Школу – в рынок!
ГИФО надо выдавать не студентам,
а дошкольникам
Разработчики Федерального закона
“О стандарте общего образования” считают, что в
необходимости этого закона не сомневается никто,
чтобы не прослыть как минимум человеком
недалеким и несведущим в образовательной
отрасли.
Мне, в отличие от создателей очередной
нормативной мистификации и им сочувствующих,
абсолютно ясно, что государственный стандарт
общего образования объективно существует, он
точно и нормативно определен.
Стандарт – устоявшаяся
законодательная величина
Законодательное понятие “общее образование”
содержится в ратифицированной РФ Всеобщей
декларации прав человека и гражданина, статья 26,
которая устанавливает, что оно должно быть
бесплатным. Однако понятие “основного
образования” с точки зрения международного
права является собирательно-декларативным. Для
каждой страны оно разное. Если в США Джордж Буш-младший
обязывает школы к пятому классу научить ребенка
читать, то в России это требование уже давно и
повсеместно предъявляется детям при поступлении
в первый класс школ “повышенного спроса”. А в
Великобритании содержание понятия общего
образования для каждой школы определяется
попечительским советом. В общепризнанных
международно-правовых нормах есть лишь два
положения, уточняющих данную дефиницию: во-первых,
бесплатность образования предусматривает
бесплатность условий получения образования; во-вторых,
запрещается создание дискриминационных условий
для получения образования.
Российский государственный стандарт к
сегодняшней дате конкретно сложился, нормативно
определен и является устоявшейся величиной.
Российский стандарт общего образования имеет в
настоящее время следующую дефиницию:
“Набор общедоступных и бесплатных услуг
муниципальных и государственных
образовательных учреждений, финансируемых
исключительно за счет средств бюджетов
различных уровней, обеспечивающих обучение всех
имеющих право на обучение граждан РФ в возрасте
от 6 лет 6 месяцев до 18 лет при соблюдении
следующих условий:
– обучение должно проводиться в
помещениях и зданиях в соответствии с
утвержденными и действующими санитарными и
строительными нормами и правилами;
– образовательный процесс должен быть обеспечен
необходимыми и утвержденными Министерством
образования РФ нормативами учебно-методическими
материалами;
– в классах наполняемостью не более 25 человек;
– в объеме учебных часов не ниже, чем это
определено Базисным учебным планом;
– преподавание должны обеспечивать педагоги,
которым запрещено работать в школе в течение
более чем 18 урочных часов в неделю, с зарплатой не
ниже средней по промышленности в РФ”.
Я не вижу ни единого нормативно не
урегулированного “белого пятна “ в данном
определении.
Фиктивная бесплатность
Все без исключения нормы данного определения
позитивно существуют, но часть из них официально
приостановлена, а часть приостановлена явочным
порядком в связи отсутствием средств на их
претворение в жизнь.
И если школа финансируется на 30 процентов от
потребностей, то это означает бесплатное
начальное, а не общее образование, – давайте
называть вещи своими именами. Сегодня
обязанность водить детей в течение 11 лет в школу (за
необоснованное невыполнение которой, кстати, в
судебном порядке лишают родительских прав)
финансируется на треть от текущих потребностей.
На мой взгляд, сегодняшний российский миф о
бесплатности общего образования живуч за счет
таких факторов:
– полной отстраненности общества от
управления образованием, элементарной правовой
неграмотностью и непритязательностью
потребителей образовательных услуг;
– инерционно-заложенного 11 лет назад запаса
прочности материально-технической базы школ;
– эксплуатации фактически рабского труда
педагогических и иных работников
образовательных учреждений на фоне общей
безработицы и усиливающейся общей экономической
стагнации;
– поборов с родителей.
И если 4 тысячи заявлений жителей Улан-Удэ
и еще 50-ти процентов родителей дошкольников в
России о приеме детей в детские сады остаются
неудовлетворенными из-за отсутствия свободных
мест, то конституционное право на общедоступное
бесплатное образование – это миф. Миф,
существующий на фоне перепроизводства за
последние пять лет (за счет средств федерального
бюджета) нескольких миллионов не востребованных
на рынке юристов, экономистов и содержания за
счет бюджетного ресурса двух миллионов
управленцев в образовательной отрасли, каждый из
которых управляет одним педагогом.
Действующие ныне российские социальные
стандарты, в том числе образовательные, почти
полностью состоят из такого рода
мертворожденных законов, которые подобны
приснопамятным решениям ХХ съезда КПСС:
– мертвой нормы Трудового кодекса РФ о
привязке МРОТ к прожиточному минимуму;
– так и не реанимированных норм Закона РФ “Об
образовании”, устанавливающих зарплату
педагогов не ниже средней по промышленности в РФ;
– законодательных пожеланий о том, что пенсии
когда-нибудь сравняются с физиологическим
прожиточным минимумом;
– общедоступности и бесплатности дошкольного
образования, при одновременной констатации в
Федеральном законе недоступности услуг ДОУ для 50
процентов российских дошколят;
– установленных минимальных бесплатных
страховых медицинских программ;
– обязанности государства по выплате копеечных
детских пособий, многолетняя задолженность по
которым накопилась повсеместно, и еще более
сотни приостановленных последним Федеральным
законом “О госбюджете” “социальных” статьях, и
еще сотни не приостановленных, но не действующих
фактически нормативных актах. Это целый
“забытый полк”, который пополнится еще одним
законом-новобранцем.
