Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Эвриканская аттестация

Александр АДАМСКИЙМайские праздники я потратил на поездку в Усть-Илимск и Красноярск.
Два города, занимающие особое место в развитии образования в России.
Оторванный от Большой земли Усть-Илимск (лететь надо с пересадкой в Братск, а оттуда еще на машине несколько часов) остается одним из основных источников образовательных инициатив. Как раз во время приезда “Эврики” усть-илимский экспериментальный лицей успешно прошел аттестацию, которую областные инспекторы проводили по методикам, предложенным Мусой Батербиевым, директором лицея.
В лицее ведь разновозрастные группы, а все традиционные методики аттестации основаны на одновозрастном срезе знаний. А когда в группе одновременно ученики и десятого, и седьмого классов – как их аттестовать?
И все-таки учителя лицея изобрели такую методику – и областные инспекторы ее приняли, к их чести.
И 10-я школа в этом городе становится целым образовательным холдингом – центром допрофессионального и профессионального образования. Александра Терентьева еще не дала окончательного согласия на преобразование своей школы в общегородской центр, но в какой-то форме проект, который она возглавляет, будет трансформироваться – профильная школа становится тесной для подготовки кадров такой квалификации, какие готовит А.Терентьева.
Да и другие инновационные проекты Усть-Илимска выходят за рамки образовательных и становятся общегородскими социальными.
... 2003 год и следующие несколько лет станут временем, когда инновационные проекты в образовании начнут доказывать свою эффективность уже не на научно-практических конференциях или экспертных семинарах, а своими выпускниками.
Если принять, что начало инновационного движения в образовании – это конец 80-х годов, то прошло уже лет пятнадцать – значит, выпускники первых инновационных школ уже окончили вузы и вступают в активную жизнь, закончив полный цикл образования.
А те школы, которые были основаны в начале 90-х, – их выпускники либо становятся студентами, либо вступают в трудовую жизнь.
И то, как они будут жить и преобразовывать нашу с вами жизнь, будет самым убедительным результатом того образования, которое мы им дали. Потому что основное отличие инновационных школ от традиционных – ответственность не столько за учебу, сколько за преобразование жизни.
И наступает время, когда этот результат можно будет увидеть.
Наступает время, когда родители при выборе школ будут говорить друг другу:
– Школа “Эврика–Развитие”? Знаю, знаю, соседский парнишка окончил – нигде не пропадет, любую задачу жизненную решит. Очень хорошая школа!
17 мая ростовской школе “Эврика–Развитие” исполняется десять лет. Очень я хотел приехать на юбилей, поздравить замечательных учителей и чудесных учеников этой школы, но как раз в это время – семинар “Эврики” в Санкт-Петербурге, невозможно отложить.
А хотелось именно эту тему и обсудить во время десятилетнего юбилея – эвриканские школы вступают в ту пору своей жизни, когда именно выпускники будут самым главным аргументом: либо в пользу наших школ, либо... наоборот.
Пока у меня нет оснований опасаться, пока наоборот – эвриканские школы могут надеяться на самые лучшие “рекомендации” со стороны своих выпускников и их родителей. И ростовская школа “Эврика–Развитие” – в числе лидеров.
Но если результаты впечатляют родителей и самих выпускников, то, может быть, наступает время заявить и ведомству о том, что время подчинения пустым формальным процедурам аттестации по зунам, неэффективным тестам ЕГЭ, дорогостоящим и ничего не отражающим срезам – все это псевдопоказатели?
Может быть, тогда мы сможем претендовать на собственную систему аттестации наших выпускников, позволяющую и аттестаты выдавать, и в вуз принимать, и на работу устраиваться?
Я абсолютно убежден, что общество живет тем благополучнее и безопаснее, чем быстрее оно узаконивает результаты инновационных наработок в любой области.
Если инновационные школы вступают в полосу доказательств эффективности уже не на бумаге, а на примере своих выпускников, то общество вполне может доверить таким школам право собственной аттестации и выдачи собственных аттестатов.
И красноярские школы убедили меня в этом еще сильнее. И не только школы. Инновационная программа развития детей в 306-м детском саду Свердловского района Красноярска – одна из самых ярких и успешных. Например, у них есть такой проект – “Английский язык вместе с дочкой”. Родители учат английский язык вместе со своим ребенком-дошкольником. При этом разработана специальная методика – непростая, при которой ребенок даже в чем-то помогает своим родителям и уж во всяком случае чувствует себя с ними на равных. А в этом году там начинается проект, в котором дошкольники и их родители строят семейный сайт – тоже вместе. И задачи, которые решают в 306-м, посложнее, чем примитивная “подготовка к школе”, – укрепление семьи, связи детей и их родителей.
А ученики 71-й красноярской школы выдвигают проект Ассоциации учеников эвриканских школ. Как вы думаете, с какой целью?
Чтобы разработать детскую систему аттестации учеников, которые достигают успехов не в академических занятиях, а в проектной деятельности.
...Скоро в школах прозвенит последний звонок, а там и выпускной бал. Начинается время качественно другой оценки инновационных школ – теперь уже не чиновники или эксперты, а сами граждане скажут, нужны такие школы или нет.
Только кто их услышит?

Рейтинг@Mail.ru