Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2003


Педагогический марафон

Александр АДАМСКИЙ

Управление... всем

Школу мир признает самым сложным объектом для менеджмента

Они входили в Московский Дом учителя школьными директорами. И через несколько часов покидали его в том же качестве. Но в стенах этого заведения в центре столицы они были еще и зрителями на концерте классической музыки, и пытливыми педагогами на лекциях коллег-новаторов, и робкими выступающими на семинарах по незнакомым прежде темам... Таким насыщенным на перевоплощения оказался День школьной администрации, которым завершился месяц Московского педагогического марафона учебных предметов.
За то время, пока ежедневно о своих профессиональных удачах и проблемах заявляли учителя, представляющие всю палитру школьных знаний, можно было убедиться, насколько разные по интересам, возрасту, стажу, характеру люди составляют сложный механизм жизни школы, управление которой ложится на плечи директора. А если учесть, что сегодняшний кризис ведет к неуправляемости системы и школе все чаще приходится принимать решения самостоятельно, то встречу авторов газеты “Управление школой” со своими читателями редакция готовила исходя из всего многообразия производственных задач российского директора.

Для “круглого стола” “Образовательная политика” был отведен Большой зал Дома учителя. Как добиться общественной составляющей в управлении образованием, разделив заботы о нашем будущем с государством, ныне единолично диктующим нормы, что ведет и к экономической несвободе школы, и к психологической неготовности общества обеспечивать такую школу в полном объеме? Задыхаемся!
Как доказать обществу, что, прежде чем школа начнет формировать граждан, ее еще предстоит создать?
Как наполнить общественную педагогику положительными примерами?
Вопросы, переживания, предложения...
На марафоне мы тоже ожидали столкновения разных позиций, готовились к спорам – в общем, ждали деятельного участия. И не ошиблись.
Управленцы повели острый разговор о едином экзамене, о профильной школе, о том, насколько школа готова к миссии воспитателя.
Наши читатели, пришедшие побеседовать-поразмышлять, пытались уйти от такого привычного, такого банального руководства, которое оказалось для школы губительным. А потом разошлись по семинарам и мастерским, посвященным “хозяйственной” стороне работы управленца, проявив директорский практицизм: чтобы бороться, школа должна хотя бы держаться на плаву.

Учебная аудитория Дома учителя оправдала свое название. Завучи и директора, устремившиеся сюда, были не прочь учиться: компьютерные технологии в очередной раз предлагали облегчить будничную работу. Вниманием собравшихся завладела автономная информационная аналитическая система “АРМ директор”. Ее разработчики презентацию облекли в следующие рамки – “Формирование единого образовательного пространства учебного заведения на базе программного комплекса”. Подпрограммы, составляющие систему, в состоянии держать под контролем самые разные сферы школьной жизни: успеваемость, тарификацию, приказы, здоровье и т. д.
Скажем, подпрограмма “Делопроизводство”, во-первых, ведет личные дела сотрудников школы: собирает воедино служебную характеристику, сведения о паспорте, воинской обязанности, стаже работы, отпуске, составе семьи, курсах переподготовки... Во-вторых, сохраняет подробные данные об учениках и родителях. В-третьих, в-четвертых, в пятых...
Или подсистема “Планирование”. Ее задача – определение структуры образовательного учреждения. Предлагаются расчеты и хранение учебного плана и сетки часов, формирование основной и дополнительной нагрузки преподавателей.
Система “АРМ директор” интересна и с позиции аналитической обработки всех тех данных, которые оседают в компьютере. Хаотические сведения превращаются в графики, диаграммы и таблицы.

