Александр АДАМСКИЙ
Эвриканская аттестация
Майские праздники
я потратил на поездку в Усть-Илимск и Красноярск.
Два города, занимающие особое место в развитии
образования в России.
Оторванный от Большой земли Усть-Илимск (лететь
надо с пересадкой в Братск, а оттуда еще на машине
несколько часов) остается одним из основных
источников образовательных инициатив. Как раз во
время приезда “Эврики” усть-илимский
экспериментальный лицей успешно прошел
аттестацию, которую областные инспекторы
проводили по методикам, предложенным Мусой
Батербиевым, директором лицея.
В лицее ведь разновозрастные группы, а все
традиционные методики аттестации основаны на
одновозрастном срезе знаний. А когда в группе
одновременно ученики и десятого, и седьмого
классов – как их аттестовать?
И все-таки учителя лицея изобрели такую методику
– и областные инспекторы ее приняли, к их чести.
И 10-я школа в этом городе становится целым
образовательным холдингом – центром
допрофессионального и профессионального
образования. Александра Терентьева еще не дала
окончательного согласия на преобразование своей
школы в общегородской центр, но в какой-то форме
проект, который она возглавляет, будет
трансформироваться – профильная школа
становится тесной для подготовки кадров такой
квалификации, какие готовит А.Терентьева.
Да и другие инновационные проекты Усть-Илимска
выходят за рамки образовательных и становятся
общегородскими социальными.
... 2003 год и следующие несколько лет станут
временем, когда инновационные проекты в
образовании начнут доказывать свою
эффективность уже не на научно-практических
конференциях или экспертных семинарах, а своими
выпускниками.
Если принять, что начало инновационного движения
в образовании – это конец 80-х годов, то прошло уже
лет пятнадцать – значит, выпускники первых
инновационных школ уже окончили вузы и вступают
в активную жизнь, закончив полный цикл
образования.
А те школы, которые были основаны в начале 90-х, –
их выпускники либо становятся студентами, либо
вступают в трудовую жизнь.
И то, как они будут жить и преобразовывать нашу с
вами жизнь, будет самым убедительным результатом
того образования, которое мы им дали. Потому что
основное отличие инновационных школ от
традиционных – ответственность не столько за
учебу, сколько за преобразование жизни.
И наступает время, когда этот результат можно
будет увидеть.
Наступает время, когда родители при выборе школ
будут говорить друг другу:
– Школа “Эврика–Развитие”? Знаю, знаю,
соседский парнишка окончил – нигде не пропадет,
любую задачу жизненную решит. Очень хорошая
школа!
17 мая ростовской школе “Эврика–Развитие”
исполняется десять лет. Очень я хотел приехать на
юбилей, поздравить замечательных учителей и
чудесных учеников этой школы, но как раз в это
время – семинар “Эврики” в Санкт-Петербурге,
невозможно отложить.
А хотелось именно эту тему и обсудить во время
десятилетнего юбилея – эвриканские школы
вступают в ту пору своей жизни, когда именно
выпускники будут самым главным аргументом: либо
в пользу наших школ, либо... наоборот.
Пока у меня нет оснований опасаться, пока
наоборот – эвриканские школы могут надеяться на
самые лучшие “рекомендации” со стороны своих
выпускников и их родителей. И ростовская школа
“Эврика–Развитие” – в числе лидеров.
Но если результаты впечатляют родителей и самих
выпускников, то, может быть, наступает время
заявить и ведомству о том, что время подчинения
пустым формальным процедурам аттестации по
зунам, неэффективным тестам ЕГЭ, дорогостоящим и
ничего не отражающим срезам – все это
псевдопоказатели?
Может быть, тогда мы сможем претендовать на
собственную систему аттестации наших
выпускников, позволяющую и аттестаты выдавать, и
в вуз принимать, и на работу устраиваться?
Я абсолютно убежден, что общество живет тем
благополучнее и безопаснее, чем быстрее оно
узаконивает результаты инновационных наработок
в любой области.
Если инновационные школы вступают в полосу
доказательств эффективности уже не на бумаге, а
на примере своих выпускников, то общество вполне
может доверить таким школам право собственной
аттестации и выдачи собственных аттестатов.
И красноярские школы убедили меня в этом еще
сильнее. И не только школы. Инновационная
программа развития детей в 306-м детском саду
Свердловского района Красноярска – одна из
самых ярких и успешных. Например, у них есть такой
проект – “Английский язык вместе с дочкой”.
Родители учат английский язык вместе со своим
ребенком-дошкольником. При этом разработана
специальная методика – непростая, при которой
ребенок даже в чем-то помогает своим родителям и
уж во всяком случае чувствует себя с ними на
равных. А в этом году там начинается проект, в
котором дошкольники и их родители строят
семейный сайт – тоже вместе. И задачи, которые
решают в 306-м, посложнее, чем примитивная
“подготовка к школе”, – укрепление семьи, связи
детей и их родителей.
А ученики 71-й красноярской школы выдвигают
проект Ассоциации учеников эвриканских школ. Как
вы думаете, с какой целью?
Чтобы разработать детскую систему аттестации
учеников, которые достигают успехов не в
академических занятиях, а в проектной
деятельности.
...Скоро в школах прозвенит последний звонок, а
там и выпускной бал. Начинается время
качественно другой оценки инновационных школ –
теперь уже не чиновники или эксперты, а сами
граждане скажут, нужны такие школы или нет.
Только кто их услышит?
|