Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Эвриканская эра продолжается

Александр АДАМСКИЙ19–22 апреля в Москве, в гостинице “Измайлово”, прошел традиционный XIII Международный сбор “Эврика-Авангард”. Кроме российских участников из 40 регионов, в апрельской встрече участвовали эвриканцы из Великобритании, Германии, Израиля, Украины.
Накануне апрельского “Авангарда” министр образования РФ В.Филиппов подписал приказ о результатах деятельности эвриканской сети ФЭП за 2002 год: официально продлены статусы тем площадкам, чьи отчеты прошли экспертизу, и присвоены статусы новым. Об этом сообщила участникам “Авангарда” новый заместитель начальника управления региональной образовательной политики Минобразования Лариса Ефремова.
Лирической частью сбора стал вечер детской поэзии, который провели известные литераторы, давно связанные с “Эврикой”, – Рената Муха и Вадим Левин.
Напомним, что первый конкурс “Авторская школа” прошел в 1987 году и с тех пор с небольшим перерывом “Эврика” каждый год объявляет соревнование культурно-образовательных инициатив, а с 1997 года победителям “Авторской школы” министерство присваивает статус “Федеральная экспериментальная площадка”. Два года назад из средств Федеральной программы развития образования наиболее перспективным проектам предоставляются гранты для создания инновационных центров повышения квалификации.
Всего в эвриканской сети сейчас около 1500 школ, из них более 700 имеют статус “Федеральная экспериментальная площадка”. Уже сейчас действуют несколько десятков инновационных центров повышения квалификации, и многие из них участвуют в конкурсе на распределение бюджетных средств, выделенных в регионах на повышение квалификации работников образования.
Одним из новых проектов “Эврики” стало развитие общественного управления – создание муниципальных и региональных союзов попечителей, а также запуск программы подготовки общественных управляющих. А другой новый проект – “Зеркало”, попытка создать систему сетевого анализа, оценки состояния проектов и сети в целом. На апрельской “Эврике” собрались и ученики инновационных школ – продолжается развитие проекта “Эврика-Хогвартс”. Около 50 представителей школьных проектов собрались в Москве, чтобы разработать предложения к проведению летней двухнедельной сессии школы “Эврика-Хогвартс”.
Каковы перспективы развития сети “Эврика”?
Один из ключевых вопросов, который обсуждался, – построение образовательной корпорации “Эврика”.
Ряд проектов, поддерживаемых сетью, могут стать успешными участниками рынка образовательных услуг и для учеников, и для взрослых. Кроме того, корпорация “Эврика” накопила опыт экспертизы и анализа образовательных программ, и это дает основание разрабатывать сетевые модели аттестации школ, работающих по инновационным образовательным программам. За время апрельского “Авангарда” произошло много событий, но одним из ключевых стало совместное заседание “Эврики” и отделения “Образование и культура” Российской академии образования.
Идея проведения такого диалога принадлежит действительному члену академии и одновременно активному участнику эвриканского движения философу Феликсу Михайлову. А поддержали идею академик-секретарь отделения “Образование и культура” Виктор Гараджа и президент РАО Николай Никандров.
И вот 21 апреля в рамках “Эврики-Авангарда” состоялась встреча академиков РАО и авторов эвриканских проектов.
Представлять сообщество перед уважаемыми учеными выпало семи проектам: А.Петрынин, Хабаровск, представлял свой Центр реабилитации подростков; Т.Ивошина, Заречный, Пензенская область, “Школу развивающего обучения в среднем звене”; З.Халюта – проект сельского образования; Ж.Сультимова, Улан-Удэ, “Образование на семиотической основе”; В.Харитонова, Ижевск, “Образование на основе синергетических подходов”; Н.Бугаев, Якутск, “Сетевой проект сельских школ”; А.Лобок, Екатеринбург, “Вероятностное образование”.
Все доклады были выслушаны с огромным вниманием, и дискуссия показала, что отделение “Образование и культура” всерьез решило стать ведущим отделением Академии образования, определяющим не только основания теории образования, но и развития школьной практики.
И прежде всего это касается самого способа мышления, культуры мышления и мышления о культуре. Содержательный анализ деятельности “Эврики” дал в своем выступлении вице-президент РАО В.Борисенко, определивший инновационное движение как способ “прорыва в XXI век”.
Академик-секретарь В.Гараджа остановился в своем выступлении на роли школы в противостоянии опасным влияниям на ребенка и проанализировал проблематику создания школы как института культуры.
– Культура не только своими высшими образцами входит в образование. Она несет и определенные опасности, противостоять которым школа часто не в силах. – С точки зрения академика В.Гараджи, в этом слабость существующей системы образования: она не вырабатывает защитные механизмы против попыток манипулирования сознанием человека.
Высокую оценку представленным проектам и деятельности “Эврики” дал также известный философ В.Лекторский.
Итог заседания подвел Ф.Михайлов: он отметил, что началось перспективное сотрудничество и у “Эврики” большие планы на будущее.
Итак, эвриканская эра продолжается. Впереди новый конкурс инициатив, региональные учебные сессии, летняя школа “Эврика-Хогвартс”, программа подготовки общественных управляющих, расширение проекта “Зеркало”, осенний фестиваль “Авторская школа”.
И если не произойдет ничего непредвиденного – построение образовательной корпорации.
Будем надеяться!

Рейтинг@Mail.ru