В Малом зале свергали с пьедестала наши иллюзии.
Семинар “Проектирование содержания образования” под руководством научного руководителя лаборатории вероятностного образования при екатеринбургской гимназии Александра Лобка (впрочем, как и все мероприятия, к которым прикладывает руку этот ученый-практик) шел очень живо. Эмоциональный выступающий, взбудораженные идеями слушатели, молниеносно заполняемая мелом доска – и в такой атмосфере два часа!
Призывы со сцены сводились к вопросу: признавать ли академические знания, выносимые учеником из школы, важнейшим результатом долгих лет обучения? Александр Лобок, отвечая на него, мог разглядеть не одного единомышленника, согласно кивающего на его слова:
– Главное, что нужно вынести из школы, – способность строить свою жизнь. И идет такая способность не из книг. Она создается из собственного опыта. Дети получают такие бесценные вещи, как умение видеть, интуитивно чувствовать. Даже общение с агрессивным учителем – фантастический шанс взаимодействия с различными типами людей. А школьная программа – лишь повод.
Горячо доказывая необходимость смещения акцентов в общественном мнении, екатеринбуржец-новатор посягнул и на незыблемое ранее первое сентября. По его мнению, даже название праздника с ключевым словом “знания” как символика работает на однозначное понимание целей школы.

Роскошный Паркетный зал. Начало занятия в мастерской “Как вырастить парк-школу – рынок реальных услуг” являло собой типичный образец школьного урока, который создатели парк-школы категорически отвергают как непродуктивный: учитель-небожитель у доски, взирающий на ряды учеников. Но общение “стенка на стенку” с согласия обеих сторон до определенного момента решено было оставить.
Школа – живой организм с постоянной потребностью в развитии, которым и надо управлять. Но вначале это развитие еще нужно стратегически выработать. Как не ошибиться? С демократическим укладом школы участники мастерской оказались знакомы больше по книгам и статьям в газетах. Сделать парк-школу из своих образовательных учреждений – значит совершить революцию: настолько мало в них сейчас того, что говорит о прогрессе. Свобода есть, говорили директора, но точечная. Не хватает смелости, не хватает теории. Почему у одних в совет школы калачом не заманишь, а у других – конкурс десять человек на место? А потому что разное управление – вот и появляются у хорошей идеи две стороны...

Ошеломленные изобилием книг, продававшихся в День школьной администрации, директора отдавали предпочтение изданиям на правовые и бухгалтерские темы. Вряд ли ошибочным будет предположение, что в книгах они ищут помощи в решении самых нестерпимых школьных проблем. На лекцию “Конкурентоспособная школа” участники марафона пришли уже с библиопокупками в руках и горьким опытом в умах.
Школе трудно быть конкурентоспособной хотя бы потому, что неясно, о какой конкуренции речь. Директор делает ставку на определенный результат, уверенный в спросе такого социального заказчика, как родитель и учащийся. Однако исследования показывают, что родители отдают предпочтение не гимназиям и лицеям, как ни странно. В свою очередь высшие учебные заведения, наоборот, требуют высокого уровня знаний. Потенциальные же работодатели в знаниях выпускников не заинтересованы, для них привлекательнее предприимчивость и качественное отношение к делу. Лабиринт – на зависть Минотавру!
Но представим, что социальный заказ чудесным образом стал единым для всех. Конкурировать и тогда станет неимоверно сложно: большинство школ по всей стране не свободны. Они скованы гигантским количеством законных и незаконных требований всевозможных органов власти и околовластных структур (предположим, централизованных бухгалтерий, чей статус находится вне правового пространства). Директор, как правило, вынужден выпрашивать положенные ему по смете деньги. Кроме того, школа стала попадать в зависимость и от кошелька родителей. Так до поединка конкурентов дотянут немногие...

...Мы целый день общались с нашими читателями: и теми, кто знает нас давно, и потенциальными. Видишь, как человек открывает газету, неожиданно начинает читать именно твою статью, и ждешь: недовольно поморщится, удовлетворенно покачает головой или равнодушно пролистнет. Сногсшибательные ощущения!
Дня хватило, чтобы понять – нас поддерживают. Позиции, заявляемые “Управлением школой”, находят отклик. Да, мы против 12-летки и стандартизации, мы боимся религиозной экспансии в школу... Мы идем против официального мнения по многим вопросам, но думаем, что привлекаем читателей не регулярными голословными эскападами – этим сейчас мало кого удивишь, а публикацией серьезных альтернативных предложений.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru