Симон СОЛОВЕЙЧИК
Чем должно заниматься
Министерство образования...
АХ, ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ, что где-то есть человек,
действительно способный руководить народным
образованием в наше трудное время! Газеты писали
бы о нем на всех четырех полосах и каждый день. И
поверьте, добились бы, чтобы всех нынешних
отпустили с миром, а новая команда взяла бы
бразды правления в свои крепкие руки.
“Но нету чудес, и мечтать о них нечего”, –
сказано поэтом.
Время, когда казалось, что стоит всех снять и
наступит царство Божие на земле, – ушло. Сегодня
так могут думать только совсем уж дурачки. Жизнь
представляется им очень простой: порвешь
портянку на груди, и все переменится. Но это не
так.
Чудес действительно не бывает. Но мечтать-то ведь
можно. И самая знаменитая критическая статья
называлась “Литературные мечтания”... Я не
собираюсь мечтать, я предлагаю подумать: а чем,
собственно говоря, должно заниматься
Министерство образования?
Сразу определим, что всякое министерство, в том
числе и образования, – чиновничий орган, часть
общей чиновничьей государственной системы, без
которого государство не может существовать. У
государства четыре силы: казна, армия, полиция и
чиновники. Поэтому когда министерских
работников называют чиновниками – это их хвалят,
а не ругают. О, если бы они и в самом деле были
истинными чиновниками, любящими государственную
службу и заботящимися о процветании государства!
Боюсь, что беда нынешнего министерства в том, что
оно состоит из плохих чиновников. Сразу же
оговорюсь, что подлинный чиновник вырастает лишь
на многолетней службе, а нынешний, скороспелый и
доморощенный, пока еще путает, где служба, где
дружеские отношения и в чем, собственно говоря,
состоит смысл его работы.
Сейчас только и говорят о том, что у государства
не сформирована политика. Про военных – что у них
нет военной доктрины, про дипломатов – что у них
нет доктрины наших зарубежных интересов, про
экономистов – что у них нет экономической
доктрины. Ни у кого нет доктрин. Только у нашего
Министерства образования есть. Вначале всем
казалось, что доктрина – это нечто ученое и
хитроумное. Разрабатывались планы федеральной
реформы школ, объявлялись конкурсы, составлялись
региональные планы, и всем казалось, что вот-вот...
Вот возникнет некий план наподобие
достославного пятилетнего, и по плану, то есть по
доктрине, система заработает.
Доктрина эта проста: привести школы к возможно
большему однообразию, чтобы их легче было
контролировать. Другими словами, выполняется
идея всякого чиновного министерства. Все
контролировать. На все иметь аттестацию,
лицензию, разрешение и допуск.
Ничего недозволенного.
А так как времена новые, демократические, то на
доктрину эту, выработанную в том же самом здании,
где находится сейчас министерство, еще лет 50
назад, набрасывается вуаль: позвольте, у нас 40
базисных планов – это ли не свобода? У нас
альтернативные школы, у нас вариативное обучение,
у нас... Я не могу запомнить всех этих пустых слов,
которыми прикрывается жесткая суть.
А ведь на самом деле политика Министерства
образования должна быть прямо противоположной.
Это же неправда, будто так уж необходимо
сохранить единое педагогическое пространство и
будто кто-то угрожает ему. Это же неправда, что
если в какой-то школе не проходят “Капитанскую
дочку”, то мир рухнет, дети не смогут поступить в
университет и во всей стране исчезнет духовность.
Это все чистая демагогия, и стыдно смотреть в
глаза образованному и умному человеку, когда он
утверждает, будто отсутствие математики в
программе каких-то частных школ угрожает
обороноспособности страны.
Все это, как бывало в прежние времена, попытки
найти какие-то оправдательные аргументы и
соблюсти интеллигентное лицо в дурных
обстоятельствах. Прежде в ЦК выдумывали какие-нибудь
бредовые идеи, а академики строчили статьи и
книги, этот бред оправдывающие. В результате вся
действительность приобретала бредовый характер,
и все сомневающиеся, то есть нормальные люди,
изгнаны за пределы педагогического сообщества.
Увы! Сейчас дела обстоят примерно так же. Опять
бред, опять аргументы, опять заседания...
А что нужно Министерству образования с точки
зрения государства для его будущего и даже, если
о том пошла речь, его обороноспособности? Чего
должен добиваться чиновник, находящийся на
службе у древнего и вместе с тем молодого
Российского государства?
Ответ банальный. Да просто хорошего образования
для возможно большего числа российских детей. А
для образования нужны хорошие школы, больше
ничего. Что такое хорошая школа – можно спорить
до бесконечности, но тем не менее все люди знают,
какая школа хорошая, какая плохая.
Продукция Министерства образования – не законы,
инструкции, совещания, а хорошая школа. Хорошая
же школа образуется лишь от соединения двух
причин: давних хороших традиций в этой школе и
хорошего директора.
Все остальное образуется само собой: найдутся и
учителя, и учебники, и спонсоры, и средства на
ремонт, и программы, и планы, и методические
пособия. Все ладится в школе, где есть хороший
директор и ему не мешают. И нет на свете средств
сделать школу хорошей при плохом директоре, хоть
тысячи стандартов вводи, хоть двадцать лицензий,
хоть тридцать аттестаций. Если в школе плохой
директор, ей поможет только землетрясение,
которое разрушит ее. Но без человеческих жертв.
Спорить с этим утверждением невозможно. Есть
лишь одна лицензия – диплом педагога, и есть
законы, запрещающие, например, бить детей,
воровать, насильничать и держать в одном классе
больше такого-то числа учеников. Чем же должно
заниматься министерство? Тем, чтобы в школах
соблюдались общегосударственные законы, – это
минимум (чтобы в школах не били детей и дети не
били учителей), и тем, чтобы было как можно больше
хороших директоров, а главное, чтобы было меньше
плохих. Каким образом это сделать, каким образом
увеличить число хороших директоров и,
следовательно, хороших школ – не знаю и знать не
должен. На это и есть Министерство образования со
всеми его чиновниками.
|