Александр АДАМСКИЙ
Школа жизни
Лидер “Партии
жизни”, спикер Совета Федерации Сергей Миронов,
в воскресенье, отвечая на вопрос ведущего
программы “Времена” Владимира Познера, какая из
российских реформ, с его точки зрения, является
наиболее важной, ответил: “Реформа образования”.
За последние годы это почти единственный лидер
партии, который поставил школу на первое место в
своих интересах.
Правда, немногие знают, чем отличается “Партия
жизни” от других, так же малоизвестных партий, но
в нашем положении выбирать не приходится.
По данным заместителя председателя Комитета по
образованию и науке Госдумы Олега Смолина (эти
данные он публиковал в нашей газете), позиция
думского большинства при принятии решения по
вопросам образовательной политики выглядит
враждебно.
Один за другим проваливаются все законопроекты,
направленные на улучшение школьной жизни.
Начиная с предоставления отсрочки городским
учителям, заканчивая условиями налогообложения
образовательных учреждений.
Правда, нет худа без добра: депутаты, видимо по
инерции, затормозили второе чтение
законопроекта о государственном
образовательном стандарте. Полная путаница в
образовательном законодательстве (об этом в
сегодняшнем номере материал юриста Д.Растимешина),
полное отсутствие контроля над
правительственными действиями в области
образования, а самое главное – отсутствие у
политических партий внятных программ в области
образования, создают ощущение полного
равнодушия политиков к образованию.
Это можно объяснить так.
Развитие образования в последнее время
находится между двумя прямо противоположными
политическими стратегиями.
Первая, условно принадлежащая левой части
политического спектра, характеризуется формулой:
“Все бесплатно”. Качественное и доступное
образование в этой версии – часть обязательного
пакета социального обеспечения граждан, и
государство должно обеспечить этот пакет. Из
каких источников? Это забота государства. Пусть,
например, добычу полезных ископаемых и их
продажу национализирует.
Вторая стратегия, условно – правая, состоит в том,
что за все надо платить, а у государства денег нет,
поэтому часть оплаты образовательных услуг
должны совершать сами граждане. Тем более что
мониторинг экономики образования показывает,
что граждане готовы, могут и по факту платят за
образование примерно половину его стоимости.
Левая стратегия выглядит привлекательно, но при
этом если все бесплатно для учеников и родителей,
то откуда средства на достойную зарплату
учителей?
Вторая более реалистична, но никто не возьмется
ее защищать и тем более объявлять своей
партийной программой.
А недавно на заседании Российского совета
развития образования (РОСРО) эксперты Всемирного
банка представляли свой доклад по перспективам
профессионального образования. Основной тезис
заключался в том, что Всемирный банк
поддерживает те проекты развития системы
образования, которые предполагают, что
образование – источник экономического развития.
Российские участники внимали с явным недоверием,
а в конце министр сказал, что мы обязательно
прислушаемся, но надо адаптировать содержание
доклада к российским условиям.
Традиционное отечественное отношение к
изменениям: вначале все делаем по сложившимся
обстоятельствам, затем хоть как-нибудь, а уж
потом – применительно к российской подлости.
Отношение российской политики к образованию –
применительно к подлости. Никто, кроме
аутсайдеров, не интересуется и не стремится
сделать образование одной из главных задач и
представить как источник экономического
развития.
Мы сами во многом виноваты – слишком долго и
громко убеждали всех, что наша школа лучшая в
мире и никакие перемены ей не нужны. А значит, не
нужен и политический оператор развития
образования.
– А в чем проблема? – спросит читатель. – Ну не
интересуются политики школой, ну нет у нас
политического механизма развития образования.
Это и означает – школа вне политики. Так ведь?
И так, и не так.
На самом деле школу обязательно используют в
своих целях местные и федеральные политические
силы – ближе к выборам.
Так что школы вне политики нет и не предвидится.
А вот возможны ли перемены в системе образования
без политического носителя идей развития школы?
Я думаю, что без политического оператора
модернизация системы невозможна.
Дело требует принятия системных решений,
изменения законодательства, контроля над
ведомством, а главное – приоритета гражданских
ценностей над административными.
Простой пример: чиновники утверждают, что единый
экзамен нужен в основном для того, чтобы они
могли определить реальный уровень эффективности
системы образования.
А с моей точки зрения, ЕГЭ – это способ ученика
оценить свой уровень. И что ему делать с
результатами – это личное дело учащегося.
Захочет – отдаст чиновникам, пусть оценивают
эффективность системы.
Этот перевертыш очень показателен: он означает,
что вместо общественно-государственной
образовательной политики в системе образования
торжествуют административные приоритеты.
Я думаю, что переложение идей и оснований
образовательной политики в общеполитические
партийные программы – необходимое условие не
только развития системы образования, но и более
точного выбора граждан.
Выбирать-то все равно придется!
|