Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2003


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Вечера, которыми живет школа

Педагогическая мысль развивается обычно в одном из двух направлений:

1. Как навести порядок, как повысить требовательность, как заставить всех детей учиться, как наказывать нарушителей дисциплины – словом, по линии постоянного ужесточения.
2. Как сделать школу близкой ученикам, какие радости доставить детям, как смягчить обстановку, что еще сделать для того, чтобы охранить хрупкое детское достоинство, как укрепить уважение к школе.
Главный вопрос педагога первого толка: боятся ли дети школы? Главная жалоба: нынешние дети школы не боятся, надо срочно принимать меры. Куда смотрит правительство?

Главный вопрос педагога второго толка: любят ли дети школу? Есть одно желание, одно бесконечное стремление: сделать школу получше, потеплее.
А что самое теплое для ребенка? Его дом. Дом, где его любят, где у него есть свое место, где его окружают родные люди, где он всегда в безопасности. Чувство Родины начинается с родного дома, и не случайно в педагогике появилось понятие “школьный патриотизм” – любовь к своей школе.
Среди стимулов, поддерживающих ребенка, помогающих ему справляться с нудными школьными заданиями и делами, школьный патриотизм занимает очень важное место, и все лучшие педагоги, все основатели авторских школ, все новаторские, альтернативные и инновационные школы – все стараются привить детям это дорогое чувство любви ко второму дому. Ну не получается любовь – так хотя бы приязнь должна быть.
Сама собой любовь к школе появляется там, где в школе поддерживают хорошие отношения с детьми, где применяется педагогика сотрудничества, где к детям относятся с уважением и где осуществляется главная школьная справедливость: всех хорошо учат. В конечном счете выпускники школы гордятся не самой школой, не зданием и даже не почтенным возрастом школы, а учителями.
Дети, а тем более выпускники школы, гордятся учителями, как родителями. Надо сказать, что на детей очень действует почет, который оказывает школьное начальство их педагогу, – в том, конечно, случае, если учитель им нравится. Когда хорошему учителю присваивают звание заслуженного и чествуют его, ученики счастливы. Но не приведи Господь сказать вслух доброе слово об учителе, которого ученики боятся или просто не любят! Малый, школьный, патриотизм, как и большой – любовь к Родине, – не терпит никакой фальши, никакой натяжки, показухи, нарочитости.
Хороший учитель – это настоящее. Хорошая школа, хорошие учителя – это часть нашей личности, это “я” каждого человека. Когда говорят о выдающемся музыканте или художнике, то непременно называют его учителей, и если это известные педагоги, то сам факт обучения у них идет нынешней звезде в зачет – увеличивает уважение.
Искусственно любовь не вызовешь; но ее можно искусно культивировать, исподволь внушая детям, что у них – хорошая, а может быть, даже и особая школа. Для этого вовсе незачем бранить или унижать соседние школы; для этого вполне достаточно подчеркивать, что существует некий уровень поведения и морали, ниже которого в нашей школе не опускаются.
Человек плохо учится; никакими уговорами не удается на него подействовать. Но можно сказать ему: “В нашей школе принято учиться хорошо”. Нет, и это, конечно, не подействует, но – заденет.
Тут есть некое самодостаточное основание, не требующее объяснений и доказательств. “Почему это в нашей школе нельзя плохо учиться?” – “А вот нельзя. Не принято”.
И не нужно длинных речей о пользе знания и про то, что учение – свет.
Этот полезный миф о необычной школе, к которой мы имеем честь принадлежать, можно создавать многими способами. В конце концов, вся наша жизнь состоит из мифов, почему же не воспользоваться этой особенностью человеческого сознания? Миф – то, во что верят, а положительная вера в доброе никогда никому не мешала.
Ничто так не укрепляет светлый миф о светлой школе, как вечера встречи с бывшими выпускниками.
Только надо помнить, что вечера эти не столько для бывших выпускников, сколько для нынешних учеников. Идеология традиционного вечера не в том, что вот, дескать, какими мы стали (что тоже важно), сколько в демонстрации выпускникам нынешних замечательных успехов школы. Все, что можно повесить на стену, выставить напоказ, пропеть и продекламировать, – все годится, если это все без вранья. Чем больше будут волноваться педагоги в ожидании встречи, чем больше удастся им передать волнение детям, особенно нынешним выпускникам, тем лучше.
Во всех этих делах буквально незаменима коммунарская воспитательная методика И.П.Иванова, в ней детально разработаны механизмы вовлечения подростка в работу. По этой методике важна не дискотека, а сложная система подготовки к ней, придумывание ее, разделение обязанностей и, главное, совместное обсуждение результатов. Вся эта деятельность заставляет подростка идти в школу вечером после уроков – и так он находит друзей, находит достойное общество и привязывается к школе.
А еще ведь есть выпуск стенных (а теперь уже и печатных) газет. Неформальная школьная газета, быть может, ежедневная, со сменными редакциями, требует усилий десятков ребят, и все они запомнят эти вечера над листами ватмана и всю эту творческую атмосферу свободы, легкости и дружества.
Что еще? А еще – походы, и сборы на каникулах по коммунарской методике, и научные общества, и особенно праздники, праздники, праздники, общенародные и свои – местные, школьные. Когда церковный календарь определял все течение дней, люди жили от праздника к празднику. И всякая школа живет от каникул до каникул. Но если на эту жизнь наложить сетку традиционных празднеств, к каждому из которых надо готовиться, то школа будет занимать в жизни детей гораздо больше места и школьный патриотизм разовьется сам собою.

Рейтинг@Mail.ru