по-прежнему процветает
процентомания, что примерно половина директоров
не пользуются уважением учителей, – если
приниматься за реальные недостатки школы, то
кого это заинтересует? В период повсеместной
борьбы за власть кто станет беспокоиться о какой-то
там школе?
Нет, рассуждают, надо поставить вопрос
патриотическим образом, поднять шум о неминуемой
гибели государства, намекнуть на то, что гибель
эту хитроумным окольно-школьным путем несут нам
из-за океана, – вот тогда что-нибудь можно
выиграть. Точно так же поступают определенные
деятели и в США, с той лишь разницей, что у нас во
всем дурном видят происки американских служб, а
там во всех неприятностях чувствуют руку Москвы.
Наши патриоты действуют строго по американскому
образцу, так что возникает мысль: может быть, их и
учили где-нибудь не у нас? Отчего такие странные
совпадения?
Любопытно, как все кампании такого рода похожи
одна на другую.
Когда-то Чуковский написал забавные стихи о
великой путанице: “Жабы по небу летают...” – и
так далее. На него обрушились: затуманивает детям
головы, внушает им ложные представления!
И все должны были ужаснуться: нет, вы посмотрите,
до чего люди дошли, что делают с детьми!
В наши дни насмешливый поэт написал стишки о том,
что если хочешь экономить электроэнергию –
разбей лампочки в подъезде.
И вот с высоких трибун громят новый учебник, в
который включено это стихотворение-нелепица:
“Посмотрите, до чего ОНИ дошли! Учат наших детей
хулиганству! Вот откуда преступность – от стихов
в букваре!”
По всей стране не найти трехлетнего ребенка,
который не посмеялся бы над этой глупой идеей и
не запомнил бы, кстати, что бить лампочки –
нехорошо. И только взрослые ученые люди, со
степенями и должностями, не понимают юмора – не
хотят понимать. Им нужно, чтобы и в стихах было
написано, что бить лампочки – нехорошо. Вот это
будут патриотические стихи.
Им невыгодно что-либо понимать. Они берут лучший,
буквально выстраданный нашими исследователями
учебник, придираются к насмешливому
четверостишию, смысл которого они понять не
могут, и все это предают анафеме, благо рецепты
вроде постановления о журналах “Звезда” и
“Ленинград” известны всем.
Понятно, почему так. Потому что совершенно нечем
поддержать тезис о том, что состояние
образования угрожает школе; приходится
пробавляться детскими стишками. Да оно как-то и
поинтереснее, выигрышнее для выступления с
трибуны.
Ну а если всерьез, если отвлечься от стишков –
влияет ли школа на безопасность страны?
Конечно! Конечно! Не дай бог опять война – и опять
надо защищать нашу Родину.
Что должна делать школа, чтобы будущие защитники
Родины были на высоте и чтобы страна наша
обладала достаточным для отражения всех
нападений могуществом?
Прежде всего, прежде и прежде – мы должны растить
людей, которые любят свой народ, свою страну, свою
Родину и готовы ее защищать. Так? Вряд ли найдется
патриот, который не согласится с этим положением.
|