Симон СОЛОВЕЙЧИК
Вечера, которыми живет школа
Педагогическая мысль развивается обычно
в одном из двух направлений:
1. Как навести порядок, как повысить
требовательность, как заставить всех детей
учиться, как наказывать нарушителей дисциплины
– словом, по линии постоянного ужесточения.
2. Как сделать школу близкой ученикам, какие
радости доставить детям, как смягчить обстановку,
что еще сделать для того, чтобы охранить хрупкое
детское достоинство, как укрепить уважение к
школе.
Главный вопрос педагога первого толка: боятся ли
дети школы? Главная жалоба: нынешние дети школы
не боятся, надо срочно принимать меры. Куда
смотрит правительство?
Главный вопрос педагога второго толка:
любят ли дети школу? Есть одно желание, одно
бесконечное стремление: сделать школу получше,
потеплее.
А что самое теплое для ребенка? Его дом. Дом, где
его любят, где у него есть свое место, где его
окружают родные люди, где он всегда в
безопасности. Чувство Родины начинается с
родного дома, и не случайно в педагогике
появилось понятие “школьный патриотизм” –
любовь к своей школе.
Среди стимулов, поддерживающих ребенка,
помогающих ему справляться с нудными школьными
заданиями и делами, школьный патриотизм занимает
очень важное место, и все лучшие педагоги, все
основатели авторских школ, все новаторские,
альтернативные и инновационные школы – все
стараются привить детям это дорогое чувство
любви ко второму дому. Ну не получается любовь –
так хотя бы приязнь должна быть.
Сама собой любовь к школе появляется там, где в
школе поддерживают хорошие отношения с детьми,
где применяется педагогика сотрудничества, где к
детям относятся с уважением и где осуществляется
главная школьная справедливость: всех хорошо
учат. В конечном счете выпускники школы гордятся
не самой школой, не зданием и даже не почтенным
возрастом школы, а учителями.
Дети, а тем более выпускники школы, гордятся
учителями, как родителями. Надо сказать, что на
детей очень действует почет, который оказывает
школьное начальство их педагогу, – в том, конечно,
случае, если учитель им нравится. Когда хорошему
учителю присваивают звание заслуженного и
чествуют его, ученики счастливы. Но не приведи
Господь сказать вслух доброе слово об учителе,
которого ученики боятся или просто не любят!
Малый, школьный, патриотизм, как и большой –
любовь к Родине, – не терпит никакой фальши,
никакой натяжки, показухи, нарочитости.
Хороший учитель – это настоящее. Хорошая школа,
хорошие учителя – это часть нашей личности, это
“я” каждого человека. Когда говорят о
выдающемся музыканте или художнике, то
непременно называют его учителей, и если это
известные педагоги, то сам факт обучения у них
идет нынешней звезде в зачет – увеличивает
уважение.
Искусственно любовь не вызовешь; но ее можно
искусно культивировать, исподволь внушая детям,
что у них – хорошая, а может быть, даже и особая
школа. Для этого вовсе незачем бранить или
унижать соседние школы; для этого вполне
достаточно подчеркивать, что существует некий
уровень поведения и морали, ниже которого в нашей
школе не опускаются.
Человек плохо учится; никакими уговорами не
удается на него подействовать. Но можно сказать
ему: “В нашей школе принято учиться хорошо”. Нет,
и это, конечно, не подействует, но – заденет.
Тут есть некое самодостаточное основание, не
требующее объяснений и доказательств. “Почему
это в нашей школе нельзя плохо учиться?” – “А
вот нельзя. Не принято”.
И не нужно длинных речей о пользе знания и про то,
что учение – свет.
Этот полезный миф о необычной школе, к которой мы
имеем честь принадлежать, можно создавать
многими способами. В конце концов, вся наша жизнь
состоит из мифов, почему же не воспользоваться
этой особенностью человеческого сознания? Миф –
то, во что верят, а положительная вера в доброе
никогда никому не мешала.
Ничто так не укрепляет светлый миф о светлой
школе, как вечера встречи с бывшими выпускниками.
Только надо помнить, что вечера эти не столько
для бывших выпускников, сколько для нынешних
учеников. Идеология традиционного вечера не в
том, что вот, дескать, какими мы стали (что тоже
важно), сколько в демонстрации выпускникам
нынешних замечательных успехов школы. Все, что
можно повесить на стену, выставить напоказ,
пропеть и продекламировать, – все годится, если
это все без вранья. Чем больше будут волноваться
педагоги в ожидании встречи, чем больше удастся
им передать волнение детям, особенно нынешним
выпускникам, тем лучше.
Во всех этих делах буквально незаменима
коммунарская воспитательная методика И.П.Иванова,
в ней детально разработаны механизмы вовлечения
подростка в работу. По этой методике важна не
дискотека, а сложная система подготовки к ней,
придумывание ее, разделение обязанностей и,
главное, совместное обсуждение результатов. Вся
эта деятельность заставляет подростка идти в
школу вечером после уроков – и так он находит
друзей, находит достойное общество и
привязывается к школе.
А еще ведь есть выпуск стенных (а теперь уже и
печатных) газет. Неформальная школьная газета,
быть может, ежедневная, со сменными редакциями,
требует усилий десятков ребят, и все они запомнят
эти вечера над листами ватмана и всю эту
творческую атмосферу свободы, легкости и
дружества.
Что еще? А еще – походы, и сборы на каникулах по
коммунарской методике, и научные общества, и
особенно праздники, праздники, праздники,
общенародные и свои – местные, школьные. Когда
церковный календарь определял все течение дней,
люди жили от праздника к празднику. И всякая
школа живет от каникул до каникул. Но если на эту
жизнь наложить сетку традиционных празднеств, к
каждому из которых надо готовиться, то школа
будет занимать в жизни детей гораздо больше
места и школьный патриотизм разовьется сам собою.
|