От Макаренко к... Макаренко
...С плаката на меня смотрел задумавшийся
курящий человек. Подпись немало удивила: “Антон
Семенович Макаренко”. Это – Макаренко?! За
десятилетия он стал педагогом-легендой. С этим
именем отождествлялся образ с единственно
знакомого большинству портрета строгого мужчины
в круглых очках. Но стоило увидеть Макаренко
“неформального” – и пришла мысль: а ведь жил-был
человек – учился, работал, творил, боролся. Это
сегодня он признан одним из выдающихся учителей
ХХ века, но ведь новаторский педагогический
метод родился не в два счета. Насколько глубоко
нужно было изучить жизнь школы, чтобы элемент за
элементом выстроилась новая система воспитания.
Такое переосмысление застало меня в московской
Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования на
открытии международной конференции “Педагогика
А.С. Макаренко в решении проблем современного
детства”.
Поддержка этого мероприятия Госдумой и
Минобразования России весьма наглядно
доказывает: наследие Макаренко собираются
серьезно вернуть в систему образования на
государственном уровне. А вот собравшихся
педагогов в востребованности макаренковских
идей в наши дни убеждать не было никакого смысла.
Опытом своих учебных заведений (сельских и
городских школ, профессиональных училищ, детских
домов, коррекционных интернатов) они уже
показали, как проверенные жизнью вещи перенести
на язык современных технологий. И в том, что столь
современное слово “технология” применимо к
практике из далекого прошлого, здесь тоже никто
не сомневался. Дали ей имя “макаренковедение” и
в контексте проблем, решенных некогда автором
“Флагов на башнях” и “Педагогической поэмы”,
стали смотреть на воспитание сегодняшних
школьников.
Скажем, Валентина БЕРЕЗИНА, начальник Управления
воспитания и дополнительного образования детей
и молодежи Минобразования России, проводит не
одну и не две параллели между Концепцией
модернизации и системой Макаренко:
– Антон Семенович считал, что школа должна
выпускать человека не только
высокообразованного, но и предприимчивого,
готового к сотрудничеству, ответственного за
судьбу страны. Мы тоже хотим, чтобы в школе,
помимо интеллекта, у детей взращивались эти
качества, нужные им в жизни.
Полностью концепция поддерживает и такой
принцип, при котором ребенок не является
объектом воспитания. К нему следует проявлять
должное уважение.
У Макаренко для концепции почерпнуто и понятие
“близкая, средняя и дальняя перспективы”:
ученик должен видеть этапы, через которые ему
предстоит пройти.
И, конечно, вопрос прав и обязанностей ребенка в
системе образования. Лишь вкупе эти вещи дают
позитивные результаты.
Как представитель министерства Березина также
заявила, что на воспитание в школьных стенах
возлагается большая ответственность. Недаром в
качестве управленческого рычага при аттестации
образовательного учреждения в числе прочего
учитывается оценка воспитательной деятельности.
Производительный труд, говоря словами Макаренко,
“вырабатывающий умение координировать личные и
общественные интересы”, с середины 30-х годов
прошлого века постепенно “выдавливался” из
нашей школы. Но возвращается, чтобы 30-летние
перестали сидеть на шее у родителей, научились бы
обеспечивать себя и, соответственно, государство.
Пока далеко не все учителя могут с уверенностью
сказать, что их нынешние ученики обеспечат им
достойные пенсии. Как в условиях рынка удается
производительный труд сделать инструментом
воспитания, как раз и обсуждалось на одной из
сессий конференции, в докладах о школах-хозяйствах
и “терапевтических общинах”.
На “круглых столах”, сессиях, рабочих
совещаниях и даже в концертных программах
участники конференции (к слову, приуроченной к 115-летию
со дня рождения великого педагога) ненароком, да
вспоминали об идеологических “собаках”,
навешанных на Макаренко. Вспоминали и... забывали,
тем самым, по их мнению, восстанавливая
справедливость. Каждый из них, приехавших в эти
апрельские дни в Москву, не задумываясь,
подписался бы под словами Горького,
адресованными Антону Макаренко: “...Удивительный
Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь
нуждается...”
Безоглядно переносить идеи прошлого на почву XXI
века никто, к счастью, не рискует – все равно не
приживутся. Но адаптировать пытаются. Результаты
есть.
Инна АЛЕЙНИКОВА
|