Не обижайте крестьянских
детей
Во времена коренных социально-экономических
преобразований создания многоукладной
экономики в сельском хозяйстве проблема малых
сел и деревень, которые незаслуженно в свое время
получили статус “неперспективных”, становится
наиболее актуальной, так как именно им
принадлежит немалая роль в развитии различных
форм хозяйствования.
Важным составным звеном в развитии села и
крестьянства является малокомплектная
начальная школа, закладывающая семена доброго,
уважительного отношения к родной земле и людям,
работающим на ней. Нет сомнений, что будущее этих
сел зависит не от “варягов”, а от хозяев земли, с
молоком матери впитавших все трудности и радости
крестьянского труда.
Школы, о которых пойдет сегодня речь, не совсем
обычны. В них порой насчитывается 1 или 2 ученика,
которые еще не знают, что им не повезло: они
ученики малокомплектных начальных школ.
Статистика нам подсказала, что в 2001–2002 учебном
году в области насчитывалось 23 школы с 1 или 2
учениками. К 2005–2006-му году их число увеличится до
31.
Все они разбросаны по “медвежьим углам”, но они
воспитывают человека, которому хочется
надеяться на лучшее, возрождая российскую
деревню. Это ему обустраивать Россию. Как он это
будет делать, зависит от того, что мы сделаем для
него сегодня.
Власти, декларируя заботу о возрождении села и
крестьянских подворий, забывают, что во все
времена школа была центром села, его связующим
звеном.
В период предвыборной кампании чиновники с
высоких трибун заверяли сельских избирателей,
что ни одна сельская школа даже при одном ученике
не будет закрыта. И слово они свое “держат”.
Протягивая селу руку, подставляют ногу.
Согласно приказу министра образования области,
Базисный учебный план на новый 2003/2004 учебный год
в малокомплектных начальных школах с 1 или 2
учениками сокращается наполовину. Вместо 25 часов
выделяется 13. Это математика – 4 часа, филология
– 7 и ознакомление с окружающим миром – 2 часа.
При этом о некоторых учебных предметах
крестьянские дети впервые услышат, когда будут
обучаться в 5-м классе основной школы.
Хотелось бы спросить чиновников, которых
содержат за счет налогов в том числе и казеевские
крестьяне. Почему вы стараетесь обучать свое
чадо за бугром или в престижном лицее, гимназии?
Почему бы вам не отдать своего ребенка на
обучение, к примеру, в деревню Казеевку, где детей
будут обучать наполовину? То есть трем падежам
вместо шести, читать учить через строчку, а уж
если петь, то в самую пору: “Я чуть-чуть беременна...”.
Хочется верить, что очередная глупость в
образовании временна, ибо чуть-чуть школы не
бывает: либо она есть, либо ее нет.
К чему приведет подобное решение, нетрудно
догадаться. Кто захочет жить в деревне, где его
ребенка будут обучать наполовину?! На подобные
грабли мы уже наступали, но, видимо, выводов не
сделали.
Только на территории Алферьевской сельской
администрации, где расположено село Казеевка, со
дня образования совхоза “Вязовский” закрыто
пять малокомплектных начальных школ и как
следствие обречены на вымирание некогда
многолюдные села с неплохой производственной
базой.
Интеграция в области сельского хозяйства с
образованием центральных усадеб, средних школ и
сети интернатов при них противоречила самой
природе человека. К примеру, два тракториста
работают на одном поле, выполняют одну и ту же
работу. Но в конце смены одного ждет
общечеловеческая радость общения с детьми, а
другого, что проживает в отделении, бессонные
ночи от чувства тревоги за ребенка, проживающего
в интернате.
Централизация нарушила сложившийся веками
социально-экономический уклад в жизни деревни,
породила массовую миграцию крестьян из
отделений совхоза. Не видя перспективы развития
своих сел, люди оставляли землю предков и уезжали,
заколотив крест-накрест глазницы родных изб, не
“за туманом и за запахом тайги”, а туда, где дети
могли посещать детский сад, школу, учреждения
дополнительного образования, да и сами родители
могли бы проводить интересно досуг.