Зато исправно работает ЕТС с указанием
зарплат ниже физиологического прожиточного
минимума. А детей в некоторых детских домах
продолжают кормить комбикормом, несмотря на
нормы по их натуральному довольствию.
Некоторые социальные нормативы удалось отстоять
с помощью судебной власти, которая, например, “
показала зубы” исполнительной власти своей
несгибаемой позицией запрета взимать налоги с
образовательных учреждений.
А псевдонаучные дебаты в заданных рамках по
поводу содержания псевдоновых стандартов общего
образования не имеют никакого отношения к
обсуждаемой в данной статье теме. Они лишь
создают пиаровскую суету вокруг очередной
фикции.
Имитация эффективного управления
Почему-то никто не упоминает еще как минимум о
двух проектах законов о социальных стандартах –
думском и депутатском. В пояснительной записке к
каждому из них есть оговорка о том, что его
принятие не потребует дополнительных расходов
из госбюджета!
Почему-то возлагаются какие-то необоснованные
надежды на эффективность уже принятого в первом
чтении президентского законопроекта о частичном
финансировании школ из бюджетов субъектов
Федерации. В данном действе законодатель лишь
легализует повсеместно давным-давно воплощенную
в правоприменительной практике процедуру
финансирования школ.
Проблемы же дошкольного образования исключены
из общественного и законодательного обсуждения
вовсе. Таким образом, вся активная
законодательная возня в отрасли есть не что иное,
как имитация эффективного управления. Все более
очевидно, что существующие модели экономики и
управления образованием исчерпали свой ресурс
полностью и становятся тормозом развития.
Законотворчество как один из методов
государственной маркетинговой стратегии имеет
целью не описание уже состоявшегося в реальной
действительности факта (это задача историков и
архивариусов), а целенаправленное нормативное
преобразование действительности.
Между тем у нас вдвое больше людей с высшим
образованием, чем во Франции. Несмотря на то что
емкость высокотехнологичного производства и
научного рынка в России значительно меньше, чем в
США, в вузы по-прежнему идет больше россиян, чем
американцев. При том что уровень образования в
российских вузах лишь на треть соответствует
новым потребностям экономики и науки. Никем не
контролируемый закрытый бюджетный поток в
образовательной сфере сегодня развращает
общество не менее, чем функционирование
федерального бюджета исключительно за счет
нефтедолларов.
Таким образом, теперь актуальна разработка не
закона о стандарте общего образования, а
пересмотр Конституции РФ либо трансформация
самого определения “общее образование”. А также
перераспределение федеральных бюджетных затрат,
в том числе между отдельными ступенями
образования.
Назрел выход образования на рынок
Общее образование нуждается не в стандартах, а в
выходе на нормальный рынок. Точнее, в
законодательном разрешении открыто
представлять себя на рынке и отказе от фикций о
бесплатности и общедоступности. Бесплатность,
толкуемая в совокупности с принципом
общедоступности, означает равный доступ к
образовательному ресурсу и равенство на старте,
а не на финише. То есть на ступени дошкольного
образования. Аксиоматично, что личность
формируется в возрасте от двух до пяти лет. 17-летнего
недоросля не исправит самый элитный вуз. ГИФО
должны выдаваться не студентам, а дошкольникам.
Высшая школа сегодня – наименее эффективная с
точки зрения социальной общественной
потребности образовательная составляющая.
Несмотря на то, что ей удалось пройти истекшие 10
лет безвременья с наименьшими потерями по
сравнению с той же системой ДОУ.
И если кто-либо посмеет вслух усомниться, что
образование давно живет реальной рыночной
жизнью, я открыто назову его лжецом. В
обоснование данного утверждения приведу пока
лишь один малоизвестный факт. На вопрос о
возможности повышения заработной платы
бюджетникам за счет накопленного профицита
бюджета на заседании Госдумы 12 февраля с.г.
председатель Правительства РФ М.Касьянов
ответил: “Повысив зарплату, не обеспечив это
материальным производством и всем другим, как и
положено в общей макроэкономической модели, мы
разрушим существующую стабильность. Нечего
будет покупать в магазинах. Вырастет инфляция”.
Таким образом, в уродливой, застандартизованной
экономике нынешняя нищенская зарплата учителя –
это гарантия общей экономической стабильности в
стране!
И не повысить эти зарплаты вызовом Починка на
комсомольское собрание “Единой России” в
период предвыборной суеты!
И дело совсем не в “неосведомленности”
Президента в данном вопросе.
Просто надо вырвать школу из казначейского плена
и пустить на рынок.
Воспеваемые же ныне и пафосно ожидаемые законы –
очередной ложный ориентир в образовательной
отрасли. Это чертежи замечательного двигателя,
для которого не изобретено пока топлива.
Хороших законов в российском образовании – пруд
пруди. Некоторые из этих норм приостанавливаются
с принятием очередного ежегодного закона о
госбюджете. Ключевой – Закон РФ “Об
образовании” – фактически отменен явочным
порядком исполнительной властью. Эта плотина
великолепных правовых норм рискует быть
увенчанной еще парой-тройкой федеральных
деклараций... А река российской индустрии знаний
течет по своему руслу – мимо этой плотины...
|