Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2003


ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО

...В одной из публикаций “УШ” я прочитала:“Будь у школ побольше самостоятельности, возможности реагировать на потребности детей и их родителей, профильное обучение наступило бы само собой”. Но ведь у любой школы в старших классах с 1998 года есть 12 часов в неделю школьного компонента, которые она может использовать для удовлетворения индивидуальных запросов детей и родителей. Однако профильность не появляется.

Общественность может управлять качеством образования

wpeA7.jpg (16446 bytes)

Возможен ли образовательный договор?

Любой, кто захочет, может ознакомиться с учебными планами школ, вышедших на профили, и планы эти – не эксклюзив, завоеванный особым статусом школ, особыми договоренностями с органами муниципального управления. Базисный учебный план одинаков для всех. Свободы всем даны одинаковые, но пользуются ими все в разной степени. Большинство ими почему-то не пользуется.
Вспоминаются слова одного из отечественных ученых-педагогов об успешной организации учителем самостоятельной деятельности учащихся: нужно не просто предоставить учащимся самостоятельность, а научить их самостоятельно работать.
С этой мыслью шла я на “круглый стол” под названием “Привлечение местного сообщества к управлению образованием на селе; развитие социального партнерства”, состоявшийся 20 марта текущего года в Ярославской области на Всероссийском семинаре по поддержке развития сельской школы. Волновали меня, как и многих других участников (а присутствовали, помимо руководителей учреждений и муниципальных образовательных систем Ярославской области, представители восьми регионов России), вопросы, каким образом общественность может влиять на качество образования и, главное, как сделать так, чтобы общественность стала активным участником управления образованием. Ведь предоставленная возможность – еще не гарантия ее использования.
Какие ответы прозвучали на “круглом столе”?
Судя по опыту образовательных округов Ярославской области, в развитой форме участие общественности проявляется через общественный совет и его договор с администрацией школы. Предметом договоренности являются образовательные услуги, кадровая политика, содержание образования – образовательные программы. Ключевым понятием здесь, на “круглом столе”, выступают образовательные услуги. Именно они становятся пусковым механизмом взаимодействия школы с общественностью, участия общественности в жизни школы.
Разными путями двигались сельские школы в поиске средств и ресурсов для выполнения своей миссии, но пришли к одному – к идее оказания образовательных услуг, вокруг которых и смыкаются интересы школы и общественности.
Одни, по рассказу представителя из Новгородской области, шли так. Сначала всем педагогическим коллективом составили список “Что мы можем предоставить?”. Затем спросили у жителей села, чего они хотели бы от школы. И получилось, что хотели жители во многом такого, что школа уже сейчас готова предложить и может сделать.

Поиск взаимной выгоды

Оказалось, например, что жителям нужен садик для младших детей, – школа открыла группы дошкольного образования. И родителям хорошо, и школа себе малышей готовит, не упуская важные периоды развития, а грамотно их используя на благо своих будущих учеников. Оказалось, что многие родители, сами с неполным общим образованием, хотели бы получить аттестат. Школа организовала для них вечернее обучение. Когда получили общее образование – захотелось и современную профессию, и дополнительное образование. Тут школа может либо лицензии получить на профессиональную подготовку, либо с учреждениями профессионального и дополнительного образования сотрудничать. Да и в имеющихся, законами определенных рамках многое может. Оказалось также, что эти образовательные услуги не только взрослым потребны, но и самим школьникам.
Заметна очевидная, хотя и не отмеченная на “круглом столе”, “выгода” школы: чем выше образовательный ценз родителей, тем больше их запросы к образованию детей.
Другой путь прошла сельская школа из Краснодарского края, но результат получила сходный. Школьники хотели бы заниматься в кружках, а открыть их не получается – не набирается достаточного числа желающих. Пришла в голову идея предложить и родителям заниматься в кружках. И они откликнулись, пошли на факультативы по информатике, кройке-шитью, в спортивные секции и художественные студии. Сейчас ряд кружков, секций для школьников и селян ведут на базе школы сами родители.
Так услуги, оказываемые сельской школой, ее функции постепенно расширяются, она уже берется не только за образовательные проблемы, но и за социальные, вовлекает в свою орбиту другие учреждения образования, учреждения культуры, превращает их в свои структурные подразделения.
Сегодня образовательных и иных услуг, оказываемых сельской школой, становится все больше. Они выходят за рамки нормативных документов, где пока нет места новым типам учебных учреждений, складывающихся на базе сельской школы. Поэтому предложение участников “круглого стола” Министерству образования России – расширить статус сельской школы в соответствии с реалиями и перспективами.
Наверное, самый общий ответ на вопрос, как же сделать общественность участником управления школой, в том, что инициатором взаимодействия с общественностью выступает сама школа. Когда обсуждали технологии “вовлечения общественности”, пришли к выводу о том, что ее активность в конечном счете определяется личностью и профессиональными установками директора. Главное, чтобы он осознал важность и захотел сделать общественность своим сотрудником. А сами технологии не столь сложны, они могут применяться любым директором. Поэтому участники “круглого стола” решили, что сельским директорам была бы полезна “копилка” сработавших, успешных технологий коллег из разных регионов России.

Источник развития

Расширение спектра оказываемых услуг, удовлетворение потребностей местного сообщества неизбежно делают школу активной участницей жизни села, а зачастую – ее центром. Однако участники “круглого стола” высказывали опасение, что так на школу могут взвалить те задачи и функции, которые она одна не потянет. Школа не может брать на себя ответственность за все социальные проблемы. Но она может инициировать разработку программы развития села, в которой будут четко очерчены задачи школы в общей системе поставленных программой целей, – это и будет реальное социальное партнерство, участие всех, в том числе школы, в развитии села. Тогда и средства на развитие села разумно распределятся: на школу они будут поступать в соответствии с тем, какие функции она на себя берет в программе развития. В таком случае школу не упрекнут в дороговизне образования детей; будет видно, какая часть полученных ею денег пошла на решение проблем развития села.
Вопрос о профильном обучении был поднят на “круглом столе” в таком аспекте: как оно может заинтересовать работодателей (промышленников, хозяйственников). Но пока конструктивного ответа на этот вопрос не прозвучало: все-таки школьное образование слишком опосредованно связано с производством. Была затронута идея налоговых льгот как возможность заинтересовать производителей. Но мне кажется, здесь нужен другой подход – нужно, чтобы у хозяев предприятий была возможность реально влиять на содержание школьных программ и наполнение учебной деятельностью жизни детей. Говоря о налоговых льготах, школа рассматривает хозяйственников как денежный мешок, а себя как иждивенца, просящего у них. При этом школа и производитель не являются равноправными партнерами.
Размышляя о профильном обучении, отметили его влияние на участие родителей в жизни школы и образовании собственных детей. Если образовательная программа для всех одинаковая, родителям не имеет смысла интересоваться, чему и как учат детей, – все равно повлиять на программу они не смогут. Когда при переходе на профильное обучение к родителям обратились с вопросом, какое образование нужно их детям, когда они поняли, что от них зависит, какого рода программу по тому или иному предмету будет осваивать их ребенок, – они заинтересовались. Профилизация старшей ступени, таким образом, делает родителей участниками управления образовательным процессом.
На “круглом столе” пришли к выводу, что участие общественности в управлении образованием действительно влияет на его качество, способствуя расширению образовательных услуг, оказываемых школой, их совершенствованию.

Мария Гончар

Рейтинг@Mail.ru