В результате: где она, сеть пришкольных
интернатов? Где параллельные классы средних школ,
которые, как правило, формировались за счет детей
из отделений совхозов? И, наконец, где они,
совхозы, заверяющие родителей, что их детей будут
ежедневно подвозить в школу? А что чиновники?
Дитя не плачет – мать не разумеет. Им трудно
представить себя на месте тех родителей, кто
ежедневно в любую погоду провожает своих детей
за пять и более километров в школу соседнего села.
Им не понять слез родителей, испытывающих
постоянную тревогу, провожая одного или двух
малышей в дорогу.
Да и кто из учителей, и без того имеющих нищенскую
зарплату, согласится ходить за несколько
километров в соседнюю деревню, работая шесть
дней в неделю за половину ставки? Подобной
зарплаты, если ее так можно назвать, хватит лишь
на приобретение поношенной обуви, чтобы ходить
учить детей.
При всем этом согласно приказу министра
образования области школы, в которых учатся 1–2
ученика, не закрываются, в них лишь сокращается
наполовину Базисный учебный план. Не правда ли,
мудрейшее решение приняли чиновники от
образования! Мы, мол, здесь вовсе ни при чем. Школы
из-за отсутствия детей самоликвидируются.
Удивляет и такой факт, что депутат городской Думы
в телепередаче “Вместе” пояснила, что в городе
имеет место большая экономия финансов в сфере
образования. Уместен вопрос министру
образования: почему бы за счет экономии не
профинансировать 31 школу, где обучаются
крестьянские дети, сохранив при этом 31 село?
Сегодня в Казеевке остались те люди, кто не может
представить себе жизнь без родного села, без
полей, на которых из поколения в поколение
трудились их предки. Эти люди, их дети, живущие с
ними, и есть последняя надежда на сохранение и
возрождение деревни.
Не будет преувеличением сказать, что
малокомплектная начальная школа обладает
своеобразным магнитным полем, которое
притягивает к себе, хранит надежду на сохранение
и возрождение села. Учитель был и остается
основным просветителем. В школу идут за советом
по большим и малым бытовым проблемам, при этом
еще никто, как в намоленном храме, не переступил
порог школы, предварительно не сняв головного
убора и обуви, считая это место святым. Такова
истина.
За годы работы в Казеевской школе я выпустил из
ее стен в большую жизнь более 30 учащихся. Это
новый день села. Все они – дети крестьян. Среди
них студенты Сельскохозяйственной, Архитектурно-строительной
академий, трактористы, повара и т.п. Захотят ли
они вернуться в родное село, завести свое
крестьянское хозяйство, если в селе нет даже
начальной школы, клуба и т.п.? Для учащихся
основной школы не организован подвоз. Думается,
вряд ли.
При таком подходе к организации обучения
крестьянских детей невозможно рассчитывать на
успешную реализацию губернаторской программы по
развитию села и возрождению крестьянства. Не
захлестнет ли деревню очередная миграционная
волна, подобная мощному разрушительному
девятому валу?
Декларации о возрождении села без начальной
школы так и останутся подслащенным словоблудием,
и к следующим выборам может случиться так, что
сладкоречивые программы развития села и
крестьянских хозяйств в 31 деревне слушать будет
некому. Лишь зловещий крик воронья будет
тоскливо возвещать о том, что здесь была деревня
и жили трудолюбивые, любящие свою малую родину
люди.
Для того чтобы сохранить села, нам нужно
оглянуться на сельские школы. И окажется, что это
и есть тот самый ключ, которым можно открыть
дверь в будущее нашей деревни.
Нынешние ученики – это завтрашний день села, в
котором корни России. Возродить Россию – значит
возродить село, а это под силу только духовно
богатому, здоровому и образованному поколению
сегодняшней малышни. Не случайно народная
мудрость гласит: “Когда мелеет река, идут к
истоку”.
Алексей МАЛЬКОВ,
учитель Казеевской
малокомплектной начальной школы
|