Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2003


АКЦИЯ

От Макаренко к... Макаренко

...С плаката на меня смотрел задумавшийся курящий человек. Подпись немало удивила: “Антон Семенович Макаренко”. Это – Макаренко?! За десятилетия он стал педагогом-легендой. С этим именем отождествлялся образ с единственно знакомого большинству портрета строгого мужчины в круглых очках. Но стоило увидеть Макаренко “неформального” – и пришла мысль: а ведь жил-был человек – учился, работал, творил, боролся. Это сегодня он признан одним из выдающихся учителей ХХ века, но ведь новаторский педагогический метод родился не в два счета. Насколько глубоко нужно было изучить жизнь школы, чтобы элемент за элементом выстроилась новая система воспитания.
Такое переосмысление застало меня в московской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования на открытии международной конференции “Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства”.
Поддержка этого мероприятия Госдумой и Минобразования России весьма наглядно доказывает: наследие Макаренко собираются серьезно вернуть в систему образования на государственном уровне. А вот собравшихся педагогов в востребованности макаренковских идей в наши дни убеждать не было никакого смысла. Опытом своих учебных заведений (сельских и городских школ, профессиональных училищ, детских домов, коррекционных интернатов) они уже показали, как проверенные жизнью вещи перенести на язык современных технологий. И в том, что столь современное слово “технология” применимо к практике из далекого прошлого, здесь тоже никто не сомневался. Дали ей имя “макаренковедение” и в контексте проблем, решенных некогда автором “Флагов на башнях” и “Педагогической поэмы”, стали смотреть на воспитание сегодняшних школьников.
Скажем, Валентина БЕРЕЗИНА, начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, проводит не одну и не две параллели между Концепцией модернизации и системой Макаренко:
– Антон Семенович считал, что школа должна выпускать человека не только высокообразованного, но и предприимчивого, готового к сотрудничеству, ответственного за судьбу страны. Мы тоже хотим, чтобы в школе, помимо интеллекта, у детей взращивались эти качества, нужные им в жизни.
Полностью концепция поддерживает и такой принцип, при котором ребенок не является объектом воспитания. К нему следует проявлять должное уважение.
У Макаренко для концепции почерпнуто и понятие “близкая, средняя и дальняя перспективы”: ученик должен видеть этапы, через которые ему предстоит пройти.
И, конечно, вопрос прав и обязанностей ребенка в системе образования. Лишь вкупе эти вещи дают позитивные результаты.
Как представитель министерства Березина также заявила, что на воспитание в школьных стенах возлагается большая ответственность. Недаром в качестве управленческого рычага при аттестации образовательного учреждения в числе прочего учитывается оценка воспитательной деятельности.
Производительный труд, говоря словами Макаренко, “вырабатывающий умение координировать личные и общественные интересы”, с середины 30-х годов прошлого века постепенно “выдавливался” из нашей школы. Но возвращается, чтобы 30-летние перестали сидеть на шее у родителей, научились бы обеспечивать себя и, соответственно, государство. Пока далеко не все учителя могут с уверенностью сказать, что их нынешние ученики обеспечат им достойные пенсии. Как в условиях рынка удается производительный труд сделать инструментом воспитания, как раз и обсуждалось на одной из сессий конференции, в докладах о школах-хозяйствах и “терапевтических общинах”.
На “круглых столах”, сессиях, рабочих совещаниях и даже в концертных программах участники конференции (к слову, приуроченной к 115-летию со дня рождения великого педагога) ненароком, да вспоминали об идеологических “собаках”, навешанных на Макаренко. Вспоминали и... забывали, тем самым, по их мнению, восстанавливая справедливость. Каждый из них, приехавших в эти апрельские дни в Москву, не задумываясь, подписался бы под словами Горького, адресованными Антону Макаренко: “...Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается...”
Безоглядно переносить идеи прошлого на почву XXI века никто, к счастью, не рискует – все равно не приживутся. Но адаптировать пытаются. Результаты есть.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